Без руля и проводов: во что превратятся автомобили в будущем
На автосалонах в 2015 году было представлено немало смелых концепций того, как именно автопроизводители видят будущее персональной мобильности. Сегодня рынок требует универсальные транспортные средства, в которые интегрируются современные гаджеты и новые электронные устройства, но уже завтра придут технологии, способные не просто облегчить процесс управления, но и полностью взять его на себя. Технологии развиваются на глазах, и те из них, которые могут стать серийными в ближайшем будущем, мы скоро увидим и на массовых машинах. Другие идеи смотрят гораздо дальше – в более отдаленное время, к которому может измениться уже и сама по себе концепция личного транспорта.
К 2020 г. ряд компаний обещают представить серийные автомобили с функцией автономного вождения, которые смогут ездить самостоятельно в любых дорожных условиях. Уже сегодня машины способны самостоятельно ехать в трафике, следить за знаками, придерживаться разметки и адекватно реагировать на действия других участников движения. Так, в начале года автономный концепт Audi A7 самостоятельно проехал 900 км из Силиконовой долины в Лас-Вегас, а сидевший в салоне водитель-испытатель лишь контролировал ситуацию. Владельцы Tesla Model S после обновления программного обеспечения уже сейчас могут не участвовать в процессе управления, например, при движении по магистралям.
Проблемами адаптации компьютерных алгоритмов к реальным дорожным условиям занимаются не только программисты, но и антропологи, которые учат компьютер предсказывать действия других участников движения и привить ему социально приемлемые повадки. Автомобиль может даже запоминать манеру езды водителя, когда тот сам управляет машиной, чтобы движение в автоматическом режиме казалось человеку столь же привычным.
Производители электрокаров делают ставку на беспроводные зарядные устройства и с удовольствием демонстрируют рабочие прототипы таких приборов для домашнего использования. Принцип простой: чтобы зарядить машину, ее нужно припарковать над специальной индукционной плитой. Серийных устройств зарядки автомобилей пока не существует, но инженеры уже тестируют прототипы мощностью до 10 кВт. В будущем нас ждут сверхбыстрые зарядки, интегрированные прямо в дорожное полотно на специальных выделенных полосах. Автомобиль, съезжая на такую полосу, быстро пополняет заряд батарей, автоматически оплачивая «заправку» с карты клиента.
Автономное вождение
К 2020 г. ряд компаний обещают представить серийные автомобили с функцией автономного вождения, которые смогут ездить самостоятельно в любых дорожных условиях. Уже сегодня машины способны самостоятельно ехать в трафике, следить за знаками, придерживаться разметки и адекватно реагировать на действия других участников движения. Так, в начале года автономный концепт Audi A7 самостоятельно проехал 900 км из Силиконовой долины в Лас-Вегас, а сидевший в салоне водитель-испытатель лишь контролировал ситуацию. Владельцы Tesla Model S после обновления программного обеспечения уже сейчас могут не участвовать в процессе управления, например, при движении по магистралям.
Проблемами адаптации компьютерных алгоритмов к реальным дорожным условиям занимаются не только программисты, но и антропологи, которые учат компьютер предсказывать действия других участников движения и привить ему социально приемлемые повадки. Автомобиль может даже запоминать манеру езды водителя, когда тот сам управляет машиной, чтобы движение в автоматическом режиме казалось человеку столь же привычным.
Беспроводная зарядка
Производители электрокаров делают ставку на беспроводные зарядные устройства и с удовольствием демонстрируют рабочие прототипы таких приборов для домашнего использования. Принцип простой: чтобы зарядить машину, ее нужно припарковать над специальной индукционной плитой. Серийных устройств зарядки автомобилей пока не существует, но инженеры уже тестируют прототипы мощностью до 10 кВт. В будущем нас ждут сверхбыстрые зарядки, интегрированные прямо в дорожное полотно на специальных выделенных полосах. Автомобиль, съезжая на такую полосу, быстро пополняет заряд батарей, автоматически оплачивая «заправку» с карты клиента.
Если серийная реализация систем беспроводной зарядки автомобилей – дело ближайших нескольких лет, то заряжать мобильный телефон без проводов можно уже сейчас. Такие зарядные площадки есть, например, в серийных Toyota Camry и BMW 7-Series, но работать с ними могут пока далеко не все мобильные аппараты.
Язык жестов
Интерфейсы управления бортовой электроникой выходят на новый уровень – автомобили учат понимать жесты рук для того, чтобы человек не отвлекал свое внимание от дороги. Первыми о концепции управления жестами говорили инженеры Jaguar Land Rover, представляя в прошлом году прототип Discovery Sport, но первой серийной машиной с этой технологией стал седан BMW 7-Series, представленный осенью. Баварская система Gesture Control позволяет водителю или пассажиру взмахами руки менять радиостанции, регулировать громкость звука или принимать и отклонять телефонные звонки, а также управлять меню медиасистемы без прикосновения к сенсорному экрану. В конце 2016 года аналогичную систему получит обновленный Volkswagen Golf, в котором при помощи жестов можно будет также регулировать настойки климатической установки и управлять положением люка в крыше.
