branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

Автобан из Украины в Россию обойдется инвесторам в 5 млрд долл

-----
Автобан из Украины в Россию обойдется инвесторам в 5 млрд долл
Только строительство трассы Косини-Винница-Киев будет стоить, по предварительным подсчетам, 4,7 млрд. долл. Автобан из Винницы на Россию обойдется инвесторам в 5 млрд. Интереснейшая в плане торгового оборота трасса Европа-Азия, которая пройдет через южные районы области, оценивается почти в 7 млрд. долл., пишет украинский еженедельник "Зеркало Недели".

Пилотным первенцем правительственной Программы создания и функционирования национальной сети международных транспортных коридоров избран участок Винница-Киев. На нём и будут отрабатываться все новые для Украины технологии, необходимые для создания по международным нормам автобанов высшей категории класса А1.

Сегодняшняя протяженность дороги от Винницы к Киеву составляет 290 км, так что множество автомобилистов тратят на нее по служебным, торговым и прочим делам по три с половиной - четыре часа только в один конец. Новая же, являющаяся частью международного транспортного коридора №3 Южной трансевропейской автомагистрали "Западная граница - г.Киев", пройдет не через Житомир, а возле Белой Церкви, что позволит сократить путь до 156 км. Благодаря своему расположению Виннитчина в проекте "Транскор" получила на руки географический "туз" - по ее территории будут проложены сразу три автобана международного класса А1. И новость - что область станет потенциальным "окном" Украины в Европу - уже сейчас мало кого оставила равнодушным.

Мэр Винницы уже побывал в Италии по приглашению "строителей" так называемой дороги №5. Дело в том, что в направлении Восточной Европы сегодня строятся два коридора: №4 - через Францию, Германию, Польшу и Венгрию к границе Украины и №5 - через Испанию, Италию, Словению и Венгрию к нашему Чопу. Естественно, между ними серьёзная конкуренция по срокам строительства.

- Предварительно мы договорились, что проведём серию переговоров с Кабмином, комитетами Верховной Рады, - поделился своими соображениями с "ЗН" Александр Домбровский. - И как только заручимся их поддержкой, создадим международную группу, куда будут входить мэры городов, близлежащих к "транскорам", чтобы координировать и направлять эту работу. В Украине нет необходимых 25-26 млрд. долл. для такого строительства. Сегодня Евросоюз готов профинансировать эти работы на 20%, Европейский банк реконструкции и развития, а также Международный банк - еще на 30%. Есть мощные частные инвесторы. Вопрос упирается только в политическую стабильность. Мы едва-едва отошли от выборов в Верховную Раду, а на горизонте уже выборы президентские. Потенциальные инвесторы очень озабочены развитием ситуации. И нам уже сейчас необходимо озаботиться сильной инициативной группой.

Закономерный вопрос - а в чем же непосредственный интерес Винницы? Во-первых, сооружение автобана потребует свыше 64 тыс. специалистов. Причем не только строителей, дорожников, сварщиков. Когда через территорию области ежедневно будут проходить до 50 тыс. автомобилей из Европы на Россию и Азию, их нужно будет заправить, помыть, технически обслужить, а людей - накормить и предоставить все необходимые услуги. Т.е. рядом с новыми дорогами появится целая инфраструктура сервиса. А чтобы все так и получилось, уже свыше пяти лет работает команда специалистов под руководством Николая Парийчука - генерального директора "Винница-Транскор". И - не зря. На днях Кабмин уже официально утвердил участие АО "Укртранскор" в строительстве автобанов. "Транскор" требует серьёзнейшей перестройки и самого города в определённых сферах. Например, в смысле единого понимания качества, поскольку мировые стандарты - достаточно жесткая вещь.

Вопрос только, готовы ли к такой работе украинские предприятия. Ведь получить подряды они смогут лишь при высокой квалификации персонала, наличии сертификатов мирового образца на выполнение проектных, строительно-монтажных и других работ. Получением таких сертификатов, фактически допусков к работе, сейчас озаботились уже многие. "Игра" стоит свеч, поскольку сделает востребованными отечественные технологии и материалы. Например, кубического щебня европейского образца, который "держит" дорожное покрытие в два-три раза дольше обычного. Или - "Транскору" нужны 12,5 млн. ламп освещения, которые можно было бы выпускать на ряде винницких заводов бывшей "оборонки". Это - реальный инструмент возвращения людей с базаров в производственные цеха.

Пока что именно мировые стандарты качества ICO 9000 - главный камень преткновения и самый сильный аргумент в конкурентной борьбе за право рабочего места под солнцем.

- Но им нужно соответствовать. В нынешнем качестве мы не нужны, тем более, что Запад так просто деньгами не разбрасывается, ему выгоднее эти дороги строить самому, - считает генеральный директор "Винница-Транскор" Николай Парийчук. - А еще, пока есть время, необходимо замкнуть на себя максимальное количество подрядов, чтобы дать работу нашим умам и рукам. Перефразируя выражение "кормить свою или чужую армию", можно сказать, что власть и общественность, которые не готовят свои производственные силы, должны быть готовы, что их рабочие места займут другие. В лучшем случае, наши столичные "сограждане", но не мы.

Итак, из пяти трансукраинских автобанов три пройдут по территории Винницкой области. Это - 346 км непосредственно самих автострад, вывод из оборота и рекультивация 2300 га пахотных земель и восстановление 276 га лесов. Только в одной области. В целом же вся земля под автобанами может быть выкуплена, отчего в бюджет страны должно поступить свыше 20 млрд. гривен.

Этот любопытный земельный момент, похоже, поняли уже многие. И вполне прагматично заинтересовались им. Особенно в районе Калиновки (райцентр в 25 км от Винницы), где предполагается транспортная развязка двух автобанов: Косини-Киев и Лиссабон-Винница-Москва. Под развязку и сопутствующий сервис понадобится столько территории, что Калиновка может стать чуть ли не всеукраинским центром земельной спекуляции. Уже сейчас участки здесь подорожали в два раза.

- Подобные ситуации общеизвестны по кино и литературе.Например, по "Спруту" Фрэнка Норриса. Действительно, земля, отводимая под дороги, стоит недешево. И всегда находятся "продвинутые ребята", которые, зная прохождение трассы, заблаговременно скупают у простодушных сограждан их участки. Ну, а потом реализуют в десятки раз дороже, - согласился исполнительный директор Винницкого регионального объединения Ассоциации городов Украины Игорь Рощаховский. - В связи с этим наша ассоциация наняла юриста как раз по вопросам, связанным с торговлей землёй. Он готов помогать людям разобраться.

- Дело еще и в том, что до сих пор не вынесены серветуты (ограничения) по этой трассе, и поэтому все земли фактически распаёваны и на них выдаются разрешения на строительство, - обрисовал ситуацию г-н Парийчук. - Но когда начнется выкуп земли под дороги, все нынешние расценки будут проанализированы. И вся земля в полосе отводов будет выкупаться исключительно по государственным расценкам. Если же разрешение на строительство было выдано с нарушением действующего законодательства, включая постановление Кабмина о "Транскоре", ответственность ляжет на юридическое лицо, разрешившее строительство. Физические же лица, которые построились даже после принятия упомянутого постановления, в принципе не должны пострадать. Если у них возникнут проблемы, они могут предъявить иск управлению архитектуры или муниципальному органу. И последние будут обязаны компенсировать потерю.