10 производителей суперкаров, которые ушли в историю
Голландский производитель суперкаров Spyker признан банкротом. С момента своего основания в 1999 году компания постоянно боролась за выживание, не переставая при этом совершенствовать свои модели. Но в истории Spyker нет ничего необычного: за производство суперкаров часто берутся богатые энтузиасты, плохо представляющие себе специфику рынка. Практически в одиночку сделать достойный продукт, который можно продать за большие деньги в сложной конкурентной среде очень непросто. Autonews.ru вспомнил наиболее интересные бренды, которые на протяжении последних 10 лет тоже постоянно боролись за выживание, а сейчас находятся в состоянии клинической смерти.
Марка Spyker известна с конца XIX века. Основатели бренда братья Спайкер занимались изготовлением конных экипажей, а с 1900 года начали выпускать автомобили. Дважды обанкротившись, компания просуществовала до 1926 года. Права на имя уже в наше время выкупил бизнесмен Виктор Мюллер, возродивший в 1999 году бренд Spyker. Помимо производства стильных автомобилей компания прославилась несколькими громкими покупками: в 2006 г. Spyker приобрела формульную команду Midland, а в 2010 г. – обанкротившийся Saab. Покупки осложнили финансовые проблемы фирмы, которые не удалось решить ни в альянсе с китайской компанией Hawtai, ни совместно с фирмой Youngman. В 2011 году Мюллер объявил о банкротстве Saab и начал процесс его ликвидации. Избавившись от Saab, Мюллер попытался возобновить производство суперкаров, получил поддержку голландских банков, и в марте 2013 года компания представила в Женеве новую модель B6 Venator на узлах Lotus Evora. Увы, серийной машины мир так и не дождался.
Производитель из Калифорнии, основанный в 2007 году, делал ставку на экологичные суперкары. Седан Karma оснащался гибридной силовой установкой из 2,0-литрового бензинового двигателя мощностью 260 л. с. и 161-сильного электромотора, а аккумуляторы можно было подзаряжать от бытовой сети. Изготовив 2450 машин, компания Fisker осталась без денег и остановила производство. В 2013 году было объявлено о банкротстве, а совсем недавно активы компании купил китайский производитель запчастей и аксессуаров Wanxiang, который объявил о запуске проекта New Fisker. Но до дела так и не дошло.
Немец Роланд Гумперт, много лет проработавший главой гоночного подразделения Audi Sport, в 2001 году загорелся идеей создания суперкара, который мог бы ездить по дорогам общего пользования. Модель Apollo, разработанная при поддержке инженеров Мюнхенского университета, вышла в 2006 году. Оснащенная 650-сильным наддувным мотором V8 4,2 машина разгонялась до 100 км/ч за 3,1 с, а позже появились и версии мощностью 700 и 800 лошадиных сил. Вот только продавались машины неважно, и в 2013 году компания объявила о банкротстве. Представленный в Женеве Gumpert Explosion до производства не дошел. Однако точка в истории еще не поставлена – в компании рассчитывают на помощь неназванного частного инвестора.
Последний независимый британский производитель, как еще недавно называли компанию TVR, формально тоже продолжает работу, но занимается в основном лишь производством запчастей для прежних моделей. А таковых накопилось немало – компания была основана еще в 1946 году инженером Тревором Уилкинсоном, который и придумал сделать из своего имени набор букв TVR. За годы производства на рынок вышло около 40 моделей, но хорошим спросом могли похвастать далеко не все. Финансовые трудности компания преодолевала в 1965, 1980 и 2003 годах, выходя из каждого кризиса со сменой владельца. Бизнесмен Николай Смоленский, купивший компанию в 2004 году, успел даже продать ее и выкупить обратно, но все-таки окончательно отказался от TVR в 2013 году. Производство последней серийной модели купе TVR Sagaris (V8 4.0, 380 л.с.) было свернуто еще в 2006 году, а наследника так и не представили.
Первый и пока последний российский производитель суперкаров закрыл бизнес, так и не начав полноценный выпуск автомобилей. Основанная в 2007 году шоуменом Николаем Фоменко компания Marussia уже через год представила суперкары B1 и B2 (V6 3,5, 420 л. с.), а к 2012 году обещала выпустить на рынок кроссовер Marussia F2. В 2009 году компания стала партнером формульной «конюшни» Virgin, а год спустя выкупила контрольный пакет акций команды. После 3 лет не слишком успешных выступлений в Формуле-1 в 2014 году Marussia объявила о банкротстве и прекращении деятельности.
