«Сейчас клиентам выгоднее купить автомобиль за 5-6 миллионов в кредит»
В январе число кредитов, выданных на покупку автомобиля, выросло в полтора раза по сравнению с январем 2015 г., а их объем в денежном выражении увеличился на 46%. Покупатели машин оформили более 10 тыс. займов на сумму около 6,9 млрд рублей, говорится в отчете Объединенного кредитного бюро. При этом размер среднего кредита на покупку машины снизился до 680 тыс. рублей. Однако опрошенные Autonews.ru эксперты не спешат говорить о восстановлении рынка автокредитования. Они отмечают эффект крайне низкой базы января 2015 г., когда после ажиотажа конца 2014 г. продажи автомобилей были очень низкими.
Еще один фактор формального роста спроса на автозаймы – фактическая остановка системы кредитования в начале 2015 г. из-за резкого роста кредитных ставок (тогда в долг покупали не более 10% машин). Рынок пришел в себя только во второй половине прошлого года после запуска программы льготного кредитования и снижения ключевой ставки ЦБ с 17 до 11,5%, и доля кредитных покупок достигла прежних 40%. Тем не менее, в январе 2016 г. по сравнению с декабрем 2015-го количество выданных кредитов, наоборот, снизилось, причем сразу на 53% – ожидаемый результат самого провального месяца с точки зрения продаж новых автомобилей за последние шесть лет. Кроме того, с начала текущего года льготная ставка по автокредитованию в России была повышена до 11%, хотя ранее этот показатель не превышал 8%, и автокредиты вновь стали менее привлекательными.
По данным аналитического агентства «Автостат», в 2015 г. в кредит было продано 554 тыс. автомобилей, причем если весь авторынок упал на 36%, то объемы кредитных продаж снизились на 41,5%. Емкость рынка в денежном выражении эксперты «Автостат» оценивают в 402,5 млрд руб., что на треть меньше, чем в 2014 году. В 2015-м в кредит покупался каждый четвертый автомобиль, хотя в благополучном 2013 г. после запуска во втором полугодии программы льготного кредитования доля покупок в долг достигала 50%. Обвал рубля привел и к росту размера среднего займа. Если в 2012 г. средняя сумма автокредита составляла 550 тыс. руб., то в 2015-м она достигла 726,5 тыс. руб. – примерно 60% от средневзвешенной стоимости автомобиля.
Руководитель направления кредитных продаж ГК «Автомир» Станислав Иванов подтвердил, что в новом году доля кредитных продаж не растет: «По итогам двух месяцев нынешнего года динамика отрицательная, объемы продаж не растут ни в количественном, ни в финансовом выражении».
Наибольшая доля автокредитов приходится на автомобили из бюджетного сегмента, попадающие под программу льготного автокредитования, рассказал директор по продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев: «Лидерами среди кредитных покупок стали Lada, Renault, Nissan, Kia и Hyundai. Самый популярный кредитный автомобиль – Renault Logan».
Из марок, которые реализует в России компания РОЛЬФ, максимальная доля покупок в кредит приходится на сравнительно доступные Ford, Skoda и Renault. Аналогичные данные приводят и представители группы компаний «Автомир», которая продает в кредит до 40% автомобилей Ford, Peugeot и Citroen, а также около 30% машин брендов Kia и Datsun.
В кредит, говорят эксперты, продаются машины всех марок, но больше доля покупок в долг у тех брендов, которые предлагают собственные финансовые программы или используют господдержку, отметил исполнительный директор компании РОЛЬФ Виталий Павловский. «Идеальное сочетание – программа производителя на базе госпрограммы, которая позволяет делать предложения даже с нулевой ставкой», – пояснил эксперт, уточнив, что низкие процентные ставки, как правило, производитель субсидирует либо сам, либо совместно со своими дилерами.
Фирменные кредитные программы автопроизводители, как правило, предлагают через собственные финансовые организации или кэптивные банки – организации, специализирующимся на привлечении стороннего финансирования, рассказал директор по продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев.
«Многие автопроизводители могут позволить себе предлагать наиболее выгодные условия кредитования и низкие процентные ставки даже на автомобили, не попадающие под программы государственного субсидирования», – уточнил топ-менеджер.
«За счет поддержки и сотрудничества с головной компанией предлагаются специальные программы кредитования, ставки по которым могут быть значительно ниже годовой инфляции. Например, ставки по собственным программам начинаются от 7,9% годовых при официальном уровне инфляции в 2015 году 12,9%», - отметил Родионов, добавив, что в некоторых случаях клиенту выгоднее взять деньги в кредит, чем просто хранить их у себя.
