Гран-при Канады традиционно считается одним из наиболее зрелищных этапов Формулы-1 в сезоне. Четыре прямых с разгонами до 340 км/ч и экстренными торможениями провоцируют множество обгонов, близость стен не прощает ошибок и часто служит причиной разрушительных аварий, а северный климат Монреаля гарантирует непредсказуемую погоду и частые дожди во время заездов. Совокупность этих факторов создает настоящую магию: за последние 15 лет в Канаде не было ни одной неинтересной гонки.
Этап-2015 тенденцию переломил. Вместо спортивного праздника и борьбы за победу зрители увидели унылую процессию из 20 болидов с заранее известным результатом. Autonews.ru разобрался, как Формуле-1 удалось испортить лучшую гонку в расписании чемпионата мира.
Пять лет назад болельщики увидели Гран-при Канады-2010: культовую гонку с множеством пит-стопов, сумасшедшей интригой и непредсказуемым результатом. Причиной столь интересного заезда оказались шины - покрышки изнашивались слишком быстро, что заставило команды на ходу менять стратегию и адаптироваться к сложным условиям. После этого участники решили: все гонки должны быть такими. И попросили шинников из компании Pirelli обеспечить нужный уровень зрелищности - за счет быстрого износа резины. Итальянцы справились: благодаря маленькому ресурсу покрышек следующие сезоны Формулы-1 превратились в феерию обгонов, каждый следующий сезон бил рекорд предыдущего по количеству успешных опережений на трассе и числу проведенных пит-стопов.
Фанаты были в восторге. Тем временем команды и пилоты успели изменить свое мнение: вместо того, чтобы поблагодарить Pirelli за работу, участники начали их критиковать. «Шины износились слишком быстро, это не уровень Формулы-1», - так звучало типичное оправдание гонщиков, которые проигрывали позиции из-за неумения беречь шины и просчитывать тактику.
По просьбе команд и пилотов Pirelli стала делать покрышки все более и более жесткими - к сезону-2015 Формула-1 вернулась к ситуации 2009 года, когда на одном пит-стопе можно было проехать большую часть гонок. Нынешний сверхмягкий состав Pirelli - это, по сути, среднежесткие шины двухлетней давности. Выносливая резина свела тактическое разнообразие на нет - а вместе с ним исчезли обгоны и нестандартные стратегические решения.
Победитель Гран-при Канады-2015 был известен еще до старта: гонку с легкостью выиграл Льюис Хэмилтон, второе место спокойно занял его партнер по команде Нико Росберг. Больше пилоты не жалуются на шины - вместо этого каждый получает ровно тот результат, на который рассчитывал еще в субботу. Никаких сюрпризов, только предсказуемость и езда по кругу.
В отсутствие реальной борьбы триумфаторам гонки из Mercedes AMG остается только считать статистику. Победа в Монреале стала для заводской команды немецкого производителя 35-й в истории. По этому показателю Mercedes AMG сравнялась с больше не выступающими в Формуле-1 коллективами Renault и Brabham и вышла на шестое место среди всех команд в истории. Следующий рубеж - пятая строчка и 50 побед в исполнении Red Bull Racing.
Победитель Гран-при Канады Льюис Хэмилтон также порадовал фанатов красивыми цифрами. Выступая на автомобиле под номером 44, британец стартовал с поул-позиции в 44-й раз в карьере. Воскресная победа стала для действующего чемпиона мира четвертой в сезоне - и четвертой на автодроме имени Жиля Вильнева в Монреале. Похоже, Хэмилтон, наконец, нащупал свою счастливую цифру и счастливую трассу.
Гран-при Канады мог стать куда интереснее, если бы Вальттери Боттас смог побороться с Кими Райкконеном за третью позицию. Для этого были все предпосылки: более молодой финн пилотировал болид Williams с теоретически более мощным двигателем Mercedes-Benz, в то время как его опытный соотечественник смог квалифицироваться впереди и удерживал третью строчку до первого пит-стопа.
