Водителям разрешат неправильно парковаться
Стоянка машины под углом к тротуару, или так называемая «елочка» - излюбленный способ парковки для миллионов российских водителей. Автомобили под углом 45 градусов к дороге можно встретить как во дворах, так и на центральных улицах российских мегаполисов. Автовладельцев не смущает, что такой способ нарушает закон: в правилах дорожного движения (ПДД) четко сказано, что парковать машину можно либо параллельно, либо перпендикулярно к дороге – в зависимости от того, что предписывают знаки.
Похоже, в ближайшее время противоречие между теорией и практикой может исчезнуть. Министерство транспорта разработало законопроект, который официально легализует «елочку». Текст документа опубликован на едином портале для размещения проектов нормативных актов. Общественное обсуждение продлится до 6 марта 2015 года. На данный момент графа «комментарии» пустует – никаких поправок в законопроект не вносили. Помимо парковки под углом к проезжей части законопроект включает еще несколько нововведений, меняющих ПДД.
Похоже, в ближайшее время противоречие между теорией и практикой может исчезнуть. Министерство транспорта разработало законопроект, который официально легализует «елочку». Текст документа опубликован на едином портале для размещения проектов нормативных актов. Общественное обсуждение продлится до 6 марта 2015 года. На данный момент графа «комментарии» пустует – никаких поправок в законопроект не вносили. Помимо парковки под углом к проезжей части законопроект включает еще несколько нововведений, меняющих ПДД.
Новые способы парковки
Самое важное уточнение: понятие стоянки «под углом» никак не конкретизируется. Иными словами, водители смогут оставлять машину под произвольным углом к тротуару – оштрафовать за то, что автомобиль стоит не под 45, а под 30 градусов относительно дороги, никто не сможет. Для того чтобы «елочка» стала легальной, дорога должна иметь уширение, а на возможность встать под углом должна указывать нанесенная разметка.
Одновременно может измениться принцип организации плоскостных парковок. Отныне администрация стоянок сможет не размечать имеющуюся площадь разметкой: вместо этого пользователям закрытых стоянок разрешат ставить машины в произвольном порядке. По замыслу авторов, такое послабление позволит увеличить вместимость стоянок за счет более тесного расположения машин друг к другу. Озвученная цель даже фигурирует в качестве основной проблемы, «на решение которой направлено предполагаемое регулирование». Под проблемой авторы подразумевают «низкий уровень пропускной способности отдельных участков улично-дорожной сети и перекрестков».
И еще одно уточнение: согласно законопроекту, размечать парковочные места разметкой без установки знака 6.4, обозначающего место для стоянки, будет запрещено. То есть если водитель увидит знакомую разметку, но в зоне видимости не окажется заветного знака, оставить в этом месте автомобиль не получится: как известно, знаки обладают приоритетом перед разметкой.
VIP-стоянки «для местных» легализуют
Внедрение платной парковки в центре Москвы и резидентных разрешений для местных жителей привело к противоречиям: на один и те же места начали претендовать и приезжие, и те, кто оформил себе абонемент на парковку. Законопроект усугубит разделение: в правила предложено добавить две новые таблички. На одной будет написано «Только для владельцев парковочных разрешений», на другой – «Кроме владельцев парковочных разрешений».
Первая будет действовать только в сочетании со знаком 6.4, который указывает место для стоянки, а вторая – вместе со знаками 3.28 и 3.27, которые запрещают стоянку и остановку соответственно. Иными словами, внедряемые таблички дадут владельцам резидентных разрешений законное право оставлять машины под запрещающими знаками. Как к этой инициативе отнесутся жители окраинных районов, догадаться несложно – предлагаемые меры расширят льготы для жителей центра и наложат дополнительные ограничения на приезжих.
Переходим дорогу наискосок
Как известно, переходить дорогу можно только под прямым углом к проезжей части – за нарушение этого правила пешеходу грозит штраф в 500 рублей. Законопроект Министерства транспорта вводит понятие перехода по диагонали. Для этого дорожным службам разрешат наносить новую разметку: «зебру» можно будет рисовать не только между смежными, но и между противоположными углами перекрестка.
Эксперимент по «косым» пешеходным переходам начался осенью прошлого года: именно тогда на нескольких перекрестках Москвы появилась пробная разметка с «зеброй» по диагонали. Как выяснилось, этот эксперимент был незаконным, хотя спорную разметку можно найти на столичных улицах до сих пор. Если законопроект будет утвержден, инициатива московских властей приобретет легальный характер, а пешеходы смогут спокойно перебегать перекрестки наискосок.
Что такое островок безопасности
Островок безопасности – это пространство в центре дороги, где уставший пешеход может переждать поток транспорта во время перехода. Понятие «островок безопасности» отсутствовало в ПДД и не имело никакой юридической силы. Новый закон введет в правовое поле формулировку «островок безопасности» и даже обяжет пешеходов на нем останавливаться. Если, конечно, они не успеют пересечь дорогу на зеленый сигнал светофора.
Велосипедистов приравняют к автобусам
Последнее, но не менее важное нововведение – правила движения велосипедистов. Прямо сейчас они не имеют права двигаться по выделенной полосе для общественного транспорта: при наличии такой полосы велосипедисты вынуждены ехать там, где движутся персональные автомобили. «В связи с тем, что скорость велосипеда значительно меньше скорости автомобильного транспорта, велосипедисты, фактически, оказываются зажаты между двумя полосами движения. Данное расположение на проезжей части является крайне опасным», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Важный момент: велосипедисты смогут ехать по выделенной полосе только тогда, когда эта полоса размещена справа. На тех редких дорогах, где зоны для автобусов и троллейбусов располагаются слева от остальных полос, велосипедистам придется ехать справа вплотную к тротуару.
Сейчас все эти поправки не имеют законной силы: для того, чтобы законопроект вступил в силу, за документ должны проголосовать депутаты Госдумы. При этом у законотворцев будет возможность внести поправки. Это значит, что до вступления в силу акт еще может серьезно измениться. Дату первичного голосования депутатов определят после 6 марта.
Антон Погорельский