Тарифы, бланки, европротокол: как изменится система ОСАГО
Российский союз автостраховщиков (РСА) разработал и утвердил форму новых бланков ОСАГО, которые вводятся в действие с 1 июля. На пресс-конференции, прошедшей в «Российской газете», исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев рассказал о том, как именно будет осуществляться замена полисов, и какие еще реформы ждут систему ОСАГО в ближайшее время.
Новые бланки
С 1 июля 2016 г. произойдет одномоментная замена страховых полисов ОСАГО. РСА вводит в обращение бланки нового образца, которые будут лучше защищены от подделки. Визуально такие бланки будут заметно отличаться от прежних, но пока вид новых полисов остается секретом, заявили в РСА. «Новый полис будет более безопасным, затруднит подделку и позволит непосредственно по бланку проверять легитимность полиса», – заявил Евгений Уфимцев. Представитель РСА подчеркнул, что к июню будет отпечатан необходимый тираж бланков, и с 1 числа все страховые компании начнут использовать именно их. При этом все нераспроданные бланки старого образца будут признаны недействительными и утилизированы.
Единовременная замена не означает необходимости менять все находящиеся в обороте бланки, уточнил Евгений Уфимцев: «С 1 июля все новые договоры страхования будут оформляться на новых бланках, но уже оформленные полисы старого образца будут действовать до окончания срока. При этом у автомобилистов при желании будет возможность обменять старый полис на новый в офисе страховой компании». Единственным неудобством для владельцев старых полисов могут стать дополнительные проверки – инспектор ГИБДД будет вправе проверить номер такого бланка через электронные базы данных.
Привязка коэффициента бонус-малус к водителю
Уже со следующего года страховщики будут рассчитывать КБМ, от которого непосредственно зависит стоимость полиса ОСАГО, по-новому. Если сейчас он привязан и к аварийной истории самого водителя, и к автомобилю, то теперь его величина будет зависеть только от истории автовладельца. «Сегодня люди теряют свой КБМ при замене автомобиля, либо если они не страховались в течение года. Бывают ситуации, когда в базе РСА значатся разные КБМ по разным договорам одного и того же водителя. В результате возникают проблемы при определении правильного коэффициента», – объяснил Уфимцев.
Реформа позволит свести всю историю водителя к единому знаменателю, причем в переходный период, если в течение последнего года у автовладельца не было аварий, для него будет выбран самый щадящий коэффициент. Если же аварии были, водителю присвоят самый высокий из его КБМ. По расчетам РСА, реформа принесет более выгодные КБМ примерно 20% водителей.
Будет упрощена и система расчета КБМ для юридических лиц, которым будет присваиваться средний по парку коэффициент. Это сделает бессмысленной частую смену автомобилей для парков с высокой долей аварийных машин.
Борьба с автоюристами
В РСА готовят пакет законодательных изменений, направленных на борьбу с юристами, которые, как говорят в Союзе, профессионально занимаются «выкачиванием денег из страховых компаний». По данным РСА, введение единой методики расчета выплат и системы прямого возмещения убытков позволило снизить количество судебных разбирательств по ОСАГО с 25 до 13%, но доля денег, которые после судов оседают в карманах юристов, сейчас выросла с 15 до 43%.
Как уточнил юрист Сергей Смирнов, речь идет о тех правозащитниках, которые действуют не в интересах пострадавших, а заинтересованы в получении собственной выгоды. «Они выкупают право требования за половину стоимости и идут от имени пострадавшего в суд, где получают не только оставшуюся половину, но и неустойки, и штрафы, которые, по идее, должны принадлежать пострадавшему», – объясняет юрист.
РСА предлагает уточнить сроки и порядок подачи судебных претензий, усовершенствовать систему аккредитации экспертов-оценщиков, а также установить приоритет ремонта над денежными выплатами, чтобы свести к минимуму финансовые отношения между клиентами и страховщиками. «Часто бывает, что так называемые независимые эксперты делают совершенно разные расчеты, хотя формально опираются на единую методику. В идеале денежных отношений вообще быть не должно – пострадавший должен получать не деньги, а ремонт, что и является его целью», – уточняет Сергей Смирнов.
Обязательный европротокол
Замглавы МВД Дмитрий Миронов предложил полностью перейти на европротокол при оформлении ДТП с 1 января 2017 года. Если сейчас без сотрудников полиции можно оформлять ДТП, в которых автомобили получили только механические повреждения на сумму не более 50 тыс. руб. в регионах или не больше 400 тыс. руб. - в Москве, Санкт-Петербурге и областях, то со следующего года представитель МВД предлагает полный переход на оформление всех происшествий без пострадавших самими участниками аварии.