Дуэли не получилось. Сразу после смены резины Райкконен допустил ошибку в шпильке, развернулся и потерял важные секунды: о пьедестале почета для команды Ferrari пришлось забыть. В этот момент надежду на интригу возродил Нико Росберг. Обладатель второго места также ошибся в шпильке в критический момент: казалось, после пит-стопа Боттас сможет отыграть сразу два места и выйти на вторую позицию. Как бы не так - во время смены резины механики Williams слишком долго провозились с колесами Боттаса, потратили на пит-стоп добрых 5 секунд вместо положенных двух и выпустили Вальттери позади Росберга.
Статус-кво сохранился до самого финиша: Росберг второй, Боттас третий, Райкконен четвертый. И никакой борьбы.
В сезоне-2015 о команде Manor Marussia вспоминают только тогда, когда пилотов этой конюшни опережают на круг. Все остальное время Уилл Стивенс и Роберто Мерхи заняты борьбой друг с другом в двух-трех кругах от лидера, а потому в трансляцию почти не попадают. Возможно, из-за этого британский коллектив перестали воспринимать всерьез - хотя на своем уровне Стивенс и Мерхи действительно ведут бескомпромиссную борьбу с непослушной машиной и друг с другом.
На Гран-при Канады Manor Marussia все-таки попала в телетрансляцию. Постарался представитель Lotus Роман Гросжан: обгоняя Уилла Стивенса на круг, француз не оставил ему места и вжал в бетонное заграждение. Выбирая между перспективой врезаться в стену и продолжить движение по прямой, Стивенс предпочел второй вариант - за что и был наказан Гросжаном, отдавившим конкуренту переднее антикрыло.
Сразу после инцидента дуэлянты отправились в боксы на ремонт, а спустя несколько кругов судьи вынесли решение: наказать Романа Гросжана за провокацию столкновения. Впрочем, Стивенсу от этого не легче - локальную битву с Роберто Мерхи он уже проиграл. «Я уважаю синие флаги, мы всегда пропускаем соперников. Было был здорово, если бы они, в ответ, уважали нас и оставляли хотя бы одну дистанцию машины», - подытожил разочарованный британец после гонки.
Даниила Квята в Канаде было ни видно, ни слышно - что не умаляет его успешного результата на финише. Российский пилот Red Bull Racing занял девятое место: на фоне 13-й позиции его напарника Дэниела Риккардо и нуля очков на счету представителей Toro Rosso два балла Квята оказались лучшим достижением для клиентов Renault в этой гонке.
Все дело в том, что длинные прямые автодрома имени Жиля Вильтнева накладывают дополнительные требования к мощности и эластичности моторов. Разгонная динамика здесь выходит на первый план - и никакая аэродинамическая эффективность Red Bull Racing не поможет пилотам, если вместо легкого и эффективного Мercedes-Benz в машине установлен ненадежный двигатель Renault. Среди обладателей первых 11 мест на финише Гран-при Канады 8 имели в своем распоряжении силовую установку Mercedes-Benz. Три исключения - это пилоты Scuderia Ferrari и Даниил Квят.
Под конец - светлое пятно минувшего Гран-при Канады, красивый прорыв Себастьяна Феттеля и Фелипе Массы в очковую зону с задних рядов стартовой решетки. В квалификации пилоты показали 16 и 17 время. Спортсменов подвели силовые установки - в ключевой момент им не хватило мощности, чтобы пробиться в число 15 сильнейших. К воскресенью проблемы устранили, и Феттель с Массой устроили шоу.
Пилоты не просто обгоняли соперников одного за другим - гонщики пошли на разные тактики. Масса выбрал консервативную стратегию с одним пит-стопом, Феттель решил останавливаться в боксах два раза. Выигрышным оказался ход Ferrari: на финише Феттель оказался пятым, а Масса шестым. По ходу гонки каждый по два раза обгонял Фернандо Алонсо (тот в итоге сошел), боролся с неуступчивыми пилотами Sauber и шарахался от Нико Хюлькенберга - в одним из эпизодов немец переусердствовал и поехал по трассе в обратном направлении.
Через две недели Формулу-1 ждет возвращение в Европу: восьмой этап чемпионата мира пройдет на австрийском автодроме Red Bull Ring, который также как и Монреаль славится интересными гонками. Остается надеяться, что на сей раз репутация трассы окажется сильнее объективных факторов, и зрители все-таки увидят борьбу за победу.