Электростанция на колесах
Гибрид или электромобиль на топливных элементах может выступать в роли передвижной электростанции. Этой идеей руководствовались, например, разработчики ё-мобиля. Или компания Toyota, представившая в Токио водородомобиль FCV plus. Энергии, вырабатываемой его топливными элементами, вполне хватит для обеспечения электричеством небольшой квартиры или коттеджа.
Компания Honda, в свою очередь, разработала специальный резервный источник энергии Power Exporter 9000. По замыслу инженеров он может использоваться во время перебоев с электричеством, вызванных землетрясениями или цунами. Power Exporter 9000 питается от силовой установки водородного седана Honda Clarity Fuel Cell и может обеспечивать потребности в электричестве целого коттеджа в течение недели.
Автомобиль-трансформер
Новые автомобили увеличиваются в размерах, и габаритные рамки классов им уже тесны. А в перспективе они вообще смогут менять свои размеры. Например, для того, чтобы припарковаться, концепт eXmachina может сокращать свою длину, подтягивая задние колеса к передним. А в движении он снова увеличивает колесную базу для лучшей устойчивости.
Концепт Mercedes-Benz IAA способен увеличиваться в размерах для улучшения аэродинамики. На высокой скорости специальная секция удлиняет его заднюю часть, чтобы снизить завихрения за кормой. Одновременно автомобиль выпускает закрылки спереди и меняют форму колесных дисков. Все для того, чтобы снизить коэффициент лобового сопротивления с 0,25 до 0,19.
Кузов тоньше бумаги
Еще семь лет назад BMW представила концепт GINA Light Visionary Model, у которого кузов был изготовлен из прочной водонепроницаемой ткани, натянутой на алюминиевый каркас. Ребра каркаса могли двигаться, меняя внешность автомобиля. Инжиниринговая компания EDAG, показавшая в этом году в Женеве необычный прототип Light Cocoon с тканевым кузовом, преследовала несколько иные цели. Инновационный материал одежной фирмы Jack Wolfskin весит всего 19 граммов на квадратный метр, то есть в двести раз легче самой тонкой стали. Он тоньше копировальной бумаги, при этом очень прочен и не пропускает воду. А при небольшой аварии повреждения на таком кузове можно легко залатать.
Силовую сетчатую структуру концепта Light Cocoon, напоминающую по своей структуре прожилки листа, напечатали из полимера на 3D-принтере. Специалисты компании EDAG заявляют, что подобная технология может появиться на серийных автомобилях уже через десять лет.
Мягкие элементы кузова
Мягкие элементы кузова, позволяющие снизить ущерб при аварии или наезде на пешехода, постепенно появляются на серийных машинах. Citroen уже защитил свой серийный кроссовер Cactus специальными накладками со сменными элементами Airbump. Полые внутри панели пружинят, защищая кузов от легких ударов в городской толчее. Благодаря панелям из вспененного полипропилена трицикл Spira4U получился не только противоударным, но еще и плавающим. А японский производитель комплектующих Toyota Gosey пошел дальше: у его концепта Flesby, показанного в Токио в этом году, мягкие накладки могут надуваться. Они работают как внешние подушки безопасности и дополнительно защищают пешеходов при столкновении. Благодаря надувным элементам меняется и аэродинамика кузова.
Без руля
Если автомобиль способен полностью взять управление на себя, значит нет нужды в руле и педалях. Компания Infiniti уже выпускает автомобили без механической связи руля и колес, а в представленном недавно концепте IDS (Intelligent Drive System) в беспилотном режиме штурвал складывается и прячется в переднюю панель - вместо него появляется сенсорный дисплей.
В крохотной Honda Wander Stand вообще не нашлось места для руля и педалей. В распоряжении пассажиров – только джойстик и сенсорная панель, а лобовое стекло – сплошной проекционный дисплей. Двухместная капсула движется самостоятельно, достаточно задать маршрут. Причем концепт может разворачиваться на месте и ехать боком.
Гостиная и гаджет
Чем заняться пассажирам, пока автопилот ведет машину к цели? Однообъемник Mercedes-Benz F 015 Luxury in Motion превращается в уютную и очень просторную гостиную: колесная база у концепта превышает 3,6 метра. Во время автономной поездки руль убирается в панель, а пассажирские кресла разворачиваются друг к другу.
Для пассажиров автомобиля-гаджета Nissan Teatro for Dayz созданы все условия для общения в соцсетях. Всевозможные изображения проецируются не только на всю переднюю панель целиком, но даже на спинки кресел и сами сиденья.
Автомобиль из принтера
Трехмерная 3D-печать набирает популярность и в будущем большинство деталей машин, возможно, будут печатать на специальных принтерах. Возможности такой технологии позволяют гибко менять дизайн каждой создаваемой машины. Например, панели для крохотного трикицла Toyota i-Road можно напечатать не только разных цветов, но и с разной фактурой.Первый автомобиль, в конструкции которого использовалась детали, созданные 3D-принтером, появился еще пять лет назад. В 2015 году компания Local Motors напечатала кузов и шасси электромобиля Strati прямо во время Детройтского автосалона на глазах у публики.
Иван Ананьев, Евгений Багдасаров
Фото: компании производители
Видео: YouTube