Желтые вафли, красные стрелки: что изменилось на дорогах Москвы
На московских перекрестках появилась так называемая «вафельная» разметка – пересекающиеся линии желтого цвета, которые обозначают границы перекрестка и зону, на которую нельзя выезжать при запрещающем сигнале светофора. Соблюдение разметки контролируют камеры Центра организации дорожного движения, которые фиксируют нарушения. Эксперимент проходит на пересечении улиц Велозаводская и Автозаводская, Велозаводская и Ленинская слобода, Башиловская и 2-я Квесисская. Места для экспериментов выбрали там, где невысокий уровень аварийности, хорошая видимость в любое время суток и нет пересечений пешеходных и транспортных потоков.
Главными идеологами эксперимента стали эксперты центра по борьбе с пробками Probok.net, которые заручились поддержкой ЦОДД и вице-премьера Игоря Шувалова, курирующего комиссию по безопасности дорожного движения. Российские ГОСТы не содержат разметки такого типа, но никаких противоречий с законом нет, уверен руководитель Probok.net Александр Шумский: «Штрафуют не за разметку. Штрафуют за выезд на перекресток на запрещающий сигнал светофора, что является прямым нарушением ПДД. «Вафельная» разметка лишь показывает автомобилистам границы перекрестка, которые нельзя нарушать. Такую разметку давно используют в зарубежных городах, и позитивный эффект от нее очевиден».
Главными идеологами эксперимента стали эксперты центра по борьбе с пробками Probok.net, которые заручились поддержкой ЦОДД и вице-премьера Игоря Шувалова, курирующего комиссию по безопасности дорожного движения. Российские ГОСТы не содержат разметки такого типа, но никаких противоречий с законом нет, уверен руководитель Probok.net Александр Шумский: «Штрафуют не за разметку. Штрафуют за выезд на перекресток на запрещающий сигнал светофора, что является прямым нарушением ПДД. «Вафельная» разметка лишь показывает автомобилистам границы перекрестка, которые нельзя нарушать. Такую разметку давно используют в зарубежных городах, и позитивный эффект от нее очевиден».
Наказание за выезд на забитый перекресток предусмотрено статьей 12.13. ч.1 КоАП РФ и составляет 1 тыс. рублей. Причем никакого тестового периода не будет – все нарушители, попавшие в поле зрения камер, получат штрафные квитанции. «Это целый технический комплекс: камеры подключены к системе управления светофорами, и включаются только когда зажигается красный свет», – отмечает руководитель Probok.net, – «Если автомобиль останется на перекрестке после того, как включится красный, его владелец гарантированно получит штраф».
Новая разметка и контролирующие камеры должны решить проблему закупоривания перекрестков, когда перпендикулярные потоки транспорта блокируют друг друга. Лидер московского отделения Федерации автовладельцев России Сергей Канаев уверен, что наводить порядок на перекрестках нужно обязательно: «Нашим автомобилистам требуется сдерживающий фактор. Камеры, которые фиксируют все без исключения нарушения – лучший способ контроля трафика. Каждый, кто выезжает на перекресток на красный свет или пытается проскочить в последнюю секунду, а потом стоит и мешает проехать другим, должен быть наказан. Вопрос только в том, насколько четко и безошибочно будет работать эта система. Но это уже вопрос практики. Какие-либо ошибки можно оперативно поправить».
По словам Шумского, если эксперимент будет признан удачным, «вафельная» разметка может появиться еще на 50-70 столичных перекрестках. «Мы не ставим задачу собрать больше штрафов. Нужно приучить водителей к тому, что блокировать перекресток нельзя, привить им культуру вождения. Чем меньше штрафов город будет получать с таких перекрестков, тем лучше будет транспортная ситуация».
Разметка перекрестков – лишь одно из нововведений, которые в последнее время появились на российских дорогах. С начала года было внесено несколько значимых технических нововведений и изменений в ПДД, многие из которых назрели уже давно.