Один из старейших производителей суперкаров, британская компания Marcos, начала деятельность в 1959 году с выпуска несуразных внешне компактных спорткаров. Модельный ряд расширялся, требовались новые производственные мощности, но денег на развитие не хватало. Переезд на новый завод в начале 1970-х и провал идеи экспорта автомобилей в США привели к финансовым трудностям и смене владельца, который начал выпускать купе Marcos V6 в виде комплектов для самостоятельной сборки. К концу 90-х годов прошлого столетия дела вновь пошли плохо, но от разорения Marcos спасли канадские и американские инвесторы, которые смогли перезапустить производство и даже трудоустроили дизайнеров разорившейся фирмы TVR. Но в октябре 2007 года было объявлено о ликвидации самого Marcos. При этом все существовавшие заказы завод выполнил. Последней моделью бренда стал Marcos TSO образца 2004 года с двигателем Chevrolet V8 мощностью 355 или 400 лошадиных сил.
Melkus – один из немногих социалистических брендов, хорошо известный во всем мире. Предприятие, основанное в 1959 году гонщиком из ГДР Хайнцем Мелькусом, поначалу специализировалось на изготовлении гоночных машин, но в конце 1950-х представило гражданское спорткупе RS 1000 с дверями типа «крыло чайки», которое окрестили «коммунистическим Ferrari». После падения Берлинской стены семья Мелькус пробовала сотрудничать с известными немецкими брендами, получила заказы на изготовление гоночных автомобилей из других стран. В 2006 году сын Хайнца Мелькуса Питер анонсировал спорткар RS 2000 с турбомоторами мощностью 200 л. с. и даже показал прототип этой машины на автосалоне во Франкфурте в 2009 году. На запуск производства не хватило денег, и в 2012 году компания объявила себя банкротом.
Суперкар испанской марки Pegaso – вещь коллекционная. Известный производитель грузовой и коммерческой техники выпускал эти машины в 50-х годах прошлого века, когда главным инженером компании был назначен Вильфредо Рикард, прежде работавший с легендарным Энцо Феррари. В период с 1951 по 1958 годы было изготовлено не более сотни спорткаров Pegaso Z-102, во многом опередивших свое время. Машины предлагались в разных кузовах, оснащались мощными моторами V8 (2,8 и 3,2 л) и достигали почти 250 км/ч максимальной скорости. После окончания производства Z-102 фирма Pegaso больше не выпускала легковые машины, а сам бренд исчез с рынка в середине 1990-х после окончательного поглощения фирмой Iveco.
Основанная в 1959 году итальянская компания De Tomaso, как и многие подобные, начинала с производства сугубо гоночных автомобилей и даже самостоятельно участвовала в гонках Формулы-1 (1961–1963 годы). Первый гражданский спорткар Vallelunga появился в 1963 году и разошелся тиражом в 400 экземпляров. Алехандро Де Томазо не стеснялся переманивать к себе сотрудников Ferrari и Lamborghini, а в 1968 году купил кузовное ателье Ghia. Помимо спорткаров Da Tomaso предлагала купе и седаны класса люкс, а в период с 1976 по 1993 год фирма владела компанией Maserati. После смерти Де Томазо в 2003 году дела пошли хуже, и 5 лет спустя начался процесс ликвидации компании. Вполне возможно, что заявления новых владелецев De Tomaso о возобновлении производства и скором выпуске новой модели – не пустые слова, благо в проекте участвуют высшие государственные чиновники Италии.
Едва ли бренд DeLorean мог бы стать знаменитым, если бы не культовое кино «Назад в будущее». Единственная модель DeLorean DMC образца 1975 года обладала фантастическим по тем временам кузовом из нержавеющей стали с подъемными дверями. Но качество машины оставляло желать лучшего, а денег у Джона Делореана не было – судебный конфликт с концерном General Motors привел к тому, что инвесторы отвернулись от DeLorean. В 1982 году компания была передана под внешнее управление и объявлена банкротом. Ирония судьбы в том, что производство автомобилей DeLorean в неизменном виде удалось восстановить в наше время. Активы и бренд ныне принадлежат энтузиасту Стивену Уайну, который продолжает собирать машины по индивидуальным заказам. Достоверно неизвестно, надолго ли Уайну хватит машинокомплектов, но его компания обещает представить совершенно новый автомобиль собственной разработки.
