ГИБДД России выступает за скорейшее принятие правовой базы для беспилотных автомобилей. Об этом в ходе всероссийского форума «Обеспечение безопасности дорожного движения: вызовы и решения» заявил начальник управления ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ведомства Александр Быков. Как сообщает «Коммерсантъ», представители ГИБДД призвали заранее позаботиться о том, кто будет нести ответственность за ДТП с участием автономных машин и преступления, совершенные с помощью беспилотников.
Именно законодательные вопросы являются важнейшим препятствием на пути внедрения беспилотных транспортных средств как в России, так и во всем мире. Об этом еще в начале года заявлял ответственный секретарь комиссии Госдумы по развитию стратегических информационных систем Андрей Черногоров: «Сегодня Россия меньше других стран продвинулась в разработке законодательства в сфере использования беспилотных транспортных средств. В Европе и особенно в США уже вступили в силу акты, регламентирующие движение беспилотников на дорогах общего пользования на уровне отдельных регионов».
Нас самом деле законодательства большинства стран мира сейчас не регламентируют использование полностью автономных автомобилей на дорогах общего пользования. Отдельные законодательные акты существуют в некоторых штатах США, но американцы продолжают спорить, кто именно должен отвечать за аварию с участием беспилотника. Российские законодатели в этом вопросе хотя бы сдвинулись с мертвой точки и уже предложили разрешить использование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования только в том случае, если в кабине будет находиться водитель, который при необходимости должен иметь возможность взять управление на себя. В Госдуме считают, что именно на водителе должна лежать ответственность за аварию, которая произойдет по вине беспилотника.
В российском законодательстве вскоре появится понятие беспилотного автомобиля, а машины с автономным управлением получат право выезжать на дороги общего пользования. В законах «О безопасности дорожного движения» и ОСАГО появится определение беспилотника. В предварительной редакции беспилотным транспортным средством называется механическое транспортное средство, оборудованное системой автоматического управления, которое может передвигаться без участия водителя. Кроме того, законодатели намерены описать процесс движение беспилотника, как управление автомобилем системой искусственного интеллекта без помощи водителя.
«Черный ящик» в автомобиле
ГИБДД, в свою очередь, предлагает иную трактовку, которая считает беспилотником «транспортное средство, управляемое без участия человека по маршруту, заданному заказчиком». При этом заказчиком считается лицо, имеющее полномочия распоряжаться беспилотным транспортным средством и системой управления. «Законом установлено, что любое транспортное средство должно управляться человеком, который обязан контролировать его и отвечать за последствия, – говорит Александр Быков. – За действия автопилота будет отвечать, по сути, программный комплекс, установленный заводом-изготовителем».
Согласно проекту, беспилотный автомобиль помимо системы ручного управления должен будет иметь видеорегистраторы и «черный ящик» для записи параметров движения. При этом эксплуатация беспилотника с неисправными или грязными видеокамерами и датчиками будет запрещена. Кроме того, беспилотное транспортное средство должно будет иметь соответствующие опознавательные знаки.
Изменения в гражданский кодекс коснутся понятия доверенности на право управление беспилотником и приравняют его к понятиям автомобиля, транспортного средства и источника повышенной опасности. Кроме того, программно-технический комплекс беспилотника признается его неотъемлемой частью, а сам автомобиль может являться частью договора купли-продажи. Также он наделяется статусом имущества, которое может выступать предметом залога.
Представители МВД уже прогнозируют попытки использования беспилотных авто в качестве орудия совершения преступлений, если преступники смогут дистанционно взять на себя управление таким автомобилем. В ГИБДД уверены в необходимости введения уголовной ответственности. Поэтому изменения ждут и Уголовный кодекс РФ, в котором тоже появится понятие беспилотных транспортных средств как объектов неправомерного использования или возможного хищения. Все эти законодательные инициативы будут внесены в Госдуму до конца 2016 года.
Представитель ГИБДД уверен, что распространение технологий автономного вождения позволит снизить количество ДТП. Например, представители Google утверждают, что за несколько лет тестов автономных автомобилей компании не было ни единой аварии по вине этих машин. Два месяца назад произошло первое ДТП, в котором беспилотный кроссовер Lexus врезался в автобус. В компании Google признали вину и заявили, что доработают алгоритм поведения машины в нестандартных ситуациях.
