Без снежинки: когда автомобилистов начнут штрафовать за неправильную резину
С 1 января 2015 года вступил в силу технический регламент, который регулирует использование сезонной резины на территории Таможенного союза. Требования документа предусматривают обязательное использование зимних покрышек с декабря по февраль включительно, а также вводят запрет на использование шипованных покрышек в летний период с июня по август. Причем эти границы каждый регион может корректировать самостоятельно. Из стран Таможенного союза эти нормы уже работают в Беларуси и Казахстане. В России поправки в КоАП могут принять в течение ближайших месяцев, а штрафовать водителей на сумму в 10 тыс. рублей начнут следующей зимой.
Источник в российском представительстве компании Michelin, которая принимала непосредственное участие в обсуждении регламента, заявил корреспонденту Autonews.ru, что необходимость внедрения обязательного сезонного использования шин в первую очередь определяется требованиями безопасности. При этом запрет использования шипованных шин в течение трех летних месяцев продиктован стремлением снизить негативное воздействие шипов на дорожное покрытие.
Грузовых автомобилей эти требования пока не касаются, поскольку массового производства зимних шин такой размерности просто не существует. Вопрос находится в стадии проработки, пояснил собеседник: «Все, что касается обязательного оснащения зимними шинами грузовых автомобилей, требует дифференцированного подхода, связанного с особенностями практики применения этих шин и уровнем развития отрасли в этой области».
Между тем, в некоторых регионах с начала года сотрудники ГИБДД уже пытаются штрафовать водителей за неподобающие шины, опираясь на пункт 12.5 КОАП РФ («Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена». Но речь в таких случаях идет совсем не о зимних колесах, уверен Лысаков: «На данный момент сотрудники ДПС могут штрафовать только за шины с недостаточной глубиной протектора либо за разные покрышки на осях автомобиля. Запрет на их использование действует уже давно, и инспекторы на местах, возможно, именно сейчас получили указание обратить внимание на эти моменты».
Сейчас контролировать состояние резины инспекторы могут только при проведении специально организованных мероприятий и с применением необходимых технических средств, уверен эксперт. После принятия поправок к положениям по допуску оштрафовать за летнюю резину зимой сможет любой инспектор в любой момент. «В отличие от тонированного стекла, которое нужно проверять специальным прибором, шина имеет маркировку со всей информацией от размерности до индекса нагрузки и максимально допустимой скорости. Зимние шины маркируются метками M+S или символом снежинки. Наконец, их легко отличить даже визуально. Двусмысленных толкований быть не может», - пояснил Лысаков корреспонденту Autonews.ru.
Пункт 5.6.3. техрегламента точно описывает понятие зимней резины. Это покрышки, маркированные знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри нее, а также знаками «М+S», «M&S», «M S». Документ устанавливает и степень предельно допустимого износа для зимней резины – глубина протектора не должна быть менее 4 мм, что соответствует требованиям большинства европейских стран. Однако лидер партии «Автомобильная Россия» считает, что 4 мм - это слишком много: «Поправка о глубине протектора появилась под влиянием лоббистов интересов шинных компаний, заинтересованных в том, чтобы люди чаще меняли резину. Еще вполне хорошие покрышки придется выбрасывать раньше времени».
Регламентирует документ и степень ошиповки. С 2016 года предельное число шипов на погонный метр протектора не должно превышать 60 штук, а большее число допускается лишь при проведении специальных испытаний, который докажут незначительность влияния на износ дорожного покрытия. Будет введен и норматив по весу шипа и его выступу (для легковых шин – 1,2 мм +/- 0,3 мм). Похожие правила есть и в европейских странах, где разрешено иметь не более 50 шипов на погонный метр. Большинство производителей шин давно имеют в гамме покрышки, удовлетворяющие этим требования, причем новые модели работают не менее эффективно прежних. «Для того чтобы шина с меньшим количеством шипов работала так же хорошо, меняется состав резиновой смеси, используются иная форма шипов и особая система их размещения в несколько рядов», – пояснили источник в Michelin.
Размер штрафа за использование резины не по сезону находится в стадии обсуждения - 29 января председатель комитета по транспорту нижней палаты парламента Евгений Москвичев внес в Госдуму предложение о введении наказания в размере 10 тыс. рублей. «Штрафы должны быть сравнимы со стоимостью комплекта шин. Мы предполагаем, что денежное наказание может составить 10 тысяч рублей. Законопроект будет рассмотрен в первом чтении в феврале, а вступит в силу только к следующей зиме», – пояснил Москвичев.
