Испанская трансформация. Как Формула-1 вернулась в Европу
Сорок пятый Гран-при Испании в истории Формулы-1 подарил чемпионату мира девятого победителя за последние девять лет. С 2007 года гонки на трассе «Барселона Каталунья» выигрывают разные пилоты. Гран-при-2015 поддержал традицию: первое место занял пилот Mercedes AMG Нико Росберг. После не очень уверенных выступлений на старте сезона успех Росберга стал едва ли не неожиданностью – хотя и до, и после Гран-при Испании Нико занимал в общем зачете второе место.
За три недели, прошедшие с Гран-при Бахрейна, с Нико Росбергом ничего не произошло. Его напарник, напротив, не жалел времени на путешествия: Льюис Хэмилтон опробовал болиды Формулы-1 пятидесятых годов прошлого столетия в Монце, мелькнул в Лондоне, заглянул на Майорку, потом отправился в США, навестил штаб-квартиру Mercedes AMG в британском Брэкли и, наконец, приземлился в Барселоне – в общей сложности чемпион мира налетал 45 тыс. километров. Возможно, поездки действительно утомили Льюиса, а может, на Росберге благотворно сказался отпуск. Так или иначе, в Испании партнеры по команде ехали в одном темпе.
Преимущество Хэмилтона исчезло в квалификации. Вопреки трендам-2015, поул-позицию на трассе «Барселона Каталунья» завоевал Нико Росберг – первую после четырех «поулов» Льюиса подряд. Поражение в субботу отправило британца на грязную сторону стартовой решетки. Вторая позиция находилась в стороне от накатанной траектории, что обещало Хэмилтону сложный старт: помимо объективного отставания от первого места, британцу предстояло справиться с повышенной пробуксовкой и сниженным сцеплением с трассой.
Все опасения подтвердились: пока Росберг спокойно ушел в лидеры, Хэмилтон отдал второе место Себастьяну Феттелю и едва не пропустил на третье Вальттери Боттаса из Williams. Весь первый отрезок превратился для Льюиса в безуспешное преследование Феттеля на Ferrari – все это время Росберг отрывался от конкурентов, обеспечивая себе преимущество на финише. Чтобы справиться с Ferrari, команда Mercedes AMG изменила Льюису тактику: вместо двух пит-стопов британец останавливался в боксах трижды.
Стратегия сработала: за счет постоянного использования более свежих шин Хэмилтон смог взвинтить темп и систематически ехать на 2 секунды быстрее конкурентов. В какой-то момент британец даже вышел в лидеры, а после заключительного пит-стопа обосновался на второй строчке. Феттель оказался повержен, но на эту борьбу у Хэмилтона ушла вся гонка – нагонять оторвавшегося напарника было уже поздно. Избавленный от конкуренции Росберг уехал слишком далеко вперед. И пусть лучший круг Нико оказался почти на секунду медленнее быстрейшего времени Хэмилтона, именно немец записал на свой счет дебютную победу в Гран-при Испании: на автодроме «Барселона Каталунья» обгоны сложны как нигде, а высокая стартовая позиция вкупе с удачным стартом гарантируют пилотам половину успеха.
В Формуле-1 принято говорить, что на Гран-при Испании начинается новая фаза чемпионата. Старт европейских Гран-при знаменует собой волну технических обновлений, которые затрагивают почти все автомобили действующих команд. На деле первая гонка в Европе давно лишилась своего стратегического значения: форма команд больше не зависит от «радикальных обновлений», а реальная расстановка сил складывается еще в Австралии. Тем не менее, поклонники Ferrari ждали Гран-при Испании с особым нетерпением: по сообщениям итальянской прессы, к этапу в Барселоне Scuderia должна была заменить чуть ли не 70 процентов своего болида.
Чуда не произошло. Пакет обновлений действительно установили на SF15-T, но отставание Феттеля от Mercedes AMG стало еще больше, чем раньше. Кими Райкконена изменения не устроили вовсе: всю пятницу финн мучился с настройками, регулярно жаловался на неконтролируемое скольжение, в квалификации проиграл напарнику секунду и в итоге отказался от всех новых деталей. Со старым аэродинамическим пакетом Кими уступил не только Феттелю, но и Вальттери Боттасу на Williams – похоже, британская команда поработала над машиной лучше, чем инженеры Ferrari. Наметившаяся было борьба между Феттелем и Райкконеном отошла на второй план, первоочередной задачей «красных» вновь стала погоня за Mercedes.
Причиной отставания Ferrari могла стать последняя директива комиссаров Международной автомобильной федерации (FIA). Предписание судей усилило надзор за скоростью расходования топлива во время гонки: раньше датчики отслеживали только поступление бензина из бака, теперь же под контроль попал сам факт попадания горючей смеси в цилиндры. Отдельное внимание комиссары уделили пиковому режиму, при котором топливо потребляется быстрее 90 килограммов в час – в этой ситуации двигатель попал под тотальный контроль.