Антон Погорельский, специально для Autonews.ru
Фото: Global Look Press
Этап-2015 тенденцию переломил. Вместо спортивного праздника и борьбы за победу зрители увидели унылую процессию из 20 болидов с заранее известным результатом. Autonews.ru разобрался, как Формуле-1 удалось испортить лучшую гонку в расписании чемпионата мира.
Шины слишком хороши
Пять лет назад болельщики увидели Гран-при Канады-2010: культовую гонку с множеством пит-стопов, сумасшедшей интригой и непредсказуемым результатом. Причиной столь интересного заезда оказались шины - покрышки изнашивались слишком быстро, что заставило команды на ходу менять стратегию и адаптироваться к сложным условиям. После этого участники решили: все гонки должны быть такими. И попросили шинников из компании Pirelli обеспечить нужный уровень зрелищности - за счет быстрого износа резины. Итальянцы справились: благодаря маленькому ресурсу покрышек следующие сезоны Формулы-1 превратились в феерию обгонов, каждый следующий сезон бил рекорд предыдущего по количеству успешных опережений на трассе и числу проведенных пит-стопов.
Фанаты были в восторге. Тем временем команды и пилоты успели изменить свое мнение: вместо того, чтобы поблагодарить Pirelli за работу, участники начали их критиковать. «Шины износились слишком быстро, это не уровень Формулы-1», - так звучало типичное оправдание гонщиков, которые проигрывали позиции из-за неумения беречь шины и просчитывать тактику.
По просьбе команд и пилотов Pirelli стала делать покрышки все более и более жесткими - к сезону-2015 Формула-1 вернулась к ситуации 2009 года, когда на одном пит-стопе можно было проехать большую часть гонок. Нынешний сверхмягкий состав Pirelli - это, по сути, среднежесткие шины двухлетней давности. Выносливая резина свела тактическое разнообразие на нет - а вместе с ним исчезли обгоны и нестандартные стратегические решения.
Победитель Гран-при Канады-2015 был известен еще до старта: гонку с легкостью выиграл Льюис Хэмилтон, второе место спокойно занял его партнер по команде Нико Росберг. Больше пилоты не жалуются на шины - вместо этого каждый получает ровно тот результат, на который рассчитывал еще в субботу. Никаких сюрпризов, только предсказуемость и езда по кругу.
Магия четверок Льюиса Хэмилтона
В отсутствие реальной борьбы триумфаторам гонки из Mercedes AMG остается только считать статистику. Победа в Монреале стала для заводской команды немецкого производителя 35-й в истории. По этому показателю Mercedes AMG сравнялась с больше не выступающими в Формуле-1 коллективами Renault и Brabham и вышла на шестое место среди всех команд в истории. Следующий рубеж - пятая строчка и 50 побед в исполнении Red Bull Racing.
Победитель Гран-при Канады Льюис Хэмилтон также порадовал фанатов красивыми цифрами. Выступая на автомобиле под номером 44, британец стартовал с поул-позиции в 44-й раз в карьере. Воскресная победа стала для действующего чемпиона мира четвертой в сезоне - и четвертой на автодроме имени Жиля Вильнева в Монреале. Похоже, Хэмилтон, наконец, нащупал свою счастливую цифру и счастливую трассу.
Парад ошибок
Гран-при Канады мог стать куда интереснее, если бы Вальттери Боттас смог побороться с Кими Райкконеном за третью позицию. Для этого были все предпосылки: более молодой финн пилотировал болид Williams с теоретически более мощным двигателем Mercedes-Benz, в то время как его опытный соотечественник смог квалифицироваться впереди и удерживал третью строчку до первого пит-стопа.
Дуэли не получилось. Сразу после смены резины Райкконен допустил ошибку в шпильке, развернулся и потерял важные секунды: о пьедестале почета для команды Ferrari пришлось забыть. В этот момент надежду на интригу возродил Нико Росберг. Обладатель второго места также ошибся в шпильке в критический момент: казалось, после пит-стопа Боттас сможет отыграть сразу два места и выйти на вторую позицию. Как бы не так - во время смены резины механики Williams слишком долго провозились с колесами Боттаса, потратили на пит-стоп добрых 5 секунд вместо положенных двух и выпустили Вальттери позади Росберга.