Доля автомобилей Mercedes-Benz, проданных в кредит через собственный «Мерседес-Бенц Банк Рус» в 2015 г., выросла, рассказал Родионов. Это, по его словам, повторяет общую тенденцию на рынке: «Цены на автомобили растут, и клиенты стали чаще обращаться за заемными средствами. Сейчас каждый пятый легковой Mercedes-Benz финансируется нашим банком».
Чаще всего россияне покупают в кредит Mercedes А-, В- и C-Class, а также GLA и GLC. «В декабре 2015 г. два из трех купленных в России Mercedes-Benz CLA были профинансированы нами. Более дорогие автомобили клиенты чаще предпочитают покупать за счет собственных средств», - пояснил представитель компании.
Продажи в кредит идут и в более дорогих премиальных сегментах, отметил Виталий Павловский из компании РОЛЬФ. Среди представленных группой марок в долг предпочитают в основном покупать Land Rover и Audi.
Впрочем, сегодня почти все премиальные бренды имеют свои собственные банки и кредитные программы, заверил директор по продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев: «Infiniti Finance, BMW Select, Audi Credit Premium и другие предлагают кредиты с минимальной процентной ставкой. Продажи в долг в премиум-сегменте встречаются довольно часто – сейчас практичным клиентам выгоднее приобрести автомобиль стоимостью 5-6 млн. руб. в кредит».
«Основное препятствие для лизинга – психология покупателя. Хотя юридические лица активно используют этот инструмент финансирования», - рассказал исполнительный директор компании РОЛЬФ Виталий Павловский.
Эксперты «Автостат» уверены, что рынок кредитования будет падать вместе с автомобильным рынком, хотя сама доля кредитных продаж останется примерно на нынешнем уровне, а финансовые организации будут предлагать все более интересные решения.
«Банки заинтересованы в увеличении выдачи автокредитов, так как заемщики на этом рынке являются достаточно надежными. Также заинтересованы в увеличении объемов и так называемые кэптивные банки – финансовые организации, созданные самими автопроизводителемя для финансирования продаж своих марок», – предположил исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов.
Иван Ананьев
Фото: PhotoXPress.ru
Еще один фактор формального роста спроса на автозаймы – фактическая остановка системы кредитования в начале 2015 г. из-за резкого роста кредитных ставок (тогда в долг покупали не более 10% машин). Рынок пришел в себя только во второй половине прошлого года после запуска программы льготного кредитования и снижения ключевой ставки ЦБ с 17 до 11,5%, и доля кредитных покупок достигла прежних 40%. Тем не менее, в январе 2016 г. по сравнению с декабрем 2015-го количество выданных кредитов, наоборот, снизилось, причем сразу на 53% – ожидаемый результат самого провального месяца с точки зрения продаж новых автомобилей за последние шесть лет. Кроме того, с начала текущего года льготная ставка по автокредитованию в России была повышена до 11%, хотя ранее этот показатель не превышал 8%, и автокредиты вновь стали менее привлекательными.
По данным аналитического агентства «Автостат», в 2015 г. в кредит было продано 554 тыс. автомобилей, причем если весь авторынок упал на 36%, то объемы кредитных продаж снизились на 41,5%. Емкость рынка в денежном выражении эксперты «Автостат» оценивают в 402,5 млрд руб., что на треть меньше, чем в 2014 году. В 2015-м в кредит покупался каждый четвертый автомобиль, хотя в благополучном 2013 г. после запуска во втором полугодии программы льготного кредитования доля покупок в долг достигала 50%. Обвал рубля привел и к росту размера среднего займа. Если в 2012 г. средняя сумма автокредита составляла 550 тыс. руб., то в 2015-м она достигла 726,5 тыс. руб. – примерно 60% от средневзвешенной стоимости автомобиля.
Руководитель направления кредитных продаж ГК «Автомир» Станислав Иванов подтвердил, что в новом году доля кредитных продаж не растет: «По итогам двух месяцев нынешнего года динамика отрицательная, объемы продаж не растут ни в количественном, ни в финансовом выражении».
Самый популярный кредитный автомобиль – Renault Logan.
В качестве основных причин эксперт назвал как увеличение стоимости автомобилей, так и неуверенность покупателей в завтрашнем дне и их нежелание влезать в долги. Наибольшая доля автокредитов приходится на автомобили из бюджетного сегмента, попадающие под программу льготного автокредитования, рассказал директор по продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев: «Лидерами среди кредитных покупок стали Lada, Renault, Nissan, Kia и Hyundai. Самый популярный кредитный автомобиль – Renault Logan».