Столкновение интеллектов
Многие технические специалисты, занимающиеся беспилотными автомобилями, считают основными вовсе не юридические проблемы. «Разговоры о том, что технически к внедрению автопилотов все давно готово, имеют отношение только к идеальному миру, где вся техника управляется компьютером по одинаковым алгоритмам, – рассказал в интервью Autonews.ru доктор Мартен Сиерхиус, который ведет проекты автономных автомобилей в компании Nissan. – Первое время, когда автопилоты только начнут появляться на дорогах, будет самым сложным – фактически нас ждет столкновение искусственного интеллекта и человеческого».
Проблемами адаптации компьютерных алгоритмов к реальным дорожным условиям занимаются не только программисты, но и антропологи, которые строят модели поведения пешеходов и водителей для того, чтобы научить компьютер предсказывать действия других участников движения. Задача в том, чтобы привить компьютеру человеческие, то есть ожидаемые и социально приемлемые повадки, объяснил Мартен Сиерхиус. Наконец, по его мнению, нужно научить беспилотник отрабатывать дорожные ситуации так же, как это делает владелец машины, чтобы тому было комфортнее передвигаться внутри.
Аналогичные проблемы изучает и директор по новым направлениям, технологиям и сервисам Volvo Car Group Мартин Росенквист, с которым корреспондент Autonews.ru поговорил в ходе недавней конференции Connected Car Summit в Москве. Самой большой сложностью для искусственного интеллекта Росенквист считает нестандартные дорожные ситуации: «Обычный дорожный трафик – уже не проблема, но сложности возникают, когда появляются пьяные водители, нарушения правил, посторонние объекты и люди с нестандартным поведением. Если бы все машины были беспилотными, было бы проще». Эксперт рассказал о том, что программисты вынуждены обучать автомобили нерациональным решениям, которые не укладываются в строгую машинную логику, для чего испытателям придется накатать миллионы километров.
Отдельные дороги для беспилотников
Сегодня, по словам специалистов, возможности техники пока не позволяют полностью отпустить автомобиль в свободное плавание. Технически ехать в трафике, следить за знаками, придерживаться разметки и адекватно реагировать на действия пешеходов автомобили способны уже сейчас. Однако электроника хуже работает в темное время суток и при плохих погодных условиях. Об этой проблеме знают и в российской ГИБДД, отмечает начальник управления ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ведомства Александр Быков, поэтому нужно создавать инфраструктуру, оборудуя дороги специальными датчиками: «Нужна интеллектуальная транспортная система, которая вместе с системой навигации будет осуществлять процесс управления авто».
Еще в феврале федеральное дорожное агентство «Росавтодор» заявило о планах подготовить российские дороги для беспилотного транспорта. Трассы планируют оснастить специальными электронными устройствами, которые обеспечат беспилотное управление автомобилем за счет выбора определенных ключевых сценариев дорожной ситуации в режиме реального времени. Сейчас технология проходит тесты в Финляндии. «Учитывая интенсивность и объемы автомобильного трафика между Россией и Финляндией, российские дорожники выразили готовность приступить к совместной работе с финскими коллегами в рамках изучение степени доверия к данной системе со стороны грузоперевозчиков и простых автомобилистов», – сообщила пресс-служба компании.
Кроме того, до конца года на одном из участков платной трассы М11 Москва – Санкт-Петербург начнутся испытания беспилотных автомобилей. «В период 2016–2018 гг. планируется создание пилотного участка на трассе М11, оснащенного комплексом элементов нового поколения интеллектуальных транспортных систем, рассчитанных на специфические запросы беспилотных транспортных средств», – пояснили РБК в Российской венчурной компании, курировавшей подготовку «дорожных карт».
Разработкой первого беспилотного автомобиля в России занимается компания КамАЗ совместно с инжиниринговой фирмой «Когнитивные технологии». Прототип построен на базе серийного КамАЗ-5350. От стандартной модификации модель отличается наличием дополнительного оборудования: сервоприводами, радарами и видеокамерами. Также для грузовика с автопилотом был разработан джойстик для дистанционного управления. Машина умеет самостоятельно обходить препятствия, пропускать пешеходов, двигаться в колонне и выполнять повороты. На данный момент максимальная скорость автономного управления не превышает 60 км/ч, однако в будущем ее планируется увеличить до 80-90 км в час. Серийное производство российского грузовика с автопилотом может начаться не раньше, чем через два года.