Вячеслав Лысаков не считает эту сумму завышенной: «Если человек использует летнюю резину зимой, он создает риски не только для себя, но и для других автомобилистов и пешеходов. За такую легкомысленность должно быть соответствующее наказание, а 5 – 10 тыс. рублей – вполне адекватные цифры».
Первым на территории Таможенного союза подобный штраф ввел Казахстан. Согласно статье 461 ч. 4 административного кодекса страны, за использование несезонных покрышек автомобилистов штрафуют на 5 минимальных окладов, что составляет на данный момент 9260 тенге (около 3500 рублей). Помимо штрафа владелец лишается госномеров.
В отличие от России, определение зимних покрышек в Европе содержится лишь в принятой в 1992 году директиве ЕС 92/23 EEC и является довольно размытым. Согласно документу, это шины, глубина рисунка протектора и структура которых обеспечивают лучшие ходовые качества автомобиля на слякоти или покрытых свежим или тающим снегом участках трассы, а их профиль отличается увеличенными продольными канавками и/или грунтозацепами, расстояние между которыми больше, чем на обычных покрышках. Согласно определениям ЕС, знаком снежинки помечаются покрышки, которые на заснеженной трассе обеспечивают 7% улучшение торможения с включенной системой ABS по сравнению с обычными покрышками с маркировкой M+S. Требования к глубине протектора зимних покрышек каждая из стран регламентирует самостоятельно (обычно не менее 3-4 мм), но в большинстве случаев этот вопрос законодательством не оговаривается.
Иван Ананьев
Фото: Ulrich Baumgarten / Contributor
Регламент использования шин в европейских странах
Источник в российском представительстве компании Michelin, которая принимала непосредственное участие в обсуждении регламента, заявил корреспонденту Autonews.ru, что необходимость внедрения обязательного сезонного использования шин в первую очередь определяется требованиями безопасности. При этом запрет использования шипованных шин в течение трех летних месяцев продиктован стремлением снизить негативное воздействие шипов на дорожное покрытие.
Грузовых автомобилей эти требования пока не касаются, поскольку массового производства зимних шин такой размерности просто не существует. Вопрос находится в стадии проработки, пояснил собеседник: «Все, что касается обязательного оснащения зимними шинами грузовых автомобилей, требует дифференцированного подхода, связанного с особенностями практики применения этих шин и уровнем развития отрасли в этой области».
«Каждый из регионов должен законодательно обозначить свои границы зимнего сезона».
Другое дело, что наказания за неисполнение требований техрегламента в России пока нет. Депутат Госдумы РФ и лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков уверен, что за техрегламентом должны последовать и другие документы: «Во-первых, нужно внести изменения в положения по допуску транспортных средств к эксплуатации, которые сейчас оговаривают только минимально допустимую глубину протектора. Во-вторых, мы должны внести поправки в КоАП и прописать там штрафы за использование резины не по сезону. Наконец, каждый из регионов должен законодательно обозначить свои границы зимнего сезона. Понятно, что в Якутии и Краснодарском крае зима начинается и заканчивается в разное время. Без этих мер техрегламент фактически носит рекомендательный характер».Между тем, в некоторых регионах с начала года сотрудники ГИБДД уже пытаются штрафовать водителей за неподобающие шины, опираясь на пункт 12.5 КОАП РФ («Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена». Но речь в таких случаях идет совсем не о зимних колесах, уверен Лысаков: «На данный момент сотрудники ДПС могут штрафовать только за шины с недостаточной глубиной протектора либо за разные покрышки на осях автомобиля. Запрет на их использование действует уже давно, и инспекторы на местах, возможно, именно сейчас получили указание обратить внимание на эти моменты».
Сейчас контролировать состояние резины инспекторы могут только при проведении специально организованных мероприятий и с применением необходимых технических средств, уверен эксперт. После принятия поправок к положениям по допуску оштрафовать за летнюю резину зимой сможет любой инспектор в любой момент. «В отличие от тонированного стекла, которое нужно проверять специальным прибором, шина имеет маркировку со всей информацией от размерности до индекса нагрузки и максимально допустимой скорости. Зимние шины маркируются метками M+S или символом снежинки. Наконец, их легко отличить даже визуально. Двусмысленных толкований быть не может», - пояснил Лысаков корреспонденту Autonews.ru.