Из марок, которые реализует в России компания РОЛЬФ, максимальная доля покупок в кредит приходится на сравнительно доступные Ford, Skoda и Renault. Аналогичные данные приводят и представители группы компаний «Автомир», которая продает в кредит до 40% автомобилей Ford, Peugeot и Citroen, а также около 30% машин брендов Kia и Datsun.
В кредит, говорят эксперты, продаются машины всех марок, но больше доля покупок в долг у тех брендов, которые предлагают собственные финансовые программы или используют господдержку, отметил исполнительный директор компании РОЛЬФ Виталий Павловский. «Идеальное сочетание – программа производителя на базе госпрограммы, которая позволяет делать предложения даже с нулевой ставкой», – пояснил эксперт, уточнив, что низкие процентные ставки, как правило, производитель субсидирует либо сам, либо совместно со своими дилерами.
Фирменные кредитные программы автопроизводители, как правило, предлагают через собственные финансовые организации или кэптивные банки – организации, специализирующимся на привлечении стороннего финансирования, рассказал директор по продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев.
«Многие автопроизводители могут позволить себе предлагать наиболее выгодные условия кредитования и низкие процентные ставки даже на автомобили, не попадающие под программы государственного субсидирования», – уточнил топ-менеджер.
«В некоторых случаях клиенту выгоднее взять деньги в кредит, чем просто хранить их у себя».
Начальник отдела корпоративной коммуникации АО «Мерседес-Бенц РУС» Андрей Родионов отметил, что основной задачей таких организаций является именно поддержка продаж автомобилей, а не получение дохода с процентов. «За счет поддержки и сотрудничества с головной компанией предлагаются специальные программы кредитования, ставки по которым могут быть значительно ниже годовой инфляции. Например, ставки по собственным программам начинаются от 7,9% годовых при официальном уровне инфляции в 2015 году 12,9%», - отметил Родионов, добавив, что в некоторых случаях клиенту выгоднее взять деньги в кредит, чем просто хранить их у себя.
Доля автомобилей Mercedes-Benz, проданных в кредит через собственный «Мерседес-Бенц Банк Рус» в 2015 г., выросла, рассказал Родионов. Это, по его словам, повторяет общую тенденцию на рынке: «Цены на автомобили растут, и клиенты стали чаще обращаться за заемными средствами. Сейчас каждый пятый легковой Mercedes-Benz финансируется нашим банком».
Чаще всего россияне покупают в кредит Mercedes А-, В- и C-Class, а также GLA и GLC. «В декабре 2015 г. два из трех купленных в России Mercedes-Benz CLA были профинансированы нами. Более дорогие автомобили клиенты чаще предпочитают покупать за счет собственных средств», - пояснил представитель компании.
Продажи в кредит идут и в более дорогих премиальных сегментах, отметил Виталий Павловский из компании РОЛЬФ. Среди представленных группой марок в долг предпочитают в основном покупать Land Rover и Audi.
Впрочем, сегодня почти все премиальные бренды имеют свои собственные банки и кредитные программы, заверил директор по продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев: «Infiniti Finance, BMW Select, Audi Credit Premium и другие предлагают кредиты с минимальной процентной ставкой. Продажи в долг в премиум-сегменте встречаются довольно часто – сейчас практичным клиентам выгоднее приобрести автомобиль стоимостью 5-6 млн. руб. в кредит».
«Дорогие автомобили клиенты чаще предпочитают покупать за счет собственных средств».
Зиновьев считает, что условия выдачи займов сейчас вполне приемлемы. Руководитель направления кредитных продаж ГК Автомир Станислав Иванов, напротив, убежден, что в нынешних условиях доля кредитных продаж может упасть на 5-7%. По его мнению, оживить рынок финансирования автомобилей могут сами банки, если пойдут на снижение процентных ставок ради увеличения спроса на кредитные продукты. При этом массовых отказов от кредитов за счет использования лизинговых схем дилеры не ждут.«Основное препятствие для лизинга – психология покупателя. Хотя юридические лица активно используют этот инструмент финансирования», - рассказал исполнительный директор компании РОЛЬФ Виталий Павловский.
Эксперты «Автостат» уверены, что рынок кредитования будет падать вместе с автомобильным рынком, хотя сама доля кредитных продаж останется примерно на нынешнем уровне, а финансовые организации будут предлагать все более интересные решения.
«Банки заинтересованы в увеличении выдачи автокредитов, так как заемщики на этом рынке являются достаточно надежными. Также заинтересованы в увеличении объемов и так называемые кэптивные банки – финансовые организации, созданные самими автопроизводителемя для финансирования продаж своих марок», – предположил исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов.
Иван Ананьев
Фото: PhotoXPress.ru