Полосы для велосипедистов
Летом в центре Москвы появились выделенные полосы для велосипедистов. От велодорожки, обозначающейся знаком 4.4.1, полосы для велосипедистов отличаются тем, что они не могут использоваться для движения пешеходов. Ездить по ним можно только на велосипедах и мопедах, а вот автомобилям въезд на эту полосу запрещен. Кроме того, велосипедистам официально разрешили выезжать на полосы для общественного транспорта, но только если выделенка располагается с правой стороны проезжей части. Прежде велосипедисты на дорогах с выделенной полосой для транспорта официально могли пользоваться только вторым справа рядом, что было небезопасно.
Штрафы за выезд на обочину МКАД
Еще в апреле камеры автоматической фиксации нарушений, установленные на МКАД, начали оформлять штрафы тем, кто едет по обочине. Обочиной на Московской кольцевой называется полоса безопасности с правой стороны дороги, отделенная сплошной линией разметки. Еще раньше следить за обочинами начали камеры в Республике Татарстан. Штраф, как и в случае с грунтовыми обочинами загородных автодорог, составляет 1500 рублей. И если раньше это нарушение в экспериментальном режиме фиксировали только несколько камер, то теперь обочину отслеживают около сотни комплексов видеофиксакции. А всего на МКАД работают около 200 камер, которые контролируют скоростной режим и следят за грузовиками.
Диагональные переходы
С принятыми в апреле изменениями в ПДД появилось понятие диагонального пешеходного перехода. Летом десятки столичных перекрестков, на которых работает отдельная пешеходная фаза светофоров, были промаркированы диагональными «зебрами» с белой и желтыми полосами. Нововведение юридически закрепило негласный порядок – прежде до половины пешеходов пересекали такие перекрестки по диагонали, во многих случаях даже не подозревая о том, что нарушают ПДД. Диагональные переходы появятся на 250 перекрестках Москвы, а также в других городах.
Красный свет поворотных секций
Боковые секции светофоров, разрешающие поворот налево или направо, в выключенном состоянии теперь светятся красным. Таким образом обозначается наличие поворотной секции, которую может быть не видно в темное время суток. Это позволит избежать ситуаций, когда водители начинают поворачивать сразу после включения зеленого света основной секции, не подозревая о наличии секции с отдельной разрешающей стрелкой. Вместо красной заливки поворотный сектор может обозначаться красным ободком. Впрочем, ПДД по-прежнему позволяют использовать и старую схему, запрещая поворот при отсутствии любого сигнала на боковой секции.
Места для резидентов и посетителей больниц
На платных парковках столицы появились выделенные места для владельцев резидентных парковочных разрешений, обозначенные соответствующей табличкой. На таких местах можно парковаться только местным жителям с оформленными разрешениями. Еще один новый знак – «Бесплатная парковка в зоне социального объекта». Такая табличка не описана в ГОСТах, но фактически уже устанавливается у столичных больниц и церквей. Стоянка под этим знаком бесплатна.
Зоны парковки
Парковочные места теперь не маркируются по отдельности – линиями разметки обозначаются зоны парковки целиком. При этом способ постановки автомобиля на стоянку по-прежнему определяется знаками и дополнительными табличками, либо линиями дорожной разметки. Появилось и понятие зоны парковки, которая очерчивается прерывистой линией. Способ стоянки в этом случае также не регламентируется, и автомобилисты смогут ставить машину под углом, если конфигурация проезжей части позволяет такое расположение.
Островки безопасности
В ПДД появилось понятие островка безопасности, предназначенного для остановки пешеходов при переходе проезжей части. Островок разделяет полосы движения и конструктивно выделяется бордюром, либо просто обозначается разметкой или знаками. ПДД теперь явно предписывает пешеходам останавливаться на островке безопасности, если они не успели перейти дорогу на зеленый сигнал светофора. Помимо места для пешеходов, островки безопасности могут использоваться для установки светофоров и знаков.
Иван Ананьев
Фото: ГБУ «Автомобильные дороги», Global Look Press, РБК