branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Сделано в Тольятти: существует ли экспорт российских автомобилей

Какие легковые автомобили российского производства поставляются на рынки СНГ и дальнего зарубежья…
Сделано в Тольятти: существует ли экспорт российских автомобилей
Сделано в Тольятти: существует ли экспорт российских автомобилей
В 2015 году из России было экспортировано 117 тыс. легковых и грузовых автомобилей на общую сумму 1,56 млрд долларов. Объемы экспорта не растут с начала двухтысячных годов и по-прежнему значительно уступают показателям советских времен. В конце восьмидесятых СССР отправлял за границу более 360 тыс. легковых автомобилей, то есть минимум втрое больше. Сегодня экспортом занимаются не только исконно российские бренды, но и почти все иностранные производители, имеющие в России собственные сборочные заводы.

О важности экспортных поставок вновь заговорили в начале года, когда правительственные чиновники пообещали новые программы по стимулированию автомобильного рынка, в том числе меры поддержки экспорта. Государство обещало компенсировать затраты на приведение техники в соответствие со стандартами других стран и транспортные расходы на перевозку машин до границы, но соответствующие законопроекты до сих пор так и не были опубликованы. Тем не менее, все больше производителей организуют поставки не только в страны Таможенного союза и СНГ, но и на рынки дальнего зарубежья.

Datsun

  • Модели: on-Do, mi-Do
  • Страны: Ливан

Первым экспортным рынком для марки Datsun стал Ливан, где начались продажи седанов on-Do и хэтчбеков mi-Do тольяттинской сборки. Изначально предполагалось поставлять в страну индийские модели Datsun, но российские лучше подошли к местным особенностям климата и качеству дорог, а также не требовали переноса руля. В Ливане цены на on-Do и mi-Do более чем в полтора раза выше из-за высоких ввозных пошлин, затрат на регистрацию и логистику. Автомобили Datsun здесь продаются в дорогих комплектациях и, как правило, с «автоматом». Так, на экспорт уже поставляются седаны on-Do с АКП, которые в России появится позже. Также бренд собирается выйти и на другие средневосточные рынки, например, в Иран. Кроме того, автомобили Datsun с конца 2015 г. поставляются в Казахстан, а с февраля подаются в Республике Беларусь.

Материнский Nissan пока не занимается экспортом машин российской сборки, хотя в представительстве компании отметили, что такие проекты есть. Не исключено, что речь о поставках российских Qashqai – в первую очередь, на рынки СНГ.

Ford

  • Модели: Fiesta, Focus, Mondeo, Kuga, EcoSport
  • Страны: Казахстан, Белоруссия

Летом 2016 г. компания Ford Sollers начала поставки всего модельного ряда российского производства на белорусский рынок. Речь про модели Fiesta, Focus, Mondeo, Explorer, Kuga, EcoSport и Transit, а также маршрутные автобусы и фургоны на его базе, которые выпускаются на заводе во Всеволожске. До конца года в Белоруссию поставят более 500 машин Ford, что вдвое больше, чем было продано в стране за весь прошлый год. Прежде в Белоруссии продавались Ford из Англии, Германии и Испании, которые стоили заметно дороже. Нынешние цены не отличаются от российских.

Кроме того, с 2014 года Ford поставляет машины в Казахстан, где они продаются на $2000–3000 выше из-за введенного утилизационного сбора. В 2015 г. по официальным каналам было отправлено около 400 машин. Еще одним перспективным рынком представители Ford Sollers называли армянский, но решение о начале поставок пока не принято.

Renault

  • Модели: Kaptur, Duster, Logan, Sandero Stepway
  • Страны: Вьетнам, Казахстан, Белоруссия

Модели Renault российской сборки поставляются в Казахстан и Белоруссию, а с февраля нынешнего года – во Вьетнам. В дальнее зарубежье экспортируют Renault Duster московского производства, а также Renault Logan и Sandero Stepway, изготовленные в Тольятти. Во Вьетнаме действуют высокие ввозные пошины на автомобили, но модели Renault поставляются в рамках соглашения о беспошлинной торговле между странами, которое было подписано в 2015 г. и вступает в силу в августе.

Помимо текущих моделей, с августа компания начала поставки в Белоруссию и Казахстан новейшего кроссовера Renault Kaptur. До конца 2016 г. Kaptur появится на рынках Армении и Азербайджана. Позже кроссовер начнут также поставлять во Вьетнам.

Lada

  • Модели: Granta, Kalina, 4x4
  • Страны: СНГ, Египет, Тунис, Венгрия, Германия

География поставок АвтоВАЗа насчитывает более 30 стран, а объемы экспорта достигают 30 тыс. машин в год – втрое больше, чем у большинства российских заводов. Самым большим зарубежным рынком для завода является Казахстан, на который приходится 80 процентов экспорта. Также Lada хорошо продается в Азербайджане. А крупнейшими рынками дальнего зарубежья для марки являются Египет, Никарагуа, Перу и Тунис. В 2016 г. завод планировал вдвое увеличить экспорт в Египет до 6000 машин, а в перспективе довести эту цифру до 10 000 автомобилей. Вскоре в Египет начнутся поставки Lada Vesta и Xray. Также среди экспортных рынков для Vesta назывались Сирия, Ливан, Марокко, Тунис и Алжир. Продажи машин в этих странах будут осуществляться через дилеров Nissan, однако ни сроки начала поставок, ни их объемы в компании не уточняют.

Сейчас АвтоВАЗ готовит экспортную модификацию Lada Vesta для рынков стран Европы, которая к осени будет приведена в соответствие с техническим требованиям Евросоюза. Хэтчбек Lada XRAY, по данным портала «Автосреда», поступит на немецкий рынок в 2017 году. Сейчас в Германии продаются некоторые версии Granta и Kalina, а также внедорожник Lada 4х4. В прошлом году АвтоВАЗ открыл дилерские центры в Венгрии, куда поставляются Granta и Kalina Cross с двигателями Евро-6.

