Тариф прокурорский: что происходит c трассой М11
Генпрокуратура РФ заинтересовалась тарифами на платных участках трассы Москва – Санкт-Петербург. Ведомство обратилось в правительство с предложением ограничить стоимость проезда по платному участку М11 от МКАД до Солнечногорска после того, как введение платы вызвало шквал недовольства со стороны автомобилистов и критику губернатора Подмосковья. Долгожданная магистраль после введения платы сначала встала в глухих пробках, а потом опустела – водители не захотели платить за проезд по завышенным, по их мнению, тарифам. Непопулярность трассы и отсутствие денежных поступлений от автомобилистов может сыграть злую шутку и с управляющей компанией, которая обслуживает М11, но на снижение тарифов она самостоятельно пока не идет.
Что не понравилось чиновникам
В декабре 2015 года после введения платы на трассе М11 губернатор Московской области Андрей Воробьев обратил внимание на недовольство автовладельцев и назвал тарифы катастрофическими. Чиновник отметил, что цены на проезд были установлены без учета сложившейся экономической ситуации. Почти сразу ситуация привлекла внимание Генпрокуратуры, которая занялась проверкой законности ведения платы за проезд по трассе М11 и ее адекватности. В самом начале 2016 года генпрокурор Юрий Чайка в интервью «Российской газете» пообещал принять необходимые меры прокурорского реагирования, и уже 20 января ведомство, по сообщению собственной пресс-службы, предложило правительству законодательно установить предельные значения тарифов.
«Данная ситуация стала возможной из-за несвоевременного принятия правительством РФ предельных уровней тарифов, которые не должны превышаться концессионером. Генеральной прокуратурой проинформировано правительство РФ, которому предложено установить предельные значения тарифов по трассе М11», - отметил представитель пресс-службы.
Сколько стоит проезд по М11
В декабре 2014 года, запуская движение по трассе М11 в бесплатном режиме, глава администрации президента Сергей Иванов заявил, что стоимость проезда от МКАД до аэропорта Шереметьево составит 100 руб., а по всему участку до Солнечногорска – 300 рублей. Но через год, когда управляющая компания СЗКК ввела платный режим, были объявлены совсем другие тарифы: в часы пик проезд на легковом автомобиле до Шереметьево стоит 250 руб., до Зеленограда – 350 руб., до Солнечногорска – 500 рублей. Причем тарифы на проезд в обратном направлении могут быть еще больше. Проезд для пикапов, фургонов и машин с прицепами примерно в полтора раза дороже, а за грузовик или автобус придется заплатить вдвое больше, чем за легковушку. В дневное время тарифы немного снижаются, а минимальная стоимость проезда предлагается ночью и в выходные, когда и альтернативные бесплатные трассы почти не загружены.
Как пояснили в СЗКК, стоимость проезда пришлось повысить из-за кризиса и инфляции: «Строительство финансировалось не из госбюджета, а частными инвесторами. Поэтому тарифы были установлены исходя из того, что эти затраты должны быть компенсированы». Но после того, как перевозчики и местные жители высказали недовольство высокими тарифами, СЗКК ввела систему скидок для тех, кто часто пользуется дорогой и приобрел бесконтактные транспондеры для оплаты. Размер скидки варьируется от 20 до 70% в зависимости от частоты проездок. Если количество поездок не превышает 20 в месяц, скидка будет минимальной, а при совершении от 44 до 50 поездок – максимальной.
Не исключено, что вскоре скидки получат и льготники. Как заявил ранее министр транспорта Максим Соколов, власти Подмосковья рассмотрят французский опыт, когда в обмен на скидку государство гарантирует управляющей компании определенный объем поездок льготников или компенсирует убытки оператора из госбюджета, если этот объем не будет выбран.
