
«Нет справки – выпишут штраф». Кому разрешили бесплатно парковаться
С 6 февраля вступило в силу постановление правительства РФ о внесении изменений в ПДД, уточняющее правила для водителей-инвалидов и тех, кто занимается их перевозкой. Постановление дополняет список документов, которые обязан иметь водитель, справкой об инвалидности, если речь идет об управлении транспортным средством с соответствующим опознавательным знаком. Кроме того, постановление вносит изменения и в приложения к ПДД, описывающее действие запрещающих знаков, и вводит требование об обязательном использовании на машине такого знака, если водитель-инвалид пользуется возможностью отступить от требований знаков «Движение запрещено» и «Стоянка запрещена».
Правозащитники считают, что уточнения позволят сотрудникам ГИБДД наказывать тех, кто незаконно пользуется знаками «Инвалид», либо использует автомобиль не для перевозки инвалида, а в своих личных интересах. Заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов Олег Рысев отмечает, что проблема незаконного использования парковочных мест действительно актуальна: «Люди с инвалидностью есть разного достатка, но чтобы все они пересели на Porsche Cayenne и BMW X6… После того, как власти затянули гайки с парковками, у нас массово стали появляться машины с опознавательными знаками».
Впрочем, часто места для инвалидов занимают по ошибке, добавил Рысев: «Иногда на наших местах стоят молодые водители, которые вообще на знаки не смотрят. Или просто не понимают, зачем нужны эти места. Как объяснишь человеку, почему наше место ближе и удобнее обычного? Мне надо открыть двери, поставить коляску, перелезть на нее. И мне без разницы – Cayenne или Matiz занял мое место».
Проблему законности использования парковочных мест для инвалидов попытались решить московские власти, организовав выделенные места в зоне платных парковок. Власти ввели реестры, в которые заносят номера машин инвалидов, а автоматизированные системы «Паркон» сверяют номера припаркованных автомобилей с базой и автоматически выписывают штрафы тем, кто стоит на месте незаконно. Депутат и председатель общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков выступил резко против реестров для инвалидов, поскольку они дискредитируют приезжих из регионов.
Правозащитники считают, что уточнения позволят сотрудникам ГИБДД наказывать тех, кто незаконно пользуется знаками «Инвалид», либо использует автомобиль не для перевозки инвалида, а в своих личных интересах. Заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов Олег Рысев отмечает, что проблема незаконного использования парковочных мест действительно актуальна: «Люди с инвалидностью есть разного достатка, но чтобы все они пересели на Porsche Cayenne и BMW X6… После того, как власти затянули гайки с парковками, у нас массово стали появляться машины с опознавательными знаками».
Впрочем, часто места для инвалидов занимают по ошибке, добавил Рысев: «Иногда на наших местах стоят молодые водители, которые вообще на знаки не смотрят. Или просто не понимают, зачем нужны эти места. Как объяснишь человеку, почему наше место ближе и удобнее обычного? Мне надо открыть двери, поставить коляску, перелезть на нее. И мне без разницы – Cayenne или Matiz занял мое место».
Проблему законности использования парковочных мест для инвалидов попытались решить московские власти, организовав выделенные места в зоне платных парковок. Власти ввели реестры, в которые заносят номера машин инвалидов, а автоматизированные системы «Паркон» сверяют номера припаркованных автомобилей с базой и автоматически выписывают штрафы тем, кто стоит на месте незаконно. Депутат и председатель общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков выступил резко против реестров для инвалидов, поскольку они дискредитируют приезжих из регионов.

«Реестры – глупость и самодеятельность местных органов власти. Есть льготы для инвалидов, которые оговорены в ПДД. В Москве надо потратить нервы и время, чтобы оказаться в списке, получить некое разрешение. Инвалиды из других регионов оказываются беззащитными. Мы увеличили ответственность за незаконное использование опознавательного знака инвалида. Инвалид – человек, который имеет удостоверение и знак на стекле. И все, никаких реестров не может быть», - отметил Лысаков.
Олег Рысеев, напротив, отказываться от парковочных разрешений не призывает: «Я живу в области и вроде как дискриминирован. Но в разрешениях все-таки есть смысл. Это все равно, что отдать транспорту выделенные полосы. Кому-то дали преференции, кому-то - нет. А отменить можно все: разрешения, места для инвалидов, даже пандусы. Всегда кто-то будет недоволен».
Эксперт добавил, что любой приезжий может оформить в Москве разрешение. А полностью полагаться на сотрудников ГИБДД в деле контроля законности использования стоянок для инвалидов не советует: «Пока автомобиль стоит, вряд ли сотрудник ГИБДД будет ждать владельца, чтобы проверить его документы».
Кому положены льготы
Российские ПДД предоставляют некоторые льготы автомобилистам с инвалидностью I и II группы, а также водителям, перевозящим таких инвалидов, либо сопровождающим детей-инвалидов. При этом на машине должны быть установлены желтые опознавательные знаки «Инвалид» размером 15 на 15 сантиметров: один - спереди автомобиля, второй - сзади. Не имеет значения, на кого именно зарегистрировано транспортное средство – на инвалида или его представителя. А поскольку прежде в перечне документов, которые водитель обязан предъявить сотруднику ГИБДД, не было справки об инвалидности, сотрудник ГИБДД никак не мог проверить обоснованность установки знака «Инвалид» и право на отступление водителя от ПДД.

