Футболист в балетной пачке: как автомобильная реклама стала искусством
Широченный Pontiac, протискивающийся по парижским улицам мимо микроавтобусов Citroen, высокая блондинка на велосипеде, беседующая с владельцем споркупе GTO - то, что создавалось как рекламные иллюстрации в 1960-х годах прошлого века, со временем превратилось в высокое искусство. Рисунки пережили и автомобили, которые с помощью них рекламировались, и даже своих создателей. Артур Фитцпатрик ушел из жизни на прошлой неделе. На протяжении более чем 20 лет он работал совместно с художником Веном Кауфманом: один рисовал автомобили, другой изображал людей и пейзажи. Наибольшую известность им принесла реклама автомобилей Pontiac. Позже Фитцпатрик работал в автомобильной иллюстрации один, своего партнера он пережил на 20 лет.
Артур Фитцпатрик вырос в автомобильной столице США – Детройте, его отец был художником, а дед - архитектором. Ему было меньше двадцати лет, когда он начал работать в автомобильном дизайне.
Сначала Фитцпатрик работал в кузовной фирме Briggs подмастерьем Джона Тьярди. Увлеченный аэродинамикой Тьярди создавал дизайн нового суббренда Lincoln-Zephyr, премиального, но в тоже время более доступного, чем большие «Линкольны» K-Series. Он разработал смелый для середины 1930-х автомобиль с низким центром тяжести и вытянутым обтекаемым кузовом. В то время многие художники, создававшие автомобильную рекламу, намеренно искажали пропорции машины, чтобы они выглядели более стремительными, однако Lincoln-Zephyr был таким в реальности. В отличие от аэродинамичных Hupmobile Aerodynamic и Chrysler Airflow, которые не нашли большое количество покупателей, «Зефир» с изменениями продержался в производстве 12 лет - с 1936 по 1948 год.
В 1938 году Фитцпатрик начал работать в голливудском ателье Говарда Даррина в качестве художника и чертежника. Даррин изготавливал автомобили по индивидуальным заказам на базе автомобилей Packard для различных знаменитостей, таких, например, как Кларк Гейбл и Эррол Флинн. Руководство американской компании заметило изящные и приземистые модели и заказало голливудскому дизайнеру разработку кабриолета Victoria. Фитцпатрик, в свою очередь, приложил руку к дизайну четырехдверного кабриолета и седана, построенных Даррином. А позже перешел в Packard и поучаствовал в работе над семейством Clipper 1942 модельного года.
После Второй Мировой, вернувшись с военной службы, Фитцпатрик начал рисовать рекламу для автомобильных компаний. Среди его клиентов были Mercury, Lincoln, Nash, Plymouth, Kaiser и Buick. Он удлиняет пропорции машины, делает из посадку низкой, работает в различных стилях. Например, реклама для Buick 1952 года сделана в минималистичном стиле с профильными изображениями, а автомобили следующего модельного года он рисует уже на фоне пышных загородных пейзажей. В целом, ранние работы Артура Фитцпатрика – типичная рекламная продукция 1950-х. А на многих рисунках нет его автографа.
В 1949 году Фитцпатрик начинает работать над рекламой Mercury вместе с Веном Кауфманом, бывшим диснеевским иллюстратором. Кауфман много путешествовал по Европе, что нашло отражение в пейзажах, которые он создавал. Фитцпатрик рисовал автомобиль прямо поверх фона, либо наклеивал его изображение. Под совместными рисунками появилась двойная подпись AF VK, либо VK AF. Союз двух художников оказался крепким и успешным. В 1956 году они получили эксклюзивный контракт на создание рекламы для марки Buick. А спустя несколько лет создали серию изображений автомобилей Cadillac для юбилейного издания в честь 50-летия General Motors.