Базовый тариф «Просто» предполагает скидку в 20%, для получения которой достаточно просто приобрести устройство. Другой вариант – абонемент на 10 поездок в течение календарного месяца с фиксированной стоимостью в зависимости от времени проезда и направления, причем выбранный маршрут придется указывать при получении транспондера. Тариф «Корпоративный» предназначен для организаций, офисы которых находятся рядом с трассой М11, и распространяется на все категории автомобилей от легковых до тяжелых грузовиков. Скидка по этому тарифу не является фиксированной и зависит от количества поездок. Наконец, владельцы лицензии на перевозки пассажиров смогут воспользоваться тарифом «Такси».
Кто построил дорогу
Трасса М11 была задумана как платная альтернатива существующей трассе М10 «Россия» (Ленинградское шоссе). Головной участок (15-58 км) в Подмосковье должен был стать одним из первых проектов, реализованных по принципу государственно-частного партнерства на условиях концессии. Заказчиком со стороны государства стало Федеральное дорожное агентство «Автодор», а концессионером, то есть фактическим исполнителем была выбрана Северо-Западная концессионная компания (СЗКК), принадлежащая «Мостотресту» и французской компании Vinci, которая в 2008 году стала победителем конкурса. За право стать партнерами государства помимо СЗКК боролись консорциум российских строительных компаний «Столичный тракт» и турецкий застройщик AERU Highway, но именно СЗКК обещала установить самую низкую среди конкурентов стоимость проезда на уровне 3,6 руб. за километр. Стоимость дороги на начальном этапе оценивалась в 63 млрд руб., включая 23 млрд руб. государственных средств, но позже смета была увеличена до 72 млрд рублей.
Когда ввели плату, и к чему это привело
Изначально плату за проезд планировалось взимать с июля 2015 года, но к этому сроку пункты оплаты на М11 не были построены, а тарифную сетку СЗКК не успела согласовать с госкомпанией «Автодор». Платный режим управляющая компания для начала решила обкатать на другом построенном участке М11 от 258 до 334 км в обход г. Вышний Волочек, где брать деньги начали с 21 сентября 2015 года. Сроки введения платы на головном участке несколько раз переносились, но 23 декабря 2015 года шлагбаумы на М11 в Подмосковье все-таки заработали.
В день запуска платного режима на трассе М11 случился транспортный коллапс. Пункты сбора оплаты не справлялись с потоком машин, а автомобилисты, не разобравшись в том, как работает система сбора денег, блокировали проезд. Пробка перед пунктами оплаты растянулась на несколько километров, а автомобили проводили в ней от 40 минут до часа. Одновременно заторы начались и на бесплатном Ленинградском шоссе, куда вернулись те, кто не собирался платить за проезд. В итоге оператор трассы М11 принял решение открыть шлагбаумы на пунктах сбора платы и выпустить всех бесплатно, чтобы быстрее разгрузить дорогу.
Представители СЗКК, комментируя ситуацию, ссылались на отсутствие у пользователей М11 бесконтактных транспондеров и обещали, что в ближайшие дни ситуация нормализуется. И действительно уже на следующий день заторы на М11 исчезли вместе с автомобилями, а бесплатная Ленинградка встала в привычных пробках.
Кто установил тарифы и получает деньги
Концессионное соглашение о строительстве и эксплуатации участка трассы М11 между «Автодором» и СЗКК было подписано в 2009 году. По этому соглашению СЗКК получала право на управление дорогой и ее обслуживание, а также взимание платы с целью компенсировать расходы на строительство и текущее обслуживание магистрали. Через 31 год после начала эксплуатации дорога должна будет перейти под управление государства. Это же соглашение устанавливает и предельно допустимые тарифы на проезд. В пресс-службе СЗКК подчеркнули, что нынешние тарифы ниже максимально возможных и учитывают текущий индекс потребительских цен. При этом речь идет не о ценах за проезд на конкретном участке дороги в конкретный период времени, а об условном средневзвешенном тарифе.
Иван Ананьев
Фото: Комсомольская правда/PhotoXPress.ru, Морозов Александр/PhotoXPress.ru, «Автодор»