Смартфон в руке: как автомобилисты будут жаловаться друг на друга
Водители смогут фиксировать нарушения ПДД с помощью специального приложения на мобильном устройстве и напрямую отсылать их в ГИБДД. Соответствующий пакет поправок в административный кодекс подготовило МВД, а Минкомсвязи займется разработкой специализированного программного обеспечения.
Мобильное приложение будет иметь высокую степень защиты. В частности, фото и видео, сделанные с его помощью, невозможно будет отредактировать, изменить время и координаты съемки. Оно привязано к учетной записи на портале госуслуг, использует его инфраструктуру для передачи данных и позволяет Госавтоинспекции легко идентифицировать автора обращения.
Первый замглавы конституционного комитета Госдумы РФ Вячеслав Лысаков в беседе с корреспондентом Autonews.ru отметил, что подобные приложения более актуальны не для смартфонов, а для видеорегистраторов.
«Сложно представить, чтобы человек ехал с включенным смартфоном в руке, тем самым создавая аварийную ситуацию. Либо стоял на перекрестке и ждал, пока кто-нибудь не проедет на красный. Это практически нереально. А если новая программа будет записана в видеорегистратор, который снимает непрерывно, тогда другое дело. Увидели нарушение – и через интернет переслали на сайт госуслуг», – рассказал он корреспонденту Autonews.ru.
Мобильное приложение будет иметь высокую степень защиты. В частности, фото и видео, сделанные с его помощью, невозможно будет отредактировать, изменить время и координаты съемки. Оно привязано к учетной записи на портале госуслуг, использует его инфраструктуру для передачи данных и позволяет Госавтоинспекции легко идентифицировать автора обращения.
Первый замглавы конституционного комитета Госдумы РФ Вячеслав Лысаков в беседе с корреспондентом Autonews.ru отметил, что подобные приложения более актуальны не для смартфонов, а для видеорегистраторов.
«Сложно представить, чтобы человек ехал с включенным смартфоном в руке, тем самым создавая аварийную ситуацию. Либо стоял на перекрестке и ждал, пока кто-нибудь не проедет на красный. Это практически нереально. А если новая программа будет записана в видеорегистратор, который снимает непрерывно, тогда другое дело. Увидели нарушение – и через интернет переслали на сайт госуслуг», – рассказал он корреспонденту Autonews.ru.
За что планируют штрафовать нарушителей
На текущий момент список нарушений, фиксируемых мобильным приложением, небольшой. Выписать штраф можно будет тем, кто, например, нарушает правила проезда железнодорожных путей, перекрестков, поворачивает налево или разворачивается через сплошную разметку, выезжает на встречную полосу или игнорирует запрещающий сигнал светофора. Причем, нарушившим повторно грозит не только штраф в 5 тыс. руб., но и лишение прав.
Если несколько владельцев зафиксируют действия нарушителя на видео и решат на них пожаловаться, он получит сразу несколько штрафов. Файл, созданный с помощью приложения, фактически приравнивается к записанному автоматической системой видеофиксации. В любом случае в ГИБДД должны его тщательно проверить, чтобы установить достаточные основания для наложения штрафа. Если, например, номер автомобиля не читаем, то видео, вероятно, отправится в корзину.
Вячеслав Лысаков отметил, что список правонарушений не окончательный и, скорее всего, в ходе обсуждения поправок в Госдуме он будет дополнен. По его словам, с помощью нового приложения можно будет также штрафовать за опасное вождение и выбрасывание мусора из окна транспортного средства.
Как сейчас ГИБДД работает с фото- и видеоматериалами
В апреле 2016 г. президент Владимир Путин подписал закон, обязавший суды принимать данные видеорегистраторов при рассмотрении дел о ДТП. Таким образом, фото- и видеоматериалы получили статус полноценных, а не возможных доказательств.
Сейчас желающий передать в ГИБДД видеоролик с правонарушением должен составить письменное обращение со своими данными, адресом и личной подписью. Заявления в электронном виде, присланные через официальные сайты, в ГИБДД все равно распечатывают на бумаге и работают с ними как с обычными, письменными.