В 1958 году новый шеф-дизайнер General Motors Билли Митчелл сменил Ли Харли Эрла, создателя плавникового стиля. Он задумал кардинальный рестайлинг автомобилей 1959 модельного года. Однако для существующего шасси новый Pontiac с прямыми линиями кузова оказался слишком широким. По словам одного из руководителей марки Pontiac, новый автомобиль напоминал футболиста в балетной пачке. В результате было принято решение расширить колею на шесть дюймов (15 сантиметров). Так появилась серия «ширококолейных» (Wide Track) «Понтиаков». Арт Фитцпатрик, которому поручили изображать новинку в печатной рекламе, намеренно сделал ее еще более широкой и приземистой.
Новые автомобили изображались на фоне европейских пейзажей, которые подчеркивали габариты машины. А тщательно прорисованные люди в машинах и вокруг них добавляли картинке сюжет. Фитцпатрик и Кауфман специально выезжали в Европу, делали фотографии и зарисовки понравившихся мест – эксклюзивный контракт позволял путешествовать таким образом. Рядом с названием автомобиля ставилась название места, на фоне которого он был изображен: дорога в Эз, Портофино, Коста Брава. Фоном выступали латиноамериканские пейзажи и различного рода соревнования. Очень рудко художники использовали одну локацию еще раз. Исключение, например, сделали для пляжа греческого острова Идра.
Всего за 12 лет сотрудничества года Фитцпатрик и Кауфман создали почти три сотни иллюстраций для Pontiac. И эта серия принесла им огромную известность, выделила среди других автомобильных художников. Амбициозный глава Pontiac Джон ДеЛореан доверял поручал рекламные иллюстрации исключительно им. С его уходом в Chevrolet и разразившейся в 1970 году общенациональной забастовкой рабочих General Motors концерн резко снизил расходы на рекламный бюджет. Кроме того, рисованные иллюстрации постепенно вытеснялись фотоматериалами. Поэтому GM решил заменить дорогостоящих художников фотографами, которые в результате также потребовали серьезных финансовых затрат.
После Pontiac вице-президент GM Боб Лутц нанял дуэт Фитцпатрика и Кауфмана работать над рекламой Opel. Они продолжили изображать автомобили на фоне привычных европейских пейзажей. Однако «Опели» в трактовке Фитцпатрика приобрели настоящий американский шик. В последующие годы Артур продолжил рисовать автомобили для открыток, марок и книг. Причем, новые иллюстрации он создавал уже на компьютере. Кроме того, художник выступил консультантом студии Pixar, создававшей мультфильм «Тачки».
Евгений Багдасаров
Фото: oldcaradvertising.com, fitz-art.com, americar.de, plan59.com, oldcaradvertising.com, oldcarbrochures.org
Артур Фитцпатрик вырос в автомобильной столице США – Детройте, его отец был художником, а дед - архитектором. Ему было меньше двадцати лет, когда он начал работать в автомобильном дизайне.
Сначала Фитцпатрик работал в кузовной фирме Briggs подмастерьем Джона Тьярди. Увлеченный аэродинамикой Тьярди создавал дизайн нового суббренда Lincoln-Zephyr, премиального, но в тоже время более доступного, чем большие «Линкольны» K-Series. Он разработал смелый для середины 1930-х автомобиль с низким центром тяжести и вытянутым обтекаемым кузовом. В то время многие художники, создававшие автомобильную рекламу, намеренно искажали пропорции машины, чтобы они выглядели более стремительными, однако Lincoln-Zephyr был таким в реальности. В отличие от аэродинамичных Hupmobile Aerodynamic и Chrysler Airflow, которые не нашли большое количество покупателей, «Зефир» с изменениями продержался в производстве 12 лет - с 1936 по 1948 год.
В 1938 году Фитцпатрик начал работать в голливудском ателье Говарда Даррина в качестве художника и чертежника. Даррин изготавливал автомобили по индивидуальным заказам на базе автомобилей Packard для различных знаменитостей, таких, например, как Кларк Гейбл и Эррол Флинн. Руководство американской компании заметило изящные и приземистые модели и заказало голливудскому дизайнеру разработку кабриолета Victoria. Фитцпатрик, в свою очередь, приложил руку к дизайну четырехдверного кабриолета и седана, построенных Даррином. А позже перешел в Packard и поучаствовал в работе над семейством Clipper 1942 модельного года.