Иван Ананьев
Фото: Volvo, General Motors, Ford, Audi
Именно законодательные вопросы являются важнейшим препятствием на пути внедрения беспилотных транспортных средств как в России, так и во всем мире. Об этом еще в начале года заявлял ответственный секретарь комиссии Госдумы по развитию стратегических информационных систем Андрей Черногоров: «Сегодня Россия меньше других стран продвинулась в разработке законодательства в сфере использования беспилотных транспортных средств. В Европе и особенно в США уже вступили в силу акты, регламентирующие движение беспилотников на дорогах общего пользования на уровне отдельных регионов».
Нас самом деле законодательства большинства стран мира сейчас не регламентируют использование полностью автономных автомобилей на дорогах общего пользования. Отдельные законодательные акты существуют в некоторых штатах США, но американцы продолжают спорить, кто именно должен отвечать за аварию с участием беспилотника. Российские законодатели в этом вопросе хотя бы сдвинулись с мертвой точки и уже предложили разрешить использование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования только в том случае, если в кабине будет находиться водитель, который при необходимости должен иметь возможность взять управление на себя. В Госдуме считают, что именно на водителе должна лежать ответственность за аварию, которая произойдет по вине беспилотника.
В российском законодательстве вскоре появится понятие беспилотного автомобиля, а машины с автономным управлением получат право выезжать на дороги общего пользования. В законах «О безопасности дорожного движения» и ОСАГО появится определение беспилотника. В предварительной редакции беспилотным транспортным средством называется механическое транспортное средство, оборудованное системой автоматического управления, которое может передвигаться без участия водителя. Кроме того, законодатели намерены описать процесс движение беспилотника, как управление автомобилем системой искусственного интеллекта без помощи водителя.
«Черный ящик» в автомобиле
ГИБДД, в свою очередь, предлагает иную трактовку, которая считает беспилотником «транспортное средство, управляемое без участия человека по маршруту, заданному заказчиком». При этом заказчиком считается лицо, имеющее полномочия распоряжаться беспилотным транспортным средством и системой управления. «Законом установлено, что любое транспортное средство должно управляться человеком, который обязан контролировать его и отвечать за последствия, – говорит Александр Быков. – За действия автопилота будет отвечать, по сути, программный комплекс, установленный заводом-изготовителем».
Согласно проекту, беспилотный автомобиль помимо системы ручного управления должен будет иметь видеорегистраторы и «черный ящик» для записи параметров движения. При этом эксплуатация беспилотника с неисправными или грязными видеокамерами и датчиками будет запрещена. Кроме того, беспилотное транспортное средство должно будет иметь соответствующие опознавательные знаки.
Изменения в гражданский кодекс коснутся понятия доверенности на право управление беспилотником и приравняют его к понятиям автомобиля, транспортного средства и источника повышенной опасности. Кроме того, программно-технический комплекс беспилотника признается его неотъемлемой частью, а сам автомобиль может являться частью договора купли-продажи. Также он наделяется статусом имущества, которое может выступать предметом залога.
Представители МВД уже прогнозируют попытки использования беспилотных авто в качестве орудия совершения преступлений, если преступники смогут дистанционно взять на себя управление таким автомобилем. В ГИБДД уверены в необходимости введения уголовной ответственности. Поэтому изменения ждут и Уголовный кодекс РФ, в котором тоже появится понятие беспилотных транспортных средств как объектов неправомерного использования или возможного хищения. Все эти законодательные инициативы будут внесены в Госдуму до конца 2016 года.
Представитель ГИБДД уверен, что распространение технологий автономного вождения позволит снизить количество ДТП. Например, представители Google утверждают, что за несколько лет тестов автономных автомобилей компании не было ни единой аварии по вине этих машин. Два месяца назад произошло первое ДТП, в котором беспилотный кроссовер Lexus врезался в автобус. В компании Google признали вину и заявили, что доработают алгоритм поведения машины в нестандартных ситуациях.