Статус-кво сохранился до самого финиша: Росберг второй, Боттас третий, Райкконен четвертый. И никакой борьбы.
Никто не уважает отстающих
В сезоне-2015 о команде Manor Marussia вспоминают только тогда, когда пилотов этой конюшни опережают на круг. Все остальное время Уилл Стивенс и Роберто Мерхи заняты борьбой друг с другом в двух-трех кругах от лидера, а потому в трансляцию почти не попадают. Возможно, из-за этого британский коллектив перестали воспринимать всерьез - хотя на своем уровне Стивенс и Мерхи действительно ведут бескомпромиссную борьбу с непослушной машиной и друг с другом.
На Гран-при Канады Manor Marussia все-таки попала в телетрансляцию. Постарался представитель Lotus Роман Гросжан: обгоняя Уилла Стивенса на круг, француз не оставил ему места и вжал в бетонное заграждение. Выбирая между перспективой врезаться в стену и продолжить движение по прямой, Стивенс предпочел второй вариант - за что и был наказан Гросжаном, отдавившим конкуренту переднее антикрыло.
Сразу после инцидента дуэлянты отправились в боксы на ремонт, а спустя несколько кругов судьи вынесли решение: наказать Романа Гросжана за провокацию столкновения. Впрочем, Стивенсу от этого не легче - локальную битву с Роберто Мерхи он уже проиграл. «Я уважаю синие флаги, мы всегда пропускаем соперников. Было был здорово, если бы они, в ответ, уважали нас и оставляли хотя бы одну дистанцию машины», - подытожил разочарованный британец после гонки.
Локальный успех Даниила Квята
Даниила Квята в Канаде было ни видно, ни слышно - что не умаляет его успешного результата на финише. Российский пилот Red Bull Racing занял девятое место: на фоне 13-й позиции его напарника Дэниела Риккардо и нуля очков на счету представителей Toro Rosso два балла Квята оказались лучшим достижением для клиентов Renault в этой гонке.
Все дело в том, что длинные прямые автодрома имени Жиля Вильтнева накладывают дополнительные требования к мощности и эластичности моторов. Разгонная динамика здесь выходит на первый план - и никакая аэродинамическая эффективность Red Bull Racing не поможет пилотам, если вместо легкого и эффективного Мercedes-Benz в машине установлен ненадежный двигатель Renault. Среди обладателей первых 11 мест на финише Гран-при Канады 8 имели в своем распоряжении силовую установку Mercedes-Benz. Три исключения - это пилоты Scuderia Ferrari и Даниил Квят.
Спасители шоу
Под конец - светлое пятно минувшего Гран-при Канады, красивый прорыв Себастьяна Феттеля и Фелипе Массы в очковую зону с задних рядов стартовой решетки. В квалификации пилоты показали 16 и 17 время. Спортсменов подвели силовые установки - в ключевой момент им не хватило мощности, чтобы пробиться в число 15 сильнейших. К воскресенью проблемы устранили, и Феттель с Массой устроили шоу.
Пилоты не просто обгоняли соперников одного за другим - гонщики пошли на разные тактики. Масса выбрал консервативную стратегию с одним пит-стопом, Феттель решил останавливаться в боксах два раза. Выигрышным оказался ход Ferrari: на финише Феттель оказался пятым, а Масса шестым. По ходу гонки каждый по два раза обгонял Фернандо Алонсо (тот в итоге сошел), боролся с неуступчивыми пилотами Sauber и шарахался от Нико Хюлькенберга - в одним из эпизодов немец переусердствовал и поехал по трассе в обратном направлении.
Через две недели Формулу-1 ждет возвращение в Европу: восьмой этап чемпионата мира пройдет на австрийском автодроме Red Bull Ring, который также как и Монреаль славится интересными гонками. Остается надеяться, что на сей раз репутация трассы окажется сильнее объективных факторов, и зрители все-таки увидят борьбу за победу.
Антон Погорельский, специально для Autonews.ru
Фото: Global Look Press