Это заявление стало реакцией на слова президента Путина, который в ходе заседания президиума Госовета по безопасности дорожного движения потребовал обеспечить массовое оформление ДТП без участия ГИБДД. «Чтобы убрать лишнее неудобство и формальности, необходимо реализовать комплекс мер, направленных на массовое оформление ДТП без участия сотрудников полиции», – подчеркнул глава государства. Он уточнил, что речь идет об авариях, в результате которых был причинен только материальный ущерб.
Обязанность самостоятельно оформлять мелкие ДТП без пострадавших и при согласии обоих водителей была введена в России с 1 июля. Зафиксировав положение транспортных средств на проезжей части, автомобилисты должны отъехать с места аварии и самостоятельно оформить документы, не создавая пробку на проезжей части. За невыполнение этого требования им грозит штраф 1000 рублей, размер которого столичные депутаты уже предложили увеличить вдвое. Но даже без этого за последние полгода количество аварий, оформленных по европротоколу, в Москве выросло с 5 до 25%.
Электронных полисов станет больше
Количество полисов ОСАГО, оформленных через интернет, постоянно растет, говорят в РСА. Каждую неделю водители покупают 10-15 тыс. таких полисов, что составляет примерно 1% всех сделок на рынке ОСАГО. Тем не менее, многие обладатели страховок сталкиваются с неправомерными требованиями сотрудников ГИБДД иметь с собой в соответствии с ПДД настоящий полис. «В ПДД не указано, какой именно полис должен быть у водителя, и не требуется наличия именно защищенного бланка», – отмечает Сергей Смирнов. Юрист рекомендует возить с собой распечатку с номером, которую водитель получает на свой e-mail. Евгений Уфимцев, в свою очередь, уверяет, что управление ГИБДД уже дважды проводило инструктаж для своих сотрудников с разъяснениями о порядке работы с электронными полисами ОСАГО.
Новые тарифы на запчасти и ремонт
В середине апреля будут в очередной раз актуализированы справочники по запчастям и стоимости восстановительного ремонта. Серьезных изменений Евгений Уфимцев не ожидает: «Скачки курсов валют могли повлиять на стоимость запчастей, но сейчас рубль более-менее стабилен, и больших изменений в справочниках, скорее всего, не будет».
Иван Ананьев
Фото: Артеменков Александр / PhotoXPress.ru
Новые бланки
С 1 июля 2016 г. произойдет одномоментная замена страховых полисов ОСАГО. РСА вводит в обращение бланки нового образца, которые будут лучше защищены от подделки. Визуально такие бланки будут заметно отличаться от прежних, но пока вид новых полисов остается секретом, заявили в РСА. «Новый полис будет более безопасным, затруднит подделку и позволит непосредственно по бланку проверять легитимность полиса», – заявил Евгений Уфимцев. Представитель РСА подчеркнул, что к июню будет отпечатан необходимый тираж бланков, и с 1 числа все страховые компании начнут использовать именно их. При этом все нераспроданные бланки старого образца будут признаны недействительными и утилизированы.
Единовременная замена не означает необходимости менять все находящиеся в обороте бланки, уточнил Евгений Уфимцев: «С 1 июля все новые договоры страхования будут оформляться на новых бланках, но уже оформленные полисы старого образца будут действовать до окончания срока. При этом у автомобилистов при желании будет возможность обменять старый полис на новый в офисе страховой компании». Единственным неудобством для владельцев старых полисов могут стать дополнительные проверки – инспектор ГИБДД будет вправе проверить номер такого бланка через электронные базы данных.
Привязка коэффициента бонус-малус к водителю
Уже со следующего года страховщики будут рассчитывать КБМ, от которого непосредственно зависит стоимость полиса ОСАГО, по-новому. Если сейчас он привязан и к аварийной истории самого водителя, и к автомобилю, то теперь его величина будет зависеть только от истории автовладельца. «Сегодня люди теряют свой КБМ при замене автомобиля, либо если они не страховались в течение года. Бывают ситуации, когда в базе РСА значатся разные КБМ по разным договорам одного и того же водителя. В результате возникают проблемы при определении правильного коэффициента», – объяснил Уфимцев.
Реформа позволит свести всю историю водителя к единому знаменателю, причем в переходный период, если в течение последнего года у автовладельца не было аварий, для него будет выбран самый щадящий коэффициент. Если же аварии были, водителю присвоят самый высокий из его КБМ. По расчетам РСА, реформа принесет более выгодные КБМ примерно 20% водителей.