Московские власти разрешают инвалидам бесплатно ставить машину в зоне платных парковок на специально отведенных местах, но при этом требуют от инвалида оформления парковочного разрешения. Такое разрешение может получить либо сам инвалид на любое количество автомобилей, находящихся у него в собственности, либо его представитель, но только на одну машину, перевозящую одного инвалида. При этом право на получение парковочных разрешений имеют все инвалиды России, вне зависимости от регистрации в Москве или за ее пределами.
Какими льготами могут воспользоваться инвалиды
На транспортные средства, управляемые инвалидами или перевозящие инвалидов (либо детей-инвалидов), не распространяется действие дорожных знаков 3.2 «Движение запрещено», 3.3 «Движение механических транспортных средств запрещено», а также знаков 3.28, 3.29 и 3.30, запрещающих стоянку полностью, либо по четным и нечетным числам месяца. То есть инвалид имеет право ехать в зонах с ограничениями движения и длительно парковаться под запрещающими знаками. На таких автомобилях в обязательном порядке должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид».Инвалиды имеют право парковаться на специально выделенных местах у предприятий торговли, сферы услуг, медицинских и спортивных объектов. В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на каждой подобной стоянке для инвалидов должно быть выделено не менее 10% парковочных мест, которые запрещено занимать иным транспортным средствам. При этом пользоваться выделенными местами инвалиды могут бесплатно, а в Москве инвалиды могут свободно парковаться в зоне платных парковок.

Наконец, ПДД содержат поясняющие таблички «Только для инвалидов» и «Кроме инвалидов». Первая устанавливается в сочетании со знаком парковки, вторая может использоваться в паре с запрещающими знаками. Например, такая табличка в сочетании со знаком, запрещающим поворот налево, разрешает маневр водителю-инвалиду или его сопровождающему.
Какими льготами можно пользоваться при перевозке инвалида
У водителей, перевозящих пассажира-инвалида, тот же самый набор преференций, но пользоваться ими они могут только при наличии инвалида в салоне. Так же строго регламентируется и установка специальных опознавательных табличек, которые дают право на льготы. Как только инвалид покидает автомобиль, таблички должны быть демонтированы, а автомобиль теряет право на льготы. Высадив инвалида, водитель должен переставить машину на общую парковку, либо покинуть стоянку и вернуться на нее вместе с тем же инвалидом. Иначе водитель рискует быть оштрафованным – справки об инвалидности у него нет, и на парковке он стоит незаконно. Обязанность иметь при себе справку об инвалидности была введена как раз для того, чтобы водители, не являющиеся инвалидами, не злоупотребляли этими льготами.Аналогичные ограничения касаются и машин на столичных платных парковках. Контроль за правильностью стоянки в столице осуществляют автоматизированные комплексы «Паркон», которые проверяют только наличие в базе данных разрешения по номеру автомобиля. Однако сотрудник ГИБДД и в этом случае даже может проверить у водителя опознавательных знаков или справки об инвалидности.
Как оформить льготу на парковку
Для оформления парковочного разрешения в Москве инвалид или его представитель должен обратиться в любой столичный МФЦ и подать пакет документов: паспорт (или свидетельство о рождении для детей-инвалидов), страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования заявителя, документы на автомобиль и справку об инвалидности. Через некоторое время заявитель получит уведомление с номером записи о внесении его автомобиля в реестр. Парковочное разрешение действует до прописанного в справке конца срока инвалидности, либо является бессрочным, если таковыми признаны ограничения здоровья человека.

На одного инвалида можно оформить только одно парковочное разрешение для машины, которая будет заниматься его перевозкой. А вот ограничений на количество машин, которыми владеет сам инвалид и на которые он может оформить парковочные разрешения, постановление правительства Москвы от 17 мая 2013 года «Об организации платных городских парковок в городе Москве» не содержит. Этой лазейкой во всю пользуются желающие обойти закон, регистрируя свои машины на родственника-инвалида и вешая на них опознавательные таблички. Однако не имея справки об инвалидности, они теперь рискуют нарваться на солидный штраф.
Какие штрафы накладываются за нарушения
Штраф в размере 5000 рублей за незаконную установку знака «Инвалид» и за управление транспортным средством с таким знаком был введен еще летом 2015 года, но до сих пор инспекторы не могли требовать у водителя справку, чтобы проверить легитимность опознавательных табличек. Теперь инспектор вправе оформить наказание, если водитель не может предъявить справку об инвалидности, либо в салоне не находится человек с такой справкой. Незаконная парковка на месте для инвалидов также оценивается в 5000 рублей, причем службы эвакуации имеют право увезти автомобиль на штрафстоянку. Эвакуируют машину с инвалидного места и в случае, если на ней нет опознавательных знаков даже при наличии оформленного парковочного разрешения. Предусмотрено наказание и за нарушение требований о выделении на автомобильных стоянках мест для машин инвалидов: от 3000 до 5000 рублей для должностных лиц и от 30 000 до 50 000 рублей – для юридических лиц.Иван Ананьев
Фото: РБК, Комсомольская правда / PhotoXPress.ru