Сами фото- или видеоматериалы, полученные с помощью устройств, которые не являются специальными техническими средствами, рассматриваются только в совокупности со свидетельскими показаниями и объяснениями подозреваемого в совершении административного правонарушения. Бумажная волокита требует значительных временных и ресурсных затрат сотрудников Госавтоинспекции. При этом они ограничены двухмесячным сроком привлечения к ответственности.
«Помощник Москвы» против «Народного инспектора»
Различные мобильные приложения, позволяющие отслеживать нарушения ПДД, уже работают в некоторых регионах. Например, «Помощник Москвы», разработанный по заказу столичного Дептранса, позволяет фиксировать нарушения правил парковки в зоне действия знаков «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена». По словам, заммэра и руководителя Дептранса Максима Ликсутова, количество скачиваний приложения достигло 79 тыс., а на основании материалов, присланных пользователями «Помощника Москвы», было вынесено 25 тыс. постановлений. Для сравнения производительность «парконов» за год - порядка 800 тыс. штрафов.
В Республике Татарстан с ноября 2014 г. работает приложение «Народный инспектор» с более широкими возможностями. Оно, например, позволяет фиксировать движение по автобусной полосе, поворот налево под запрещающий знак, проезд на красный свет, парковку и езду по тротуару. За время работы «Народного инспектора» более 60 тыс. пользователей отметили 70 тыс. нарушений на 67 млн рублей.
Инициатива ГИБДД и аварийность
По мнению авторов поправок в КоАП, нововведения значительно упрощают процедуры рассмотрения видеодоказательств и позволят привлекать за нарушения, непосредственно влияющие на аварийность. Депутат Лысаков уверен, что нарушителей нужно наказывать за опасное поведение на дорогах рублем, тогда они будут вести себя более осторожно.
«Отморозки, которые сейчас гоняют по улицам, понимают, что им грозит разве что нарушение скоростного режима, а все остальное для них проходит безнаказанно. Безнаказанность рождает пренебрежительное отношение к законам и правилам, грозит другим участникам дорожного движения многими бедами. Если они будут знать, что в любой момент попадут под объектив и это послужит основанием для вынесения им штрафа, какая-то часть уже будет вести себя более адекватно», – считает он.
Юрист издательского дома «За рулем» Сергей Смирнов уверен, что нововведения способны повлияют на ситуацию на дорогах, как когда-то скрытое патрулирование. В то же время он усомнился, справится ли ГИБДД с обработкой большого количества фото- и видеоматериалов. «Подозреваю, что в первые месяцы таких обращений будет огромное количество. Кто-то пошлет ради интереса, кто-то проявит гражданскую позицию», –предположил юрист.
Когда новые поправки вступят в силу
Поправки в КоАП в настоящее время находятся на стадии общественного обсуждения. По словам Вячеслава Лысакова, им еще предстоит пройти внутриведомственные согласования, а только потом – первое чтение в Госдуме. И в лучшем случае, это произойдет в конце года.
Видеорегистраторы в других странах
В Европе использование видеорегистраторов часто входит в конфликт с политикой неприкосновенности частной жизни. На этом основании власти Австрии в 2013 г. отказали в установке подобного устройства гражданину страны, обратившемуся за официальным разрешением. В настоящее время австрийское законодательство сурово карает за использование видеорегистратора штрафом в 10 тыс. евро (717 тыс. руб.), за повторное нарушение придется заплатить 25 тыс. евро (1,8 млн рублей). Но только в том случае, если съемка будет расценена как вторжение в частную жизнь или слежка.В 2014 г. суд города Ансбаха (Германия) рассматривал дело водителя, который снимал нарушения ПДД на видеорегистратор и передавал ролики полиции. В результате тайная съемка третьих лиц была признана грубым нарушением личных прав граждан. После этого в Германии запретили выкладывать видео с регистраторов в интернет.
Евгений Багдасаров
Фото: Lori.ru, Streetline.com, Depositphotos.com, Global Look Press