По информации немецких и итальянских журналистов, ужесточение механизма проверки замедлило двигатели Ferrari: якобы, раньше итальянцы могли сильнее воздействовать на скорость сжигания топлива, что помогало им оптимизировать работу мотора и добиваться более высокой отдачи. При «усредненных» показателях мощность силовой установки снизилась – и Scuderia начала проигрывать «Мерседесу» на «тяговых» участках.
Бывшие чемпионы из McLaren-Honda и Red Bull Racing больше не верят в чудеса: фиаско в Барселоне лишило прославленные команды последней надежды. Проводивший домашнюю гонку Фернандо Алонсо сошел с дистанции из-за глупейшего перегрева тормозов, его партнер по McLaren Дженсон Батон финишировал 16-м – позади остались только записные аутсайдеры из Marussia. Перед Гран-при Испании британцы обещали прорыв и борьбу за первую десятку – вместо этого McLaren-Honda оказалась еще дальше, чем прежде.
На финише Баттон назвал поведение машины «пугающим», рассказал, что задняя часть болида не слушается пилота на высоких скоростях, а затем признался, что вообще не рассчитывает заработать очки в 2015-м году. В последний раз Дженсон был настолько пессимистичен в сезоне-2008. В том чемпионате Баттон занял 18 место, а двигатели для его машины делала компания Honda – точно так как сейчас.
Положение Red Bull Racing выглядит немного лучше: на Гран-при Испании Дэниел Риккардо и Даниил Квят принесли команде 7 очков за 7 и 10 место соответственно. Но не спешите радоваться: платой за этот результат стало использование четвертого двигателя внутреннего сгорания при лимите в четыре мотора за сезон. Установка любого дополнительного агрегата взамен изношенного приведет к штрафу в 10 позиций на стартовой решетке – а значит, Квят и Риккардо еще не скоро вернутся в борьбу за высокие места. И если руководитель Red Bull Racing Кристиан Хорнер ожидает, что коллектив уложился в 8-9 двигателей Renault за сезон, то консультант команд Red Bull и Toro Rosso Хельмут Марко говорит уже о 20 моторах.
Впрочем, в провале Red Bull Racing виноваты не только мотористы. Пилоты молодежного коллектива Toro Rosso с точно такими же двигателями Renault в Испании смотрелись явно сильнее: в квалификации Карслос Сайнс и Макс Ферстаппен оккупировали третью линию стартового поля, а в гонке выглядели куда более боевитыми и заряженными на борьбу, чем их старшие товарищи. Зрелищной точкой Гран-при Испании стала дуэль Карлоса Сайнса на Toro Rosso с Даниилом Квятом из Red Bull Racing. На последнем круге испанец бросился в отчаянную атаку и на жестком торможении опередил россиянина в схватке за девятую позицию. В пылу борьбы Квят даже потребовал наказать Сайнса за опасное поведение, однако судьи решили иначе: комиссары признали обгон гоночным инцидентом и оставили Карлосу выигранную позицию.
Успех «молодняка» из Toro Rosso заставил Хельмута Марко задуматься о том, как пилоты распределены между основной и «вспомогательной» командой. Вскоре после гонки австриец заявил: «Владельцу наших команд стоит обратить на это внимание: менее опытные гонщики справились с работой лучше, [чем их коллеги из Red Bull Racing]». Тревожный звонок для Риккардо и Квята.
На Гран-при Испании спонсором команды Lotus стал кинофильм «Безумный Макс». Рекламу фильма разместили на понтонах болида, а для создания реалистичной атмосферы и промо-съемок инженеры изготовили особую версию машины Формулы-1 в стиле Mad Max: муляж с двойными колесами и встроенным оружием. Разумеется, за руль муляжа сел главный разрушитель Формулы-1 Пастор Мальдонадо. «Наконец Пастор получил машину, которой достоин», - шутили в паддоке.
В гонке Мальдонадо подтвердил свою репутацию: в борьбе с собственным партнером по Lotus Романом Гросжаном венесуэлец снес правую стойку заднего антикрыла. Несколько кругов сколотый элемент просто болтался в воздухе, а на пит-стопе механики оторвали деталь от автомобиля: так болид E23 превратился в машину, побитую в боях. Повреждения в духе Безумного Макса не помогли Мальдонадо доехать до финиша: в четвертый раз из пяти возможных Пастор досрочно прекратил борьбу. Его напарник Роман Гросжан завершил гонку на восьмом месте, но перед этим изрядно напугал собственных механиков: на пит-стопе француз не успел вовремя затормозить и «пнул» члена пит-бригады домкратом в живот. Механику оперативно выдали лед, а после финиша Гросжан пообещал угостить его пивом – все же, не каждый день в его машину вселяется дух Безумного Макса.