После Второй Мировой, вернувшись с военной службы, Фитцпатрик начал рисовать рекламу для автомобильных компаний. Среди его клиентов были Mercury, Lincoln, Nash, Plymouth, Kaiser и Buick. Он удлиняет пропорции машины, делает из посадку низкой, работает в различных стилях. Например, реклама для Buick 1952 года сделана в минималистичном стиле с профильными изображениями, а автомобили следующего модельного года он рисует уже на фоне пышных загородных пейзажей. В целом, ранние работы Артура Фитцпатрика – типичная рекламная продукция 1950-х. А на многих рисунках нет его автографа.
В 1949 году Фитцпатрик начинает работать над рекламой Mercury вместе с Веном Кауфманом, бывшим диснеевским иллюстратором. Кауфман много путешествовал по Европе, что нашло отражение в пейзажах, которые он создавал. Фитцпатрик рисовал автомобиль прямо поверх фона, либо наклеивал его изображение. Под совместными рисунками появилась двойная подпись AF VK, либо VK AF. Союз двух художников оказался крепким и успешным. В 1956 году они получили эксклюзивный контракт на создание рекламы для марки Buick. А спустя несколько лет создали серию изображений автомобилей Cadillac для юбилейного издания в честь 50-летия General Motors.
В 1958 году новый шеф-дизайнер General Motors Билли Митчелл сменил Ли Харли Эрла, создателя плавникового стиля. Он задумал кардинальный рестайлинг автомобилей 1959 модельного года. Однако для существующего шасси новый Pontiac с прямыми линиями кузова оказался слишком широким. По словам одного из руководителей марки Pontiac, новый автомобиль напоминал футболиста в балетной пачке. В результате было принято решение расширить колею на шесть дюймов (15 сантиметров). Так появилась серия «ширококолейных» (Wide Track) «Понтиаков». Арт Фитцпатрик, которому поручили изображать новинку в печатной рекламе, намеренно сделал ее еще более широкой и приземистой.
Новые автомобили изображались на фоне европейских пейзажей, которые подчеркивали габариты машины. А тщательно прорисованные люди в машинах и вокруг них добавляли картинке сюжет. Фитцпатрик и Кауфман специально выезжали в Европу, делали фотографии и зарисовки понравившихся мест – эксклюзивный контракт позволял путешествовать таким образом. Рядом с названием автомобиля ставилась название места, на фоне которого он был изображен: дорога в Эз, Портофино, Коста Брава. Фоном выступали латиноамериканские пейзажи и различного рода соревнования. Очень рудко художники использовали одну локацию еще раз. Исключение, например, сделали для пляжа греческого острова Идра.
Всего за 12 лет сотрудничества года Фитцпатрик и Кауфман создали почти три сотни иллюстраций для Pontiac. И эта серия принесла им огромную известность, выделила среди других автомобильных художников. Амбициозный глава Pontiac Джон ДеЛореан доверял поручал рекламные иллюстрации исключительно им. С его уходом в Chevrolet и разразившейся в 1970 году общенациональной забастовкой рабочих General Motors концерн резко снизил расходы на рекламный бюджет. Кроме того, рисованные иллюстрации постепенно вытеснялись фотоматериалами. Поэтому GM решил заменить дорогостоящих художников фотографами, которые в результате также потребовали серьезных финансовых затрат.
После Pontiac вице-президент GM Боб Лутц нанял дуэт Фитцпатрика и Кауфмана работать над рекламой Opel. Они продолжили изображать автомобили на фоне привычных европейских пейзажей. Однако «Опели» в трактовке Фитцпатрика приобрели настоящий американский шик. В последующие годы Артур продолжил рисовать автомобили для открыток, марок и книг. Причем, новые иллюстрации он создавал уже на компьютере. Кроме того, художник выступил консультантом студии Pixar, создававшей мультфильм «Тачки».
Евгений Багдасаров
Фото: oldcaradvertising.com, fitz-art.com, americar.de, plan59.com, oldcaradvertising.com, oldcarbrochures.org