УАЗ

  • Модели: Patriot, Hunter
  • Страны: СНГ, Иран, Венгрия, Сирия, Куба, Египет

Ульяновский автозавод интересуют, в основном, рынки развивающихся стран. Внедорожники продаются в 20 государствах, а приоритетными рынками для завода являются страны Латинской Америки, а также рынки Африки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. В списке стран-покупателей УАЗов фигурируют Китай, Иран, Ирак, Индонезия, Венгрия, Сирия, Куба, Египет, Монголия и другие. Самые большие объемы среди стран СНГ демонстрируют Казахстан, Армения и Белоруссия (поставки на рынок Украины практически остановлены). Кроме внедорожников и пикапов Patriot, УАЗ продает во всех этих странах устаревшие Hunter и коммерческие «Буханки» всех видов. Доля экспорта в общих продажах Ульяновского автозавода по итогам 2015 г. составляет 9%, хотя годом ранее достигала 12%. Это значит, что за год УАЗ отправил на экспорт не более 4,5 тыс. машин. А рекордным для УАЗа был 2013 год, когда за границу ушло почти 10,5 тыс. автомобилей.

ГАЗ

  • Модели: Газель NEXT, ГАЗель Бизнес, Садко
  • Страны: СНГ (Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, Азербайджан, Армения), Сербия, Черногория, Македония, Босния и Герцеговина, Литва, Эстония, Куба, Никарагуа, Боливия, Египет, Мадагаскар, Лаос

ГАЗ экспортирует свои малотоннажные грузовики «ГАЗель Бизнес», «Садко» и «ГАЗель NEXT», с 2014 года даже выпускает последние в Турции на совместном предприятии «Группы ГАЗ» и местной компании Mersa Otomotiv. Это первое серийное зарубежное производство российских легких коммерческих автомобилей, соответствующих экологическому стандарту «Евро-5». Внешне турецкий вариант «ГАЗели» практически ничем не отличается от своего российского собрата, однако машины комплектуются дизелями Cummins, поскольку бензиновые моторы в Турции распространены мало. Мощность производства – 4,5 - 5 тыс. автомобилей в год. Объем инвестиций в завод составил около 15 миллионов долларов. Детали для сборки доставляются паромами из России, однако ряд компонентов закупается у местных производителей. 

Кроме Турции, с прошлого года автомобили продаются на Балканах – летом начались поставки в Сербию, чуть позже – в Черногорию, Македонию, а также Боснию и Герцеговину. Продажей машин занимаются собственные дилерские центры дистрибьютора ГАЗа. Кроме того, грузовики можно купить в странах СНГ, в Литве, Эстонии, Никарагуа, Боливии, Египте, Мадагаскаре, Лаосе и на Кубе. Также машины планировалось вывести на рынки Центральной и Западной Европы, куда могут пойти автомобили турецкой сборки. 

Hyundai / Kia

  • Модели: Hyundai Solaris, Kia Rio
  • Страны: Казахстан, Белоруссия, Египет, Ливан

Завод Hyundai Motor Manufacturing Rus, который выпускает на площадке в Санкт-Петербурге автомобили Hyundai и Kia, имееет самую высокую долю экспорта среди предприятий иностранных производителей. В 2015 г. он экспортировал около 18 тыс. машин, что почти на 10 тыс. меньше, чем годом ранее. Основная причина – в сокращении казахстанского рынка, являющегося крупнейшим для российских Hyundai. Помимо Казахстана, корейские модели отправляются в Беларусь, Азербайджан и Армению. Кроме того, 2,5 тыс. автомобилей было экспортировано в Египет и Ливан, куда везут машины в исполнении для жаркого климата с более мощными кондиционерами и перезаряжаемыми АКБ. Речь в основном идет про хэтчбеки и седаны Solaris, которые на некоторых внешних рынках продаются под именем Accent. А в Белоруссию поставляют еще и седаны Kia Rio – единственную экспортирующуюся модель Kia российской сборки.

В августе завод запустил производство кроссовера Creta, который тоже в перспективе пойдет на экспорт. Как пояснили представители завода, заказы на машину от зарубежных партнеров есть, но дата начала поставок не называется.

Toyota

  • Модели: Camry
  • Страны: Казахстан, Белоруссия

Популярный бизнес-седан Toyota Camry питерской сборки вывозят в Белоруссию и Казахстан. По данным компании, из 33 тыс. изготовленных в прошлом году машин более 7% ушли на экспорт. В первом полугодии нынешнего года доля экспорта немного выросла – завод изготовил чуть более 16 тыс. седанов, из которых 1539 были отправлены в Казахстан и еще 125 – в Белоруссию, то есть за границу ушло более 9%. В августе завод начнет производство второй модели – на конвейер встанет кроссовер RAV4, который также пойдет на экспорт в страны СНГ.

Volkswagen

  • Модели: Polo
  • Страны: Казахстан, Белоруссия, Мексика

Объемы экспорта седанов Polo, изготовленных в технопарке Грабцево под Калугой, достигают 10 тыс. в год. Речь, в первую очередь, о поставках в Казахстан и Белоруссию, к которым недавно присоединился рынок Мексики, где Polo-седан известен под названием Volkswagen Vento. На местном заводе Volkswagen модель не выпускается и прежде поставлялась в страну из Индии. Первоначальный объем поставок в Мексику составит несколько сотен седанов, а всего в 2016 г. в страну может быть отправлено до 2000 автомобилей.

Иван Ананьев.

Фото: РБК, компании производители