Антон Погорельский, специально для Autonews.ru
Фото: Global Look Press
Как Росбергу удалось выиграть
За три недели, прошедшие с Гран-при Бахрейна, с Нико Росбергом ничего не произошло. Его напарник, напротив, не жалел времени на путешествия: Льюис Хэмилтон опробовал болиды Формулы-1 пятидесятых годов прошлого столетия в Монце, мелькнул в Лондоне, заглянул на Майорку, потом отправился в США, навестил штаб-квартиру Mercedes AMG в британском Брэкли и, наконец, приземлился в Барселоне – в общей сложности чемпион мира налетал 45 тыс. километров. Возможно, поездки действительно утомили Льюиса, а может, на Росберге благотворно сказался отпуск. Так или иначе, в Испании партнеры по команде ехали в одном темпе.
Преимущество Хэмилтона исчезло в квалификации. Вопреки трендам-2015, поул-позицию на трассе «Барселона Каталунья» завоевал Нико Росберг – первую после четырех «поулов» Льюиса подряд. Поражение в субботу отправило британца на грязную сторону стартовой решетки. Вторая позиция находилась в стороне от накатанной траектории, что обещало Хэмилтону сложный старт: помимо объективного отставания от первого места, британцу предстояло справиться с повышенной пробуксовкой и сниженным сцеплением с трассой.
Все опасения подтвердились: пока Росберг спокойно ушел в лидеры, Хэмилтон отдал второе место Себастьяну Феттелю и едва не пропустил на третье Вальттери Боттаса из Williams. Весь первый отрезок превратился для Льюиса в безуспешное преследование Феттеля на Ferrari – все это время Росберг отрывался от конкурентов, обеспечивая себе преимущество на финише. Чтобы справиться с Ferrari, команда Mercedes AMG изменила Льюису тактику: вместо двух пит-стопов британец останавливался в боксах трижды.
Стратегия сработала: за счет постоянного использования более свежих шин Хэмилтон смог взвинтить темп и систематически ехать на 2 секунды быстрее конкурентов. В какой-то момент британец даже вышел в лидеры, а после заключительного пит-стопа обосновался на второй строчке. Феттель оказался повержен, но на эту борьбу у Хэмилтона ушла вся гонка – нагонять оторвавшегося напарника было уже поздно. Избавленный от конкуренции Росберг уехал слишком далеко вперед. И пусть лучший круг Нико оказался почти на секунду медленнее быстрейшего времени Хэмилтона, именно немец записал на свой счет дебютную победу в Гран-при Испании: на автодроме «Барселона Каталунья» обгоны сложны как нигде, а высокая стартовая позиция вкупе с удачным стартом гарантируют пилотам половину успеха.
Почему Ferrari осталась позади
В Формуле-1 принято говорить, что на Гран-при Испании начинается новая фаза чемпионата. Старт европейских Гран-при знаменует собой волну технических обновлений, которые затрагивают почти все автомобили действующих команд. На деле первая гонка в Европе давно лишилась своего стратегического значения: форма команд больше не зависит от «радикальных обновлений», а реальная расстановка сил складывается еще в Австралии. Тем не менее, поклонники Ferrari ждали Гран-при Испании с особым нетерпением: по сообщениям итальянской прессы, к этапу в Барселоне Scuderia должна была заменить чуть ли не 70 процентов своего болида.
Чуда не произошло. Пакет обновлений действительно установили на SF15-T, но отставание Феттеля от Mercedes AMG стало еще больше, чем раньше. Кими Райкконена изменения не устроили вовсе: всю пятницу финн мучился с настройками, регулярно жаловался на неконтролируемое скольжение, в квалификации проиграл напарнику секунду и в итоге отказался от всех новых деталей. Со старым аэродинамическим пакетом Кими уступил не только Феттелю, но и Вальттери Боттасу на Williams – похоже, британская команда поработала над машиной лучше, чем инженеры Ferrari. Наметившаяся было борьба между Феттелем и Райкконеном отошла на второй план, первоочередной задачей «красных» вновь стала погоня за Mercedes.
Причиной отставания Ferrari могла стать последняя директива комиссаров Международной автомобильной федерации (FIA). Предписание судей усилило надзор за скоростью расходования топлива во время гонки: раньше датчики отслеживали только поступление бензина из бака, теперь же под контроль попал сам факт попадания горючей смеси в цилиндры. Отдельное внимание комиссары уделили пиковому режиму, при котором топливо потребляется быстрее 90 килограммов в час – в этой ситуации двигатель попал под тотальный контроль.