Столкновение интеллектов
Многие технические специалисты, занимающиеся беспилотными автомобилями, считают основными вовсе не юридические проблемы. «Разговоры о том, что технически к внедрению автопилотов все давно готово, имеют отношение только к идеальному миру, где вся техника управляется компьютером по одинаковым алгоритмам, – рассказал в интервью Autonews.ru доктор Мартен Сиерхиус, который ведет проекты автономных автомобилей в компании Nissan. – Первое время, когда автопилоты только начнут появляться на дорогах, будет самым сложным – фактически нас ждет столкновение искусственного интеллекта и человеческого».
Проблемами адаптации компьютерных алгоритмов к реальным дорожным условиям занимаются не только программисты, но и антропологи, которые строят модели поведения пешеходов и водителей для того, чтобы научить компьютер предсказывать действия других участников движения. Задача в том, чтобы привить компьютеру человеческие, то есть ожидаемые и социально приемлемые повадки, объяснил Мартен Сиерхиус. Наконец, по его мнению, нужно научить беспилотник отрабатывать дорожные ситуации так же, как это делает владелец машины, чтобы тому было комфортнее передвигаться внутри.
Аналогичные проблемы изучает и директор по новым направлениям, технологиям и сервисам Volvo Car Group Мартин Росенквист, с которым корреспондент Autonews.ru поговорил в ходе недавней конференции Connected Car Summit в Москве. Самой большой сложностью для искусственного интеллекта Росенквист считает нестандартные дорожные ситуации: «Обычный дорожный трафик – уже не проблема, но сложности возникают, когда появляются пьяные водители, нарушения правил, посторонние объекты и люди с нестандартным поведением. Если бы все машины были беспилотными, было бы проще». Эксперт рассказал о том, что программисты вынуждены обучать автомобили нерациональным решениям, которые не укладываются в строгую машинную логику, для чего испытателям придется накатать миллионы километров.
Отдельные дороги для беспилотников
Сегодня, по словам специалистов, возможности техники пока не позволяют полностью отпустить автомобиль в свободное плавание. Технически ехать в трафике, следить за знаками, придерживаться разметки и адекватно реагировать на действия пешеходов автомобили способны уже сейчас. Однако электроника хуже работает в темное время суток и при плохих погодных условиях. Об этой проблеме знают и в российской ГИБДД, отмечает начальник управления ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ведомства Александр Быков, поэтому нужно создавать инфраструктуру, оборудуя дороги специальными датчиками: «Нужна интеллектуальная транспортная система, которая вместе с системой навигации будет осуществлять процесс управления авто».
Еще в феврале федеральное дорожное агентство «Росавтодор» заявило о планах подготовить российские дороги для беспилотного транспорта. Трассы планируют оснастить специальными электронными устройствами, которые обеспечат беспилотное управление автомобилем за счет выбора определенных ключевых сценариев дорожной ситуации в режиме реального времени. Сейчас технология проходит тесты в Финляндии. «Учитывая интенсивность и объемы автомобильного трафика между Россией и Финляндией, российские дорожники выразили готовность приступить к совместной работе с финскими коллегами в рамках изучение степени доверия к данной системе со стороны грузоперевозчиков и простых автомобилистов», – сообщила пресс-служба компании.
Кроме того, до конца года на одном из участков платной трассы М11 Москва – Санкт-Петербург начнутся испытания беспилотных автомобилей. «В период 2016–2018 гг. планируется создание пилотного участка на трассе М11, оснащенного комплексом элементов нового поколения интеллектуальных транспортных систем, рассчитанных на специфические запросы беспилотных транспортных средств», – пояснили РБК в Российской венчурной компании, курировавшей подготовку «дорожных карт».
Разработкой первого беспилотного автомобиля в России занимается компания КамАЗ совместно с инжиниринговой фирмой «Когнитивные технологии». Прототип построен на базе серийного КамАЗ-5350. От стандартной модификации модель отличается наличием дополнительного оборудования: сервоприводами, радарами и видеокамерами. Также для грузовика с автопилотом был разработан джойстик для дистанционного управления. Машина умеет самостоятельно обходить препятствия, пропускать пешеходов, двигаться в колонне и выполнять повороты. На данный момент максимальная скорость автономного управления не превышает 60 км/ч, однако в будущем ее планируется увеличить до 80-90 км в час. Серийное производство российского грузовика с автопилотом может начаться не раньше, чем через два года.
Иван Ананьев
Фото: Volvo, General Motors, Ford, Audi