Пункт 5.6.3. техрегламента точно описывает понятие зимней резины. Это покрышки, маркированные знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри нее, а также знаками «М+S», «M&S», «M S». Документ устанавливает и степень предельно допустимого износа для зимней резины – глубина протектора не должна быть менее 4 мм, что соответствует требованиям большинства европейских стран. Однако лидер партии «Автомобильная Россия» считает, что 4 мм - это слишком много: «Поправка о глубине протектора появилась под влиянием лоббистов интересов шинных компаний, заинтересованных в том, чтобы люди чаще меняли резину. Еще вполне хорошие покрышки придется выбрасывать раньше времени».
Пока сотрудники ДПС могут штрафовать только за шины с недостаточной глубиной протектора.
В Michelin отмечают, что во многих странах мира наработан опыт применения сезонности шин и определенные требования к ним. «В России была проведена большая работа по обучению конечных пользователей правилам эксплуатации шин, необходимости их смены или поддержания в надлежащем состоянии. Все наши предложения просто закрепляют существующую практику», - отметил собеседник. Регламентирует документ и степень ошиповки. С 2016 года предельное число шипов на погонный метр протектора не должно превышать 60 штук, а большее число допускается лишь при проведении специальных испытаний, который докажут незначительность влияния на износ дорожного покрытия. Будет введен и норматив по весу шипа и его выступу (для легковых шин – 1,2 мм +/- 0,3 мм). Похожие правила есть и в европейских странах, где разрешено иметь не более 50 шипов на погонный метр. Большинство производителей шин давно имеют в гамме покрышки, удовлетворяющие этим требования, причем новые модели работают не менее эффективно прежних. «Для того чтобы шина с меньшим количеством шипов работала так же хорошо, меняется состав резиновой смеси, используются иная форма шипов и особая система их размещения в несколько рядов», – пояснили источник в Michelin.
Размер штрафа за использование резины не по сезону находится в стадии обсуждения - 29 января председатель комитета по транспорту нижней палаты парламента Евгений Москвичев внес в Госдуму предложение о введении наказания в размере 10 тыс. рублей. «Штрафы должны быть сравнимы со стоимостью комплекта шин. Мы предполагаем, что денежное наказание может составить 10 тысяч рублей. Законопроект будет рассмотрен в первом чтении в феврале, а вступит в силу только к следующей зиме», – пояснил Москвичев.
Вячеслав Лысаков не считает эту сумму завышенной: «Если человек использует летнюю резину зимой, он создает риски не только для себя, но и для других автомобилистов и пешеходов. За такую легкомысленность должно быть соответствующее наказание, а 5 – 10 тыс. рублей – вполне адекватные цифры».
Первым на территории Таможенного союза подобный штраф ввел Казахстан. Согласно статье 461 ч. 4 административного кодекса страны, за использование несезонных покрышек автомобилистов штрафуют на 5 минимальных окладов, что составляет на данный момент 9260 тенге (около 3500 рублей). Помимо штрафа владелец лишается госномеров.
«Штрафы должны быть сравнимы со стоимостью комплекта шин».
Использование сезонной резины регламентируется и в большинстве европейских стран, причем даже в тех, где суровой зимы не бывает вовсе. В южных регионах Европы немало горных массивов с изменчивым климатом, поэтому там автомобилистам предлагается использовать либо зимние шины, либо цепи противоскольжения, надеваемые на ведущие колеса. Постоянное наличие цепей в машине в большинстве стран является обязательным. В некоторых государствах регламент носит характер рекомендательного, а штрафы за его нарушение не предусмотрены. В ряде стран полностью запрещены шипованные шины, которые оказывают разрушающее воздействие на дорожное полотно. В отличие от России, определение зимних покрышек в Европе содержится лишь в принятой в 1992 году директиве ЕС 92/23 EEC и является довольно размытым. Согласно документу, это шины, глубина рисунка протектора и структура которых обеспечивают лучшие ходовые качества автомобиля на слякоти или покрытых свежим или тающим снегом участках трассы, а их профиль отличается увеличенными продольными канавками и/или грунтозацепами, расстояние между которыми больше, чем на обычных покрышках. Согласно определениям ЕС, знаком снежинки помечаются покрышки, которые на заснеженной трассе обеспечивают 7% улучшение торможения с включенной системой ABS по сравнению с обычными покрышками с маркировкой M+S. Требования к глубине протектора зимних покрышек каждая из стран регламентирует самостоятельно (обычно не менее 3-4 мм), но в большинстве случаев этот вопрос законодательством не оговаривается.
Иван Ананьев
Фото: Ulrich Baumgarten / Contributor
Регламент использования шин в европейских странах