Будет упрощена и система расчета КБМ для юридических лиц, которым будет присваиваться средний по парку коэффициент. Это сделает бессмысленной частую смену автомобилей для парков с высокой долей аварийных машин.
Борьба с автоюристами
В РСА готовят пакет законодательных изменений, направленных на борьбу с юристами, которые, как говорят в Союзе, профессионально занимаются «выкачиванием денег из страховых компаний». По данным РСА, введение единой методики расчета выплат и системы прямого возмещения убытков позволило снизить количество судебных разбирательств по ОСАГО с 25 до 13%, но доля денег, которые после судов оседают в карманах юристов, сейчас выросла с 15 до 43%.
Как уточнил юрист Сергей Смирнов, речь идет о тех правозащитниках, которые действуют не в интересах пострадавших, а заинтересованы в получении собственной выгоды. «Они выкупают право требования за половину стоимости и идут от имени пострадавшего в суд, где получают не только оставшуюся половину, но и неустойки, и штрафы, которые, по идее, должны принадлежать пострадавшему», – объясняет юрист.
РСА предлагает уточнить сроки и порядок подачи судебных претензий, усовершенствовать систему аккредитации экспертов-оценщиков, а также установить приоритет ремонта над денежными выплатами, чтобы свести к минимуму финансовые отношения между клиентами и страховщиками. «Часто бывает, что так называемые независимые эксперты делают совершенно разные расчеты, хотя формально опираются на единую методику. В идеале денежных отношений вообще быть не должно – пострадавший должен получать не деньги, а ремонт, что и является его целью», – уточняет Сергей Смирнов.
Обязательный европротокол
Замглавы МВД Дмитрий Миронов предложил полностью перейти на европротокол при оформлении ДТП с 1 января 2017 года. Если сейчас без сотрудников полиции можно оформлять ДТП, в которых автомобили получили только механические повреждения на сумму не более 50 тыс. руб. в регионах или не больше 400 тыс. руб. - в Москве, Санкт-Петербурге и областях, то со следующего года представитель МВД предлагает полный переход на оформление всех происшествий без пострадавших самими участниками аварии.
Это заявление стало реакцией на слова президента Путина, который в ходе заседания президиума Госовета по безопасности дорожного движения потребовал обеспечить массовое оформление ДТП без участия ГИБДД. «Чтобы убрать лишнее неудобство и формальности, необходимо реализовать комплекс мер, направленных на массовое оформление ДТП без участия сотрудников полиции», – подчеркнул глава государства. Он уточнил, что речь идет об авариях, в результате которых был причинен только материальный ущерб.
Обязанность самостоятельно оформлять мелкие ДТП без пострадавших и при согласии обоих водителей была введена в России с 1 июля. Зафиксировав положение транспортных средств на проезжей части, автомобилисты должны отъехать с места аварии и самостоятельно оформить документы, не создавая пробку на проезжей части. За невыполнение этого требования им грозит штраф 1000 рублей, размер которого столичные депутаты уже предложили увеличить вдвое. Но даже без этого за последние полгода количество аварий, оформленных по европротоколу, в Москве выросло с 5 до 25%.
Электронных полисов станет больше
Количество полисов ОСАГО, оформленных через интернет, постоянно растет, говорят в РСА. Каждую неделю водители покупают 10-15 тыс. таких полисов, что составляет примерно 1% всех сделок на рынке ОСАГО. Тем не менее, многие обладатели страховок сталкиваются с неправомерными требованиями сотрудников ГИБДД иметь с собой в соответствии с ПДД настоящий полис. «В ПДД не указано, какой именно полис должен быть у водителя, и не требуется наличия именно защищенного бланка», – отмечает Сергей Смирнов. Юрист рекомендует возить с собой распечатку с номером, которую водитель получает на свой e-mail. Евгений Уфимцев, в свою очередь, уверяет, что управление ГИБДД уже дважды проводило инструктаж для своих сотрудников с разъяснениями о порядке работы с электронными полисами ОСАГО.
Новые тарифы на запчасти и ремонт
В середине апреля будут в очередной раз актуализированы справочники по запчастям и стоимости восстановительного ремонта. Серьезных изменений Евгений Уфимцев не ожидает: «Скачки курсов валют могли повлиять на стоимость запчастей, но сейчас рубль более-менее стабилен, и больших изменений в справочниках, скорее всего, не будет».
Иван Ананьев
Фото: Артеменков Александр / PhotoXPress.ru