Spyker
Марка Spyker известна с конца XIX века. Основатели бренда братья Спайкер занимались изготовлением конных экипажей, а с 1900 года начали выпускать автомобили. Дважды обанкротившись, компания просуществовала до 1926 года. Права на имя уже в наше время выкупил бизнесмен Виктор Мюллер, возродивший в 1999 году бренд Spyker. Помимо производства стильных автомобилей компания прославилась несколькими громкими покупками: в 2006 г. Spyker приобрела формульную команду Midland, а в 2010 г. – обанкротившийся Saab. Покупки осложнили финансовые проблемы фирмы, которые не удалось решить ни в альянсе с китайской компанией Hawtai, ни совместно с фирмой Youngman. В 2011 году Мюллер объявил о банкротстве Saab и начал процесс его ликвидации. Избавившись от Saab, Мюллер попытался возобновить производство суперкаров, получил поддержку голландских банков, и в марте 2013 года компания представила в Женеве новую модель B6 Venator на узлах Lotus Evora. Увы, серийной машины мир так и не дождался.
Fisker
Производитель из Калифорнии, основанный в 2007 году, делал ставку на экологичные суперкары. Седан Karma оснащался гибридной силовой установкой из 2,0-литрового бензинового двигателя мощностью 260 л. с. и 161-сильного электромотора, а аккумуляторы можно было подзаряжать от бытовой сети. Изготовив 2450 машин, компания Fisker осталась без денег и остановила производство. В 2013 году было объявлено о банкротстве, а совсем недавно активы компании купил китайский производитель запчастей и аксессуаров Wanxiang, который объявил о запуске проекта New Fisker. Но до дела так и не дошло.
Gumpert
Немец Роланд Гумперт, много лет проработавший главой гоночного подразделения Audi Sport, в 2001 году загорелся идеей создания суперкара, который мог бы ездить по дорогам общего пользования. Модель Apollo, разработанная при поддержке инженеров Мюнхенского университета, вышла в 2006 году. Оснащенная 650-сильным наддувным мотором V8 4,2 машина разгонялась до 100 км/ч за 3,1 с, а позже появились и версии мощностью 700 и 800 лошадиных сил. Вот только продавались машины неважно, и в 2013 году компания объявила о банкротстве. Представленный в Женеве Gumpert Explosion до производства не дошел. Однако точка в истории еще не поставлена – в компании рассчитывают на помощь неназванного частного инвестора.
TVR
Последний независимый британский производитель, как еще недавно называли компанию TVR, формально тоже продолжает работу, но занимается в основном лишь производством запчастей для прежних моделей. А таковых накопилось немало – компания была основана еще в 1946 году инженером Тревором Уилкинсоном, который и придумал сделать из своего имени набор букв TVR. За годы производства на рынок вышло около 40 моделей, но хорошим спросом могли похвастать далеко не все. Финансовые трудности компания преодолевала в 1965, 1980 и 2003 годах, выходя из каждого кризиса со сменой владельца. Бизнесмен Николай Смоленский, купивший компанию в 2004 году, успел даже продать ее и выкупить обратно, но все-таки окончательно отказался от TVR в 2013 году. Производство последней серийной модели купе TVR Sagaris (V8 4.0, 380 л.с.) было свернуто еще в 2006 году, а наследника так и не представили.
Marussia
Первый и пока последний российский производитель суперкаров закрыл бизнес, так и не начав полноценный выпуск автомобилей. Основанная в 2007 году шоуменом Николаем Фоменко компания Marussia уже через год представила суперкары B1 и B2 (V6 3,5, 420 л. с.), а к 2012 году обещала выпустить на рынок кроссовер Marussia F2. В 2009 году компания стала партнером формульной «конюшни» Virgin, а год спустя выкупила контрольный пакет акций команды. После 3 лет не слишком успешных выступлений в Формуле-1 в 2014 году Marussia объявила о банкротстве и прекращении деятельности.