По информации немецких и итальянских журналистов, ужесточение механизма проверки замедлило двигатели Ferrari: якобы, раньше итальянцы могли сильнее воздействовать на скорость сжигания топлива, что помогало им оптимизировать работу мотора и добиваться более высокой отдачи. При «усредненных» показателях мощность силовой установки снизилась – и Scuderia начала проигрывать «Мерседесу» на «тяговых» участках.
МсLaren и Red Bull потеряли надежду
Бывшие чемпионы из McLaren-Honda и Red Bull Racing больше не верят в чудеса: фиаско в Барселоне лишило прославленные команды последней надежды. Проводивший домашнюю гонку Фернандо Алонсо сошел с дистанции из-за глупейшего перегрева тормозов, его партнер по McLaren Дженсон Батон финишировал 16-м – позади остались только записные аутсайдеры из Marussia. Перед Гран-при Испании британцы обещали прорыв и борьбу за первую десятку – вместо этого McLaren-Honda оказалась еще дальше, чем прежде.
На финише Баттон назвал поведение машины «пугающим», рассказал, что задняя часть болида не слушается пилота на высоких скоростях, а затем признался, что вообще не рассчитывает заработать очки в 2015-м году. В последний раз Дженсон был настолько пессимистичен в сезоне-2008. В том чемпионате Баттон занял 18 место, а двигатели для его машины делала компания Honda – точно так как сейчас.
Положение Red Bull Racing выглядит немного лучше: на Гран-при Испании Дэниел Риккардо и Даниил Квят принесли команде 7 очков за 7 и 10 место соответственно. Но не спешите радоваться: платой за этот результат стало использование четвертого двигателя внутреннего сгорания при лимите в четыре мотора за сезон. Установка любого дополнительного агрегата взамен изношенного приведет к штрафу в 10 позиций на стартовой решетке – а значит, Квят и Риккардо еще не скоро вернутся в борьбу за высокие места. И если руководитель Red Bull Racing Кристиан Хорнер ожидает, что коллектив уложился в 8-9 двигателей Renault за сезон, то консультант команд Red Bull и Toro Rosso Хельмут Марко говорит уже о 20 моторах.
Впрочем, в провале Red Bull Racing виноваты не только мотористы. Пилоты молодежного коллектива Toro Rosso с точно такими же двигателями Renault в Испании смотрелись явно сильнее: в квалификации Карслос Сайнс и Макс Ферстаппен оккупировали третью линию стартового поля, а в гонке выглядели куда более боевитыми и заряженными на борьбу, чем их старшие товарищи. Зрелищной точкой Гран-при Испании стала дуэль Карлоса Сайнса на Toro Rosso с Даниилом Квятом из Red Bull Racing. На последнем круге испанец бросился в отчаянную атаку и на жестком торможении опередил россиянина в схватке за девятую позицию. В пылу борьбы Квят даже потребовал наказать Сайнса за опасное поведение, однако судьи решили иначе: комиссары признали обгон гоночным инцидентом и оставили Карлосу выигранную позицию.
Успех «молодняка» из Toro Rosso заставил Хельмута Марко задуматься о том, как пилоты распределены между основной и «вспомогательной» командой. Вскоре после гонки австриец заявил: «Владельцу наших команд стоит обратить на это внимание: менее опытные гонщики справились с работой лучше, [чем их коллеги из Red Bull Racing]». Тревожный звонок для Риккардо и Квята.
Разрушительные приключения Lotus
На Гран-при Испании спонсором команды Lotus стал кинофильм «Безумный Макс». Рекламу фильма разместили на понтонах болида, а для создания реалистичной атмосферы и промо-съемок инженеры изготовили особую версию машины Формулы-1 в стиле Mad Max: муляж с двойными колесами и встроенным оружием. Разумеется, за руль муляжа сел главный разрушитель Формулы-1 Пастор Мальдонадо. «Наконец Пастор получил машину, которой достоин», - шутили в паддоке.
В гонке Мальдонадо подтвердил свою репутацию: в борьбе с собственным партнером по Lotus Романом Гросжаном венесуэлец снес правую стойку заднего антикрыла. Несколько кругов сколотый элемент просто болтался в воздухе, а на пит-стопе механики оторвали деталь от автомобиля: так болид E23 превратился в машину, побитую в боях. Повреждения в духе Безумного Макса не помогли Мальдонадо доехать до финиша: в четвертый раз из пяти возможных Пастор досрочно прекратил борьбу. Его напарник Роман Гросжан завершил гонку на восьмом месте, но перед этим изрядно напугал собственных механиков: на пит-стопе француз не успел вовремя затормозить и «пнул» члена пит-бригады домкратом в живот. Механику оперативно выдали лед, а после финиша Гросжан пообещал угостить его пивом – все же, не каждый день в его машину вселяется дух Безумного Макса.
Антон Погорельский, специально для Autonews.ru
Фото: Global Look Press