Marcos
Один из старейших производителей суперкаров, британская компания Marcos, начала деятельность в 1959 году с выпуска несуразных внешне компактных спорткаров. Модельный ряд расширялся, требовались новые производственные мощности, но денег на развитие не хватало. Переезд на новый завод в начале 1970-х и провал идеи экспорта автомобилей в США привели к финансовым трудностям и смене владельца, который начал выпускать купе Marcos V6 в виде комплектов для самостоятельной сборки. К концу 90-х годов прошлого столетия дела вновь пошли плохо, но от разорения Marcos спасли канадские и американские инвесторы, которые смогли перезапустить производство и даже трудоустроили дизайнеров разорившейся фирмы TVR. Но в октябре 2007 года было объявлено о ликвидации самого Marcos. При этом все существовавшие заказы завод выполнил. Последней моделью бренда стал Marcos TSO образца 2004 года с двигателем Chevrolet V8 мощностью 355 или 400 лошадиных сил.
Melkus
Melkus – один из немногих социалистических брендов, хорошо известный во всем мире. Предприятие, основанное в 1959 году гонщиком из ГДР Хайнцем Мелькусом, поначалу специализировалось на изготовлении гоночных машин, но в конце 1950-х представило гражданское спорткупе RS 1000 с дверями типа «крыло чайки», которое окрестили «коммунистическим Ferrari». После падения Берлинской стены семья Мелькус пробовала сотрудничать с известными немецкими брендами, получила заказы на изготовление гоночных автомобилей из других стран. В 2006 году сын Хайнца Мелькуса Питер анонсировал спорткар RS 2000 с турбомоторами мощностью 200 л. с. и даже показал прототип этой машины на автосалоне во Франкфурте в 2009 году. На запуск производства не хватило денег, и в 2012 году компания объявила себя банкротом.
Pegaso
Суперкар испанской марки Pegaso – вещь коллекционная. Известный производитель грузовой и коммерческой техники выпускал эти машины в 50-х годах прошлого века, когда главным инженером компании был назначен Вильфредо Рикард, прежде работавший с легендарным Энцо Феррари. В период с 1951 по 1958 годы было изготовлено не более сотни спорткаров Pegaso Z-102, во многом опередивших свое время. Машины предлагались в разных кузовах, оснащались мощными моторами V8 (2,8 и 3,2 л) и достигали почти 250 км/ч максимальной скорости. После окончания производства Z-102 фирма Pegaso больше не выпускала легковые машины, а сам бренд исчез с рынка в середине 1990-х после окончательного поглощения фирмой Iveco.
De Tomaso
Основанная в 1959 году итальянская компания De Tomaso, как и многие подобные, начинала с производства сугубо гоночных автомобилей и даже самостоятельно участвовала в гонках Формулы-1 (1961–1963 годы). Первый гражданский спорткар Vallelunga появился в 1963 году и разошелся тиражом в 400 экземпляров. Алехандро Де Томазо не стеснялся переманивать к себе сотрудников Ferrari и Lamborghini, а в 1968 году купил кузовное ателье Ghia. Помимо спорткаров Da Tomaso предлагала купе и седаны класса люкс, а в период с 1976 по 1993 год фирма владела компанией Maserati. После смерти Де Томазо в 2003 году дела пошли хуже, и 5 лет спустя начался процесс ликвидации компании. Вполне возможно, что заявления новых владелецев De Tomaso о возобновлении производства и скором выпуске новой модели – не пустые слова, благо в проекте участвуют высшие государственные чиновники Италии.
DeLorean
Едва ли бренд DeLorean мог бы стать знаменитым, если бы не культовое кино «Назад в будущее». Единственная модель DeLorean DMC образца 1975 года обладала фантастическим по тем временам кузовом из нержавеющей стали с подъемными дверями. Но качество машины оставляло желать лучшего, а денег у Джона Делореана не было – судебный конфликт с концерном General Motors привел к тому, что инвесторы отвернулись от DeLorean. В 1982 году компания была передана под внешнее управление и объявлена банкротом. Ирония судьбы в том, что производство автомобилей DeLorean в неизменном виде удалось восстановить в наше время. Активы и бренд ныне принадлежат энтузиасту Стивену Уайну, который продолжает собирать машины по индивидуальным заказам. Достоверно неизвестно, надолго ли Уайну хватит машинокомплектов, но его компания обещает представить совершенно новый автомобиль собственной разработки.