Колумнист Autonews.ru Николай Тюрников (генеральный директор «ГлавСтрахКонтроля») – о самом большом убытке в истории российского автострахования.
В Оружейном переулке 21 ноября сгорело 12 люксовых иномарок: четыре Rolls-Royce, пять Рorsche, два Mercedes S400 и один Mercedes Gelandewagen. У всех автомобилей был один собственник - ЗАО «Синус», который заявил в полицию об ущербе в размере более 100 млн рублей. Я уже более 12 лет связан со страхованием, поэтому могу с очень высокой долей вероятности предопределить дальнейшие сложности, с которыми может столкнуться собственник сгоревших автомобилей.
Все машины находились в лизинге и, соответственно, должны были быть застрахованы. Скорее всего, автомобили не были застрахованы в одной компании. Принцип «не клади все яйца в одну корзину» действует как для страхователя, так и для страховой компании. Основной причиной пожара компетентные органы называют поджог. Возможно, что причиной стало короткое замыкание электропроводки Gelandewagen - именно с него, по предварительным данным, начался пожар. От причины возгорания зависит и то, получит клиент страховую выплату или нет. Если это произойдет, то пожар в Оружейном станет самым большим страховым убытком в истории российского автострахования.
На основании собственного опыта урегулирования убытков по тотальной гибели автомобилей, я понимаю, что владелец автопарка в любом случае попадет под подозрения о преднамеренном поджоге. Эта версия будет одной из первых у страховых компаний, и она же будет детально прорабатываться. Владельцу дорогостоящих машин в таком случае лучше сразу расстаться с иллюзией, что страховые компании быстро и без проблем выплатят 100 млн рублей, и озаботиться подбором компетентных юристов, которые если и не добьются моментального получения выплат, то точно помогут избежать ошибок, ускорив процесс получения компенсации.
Если версия с поджогом автомобилей самим собственником подтвердится, то страховые компании не только откажут в выплате страховки, но еще и обвинят автовладельца в страховом мошенничестве. И в данном случае закон будет на их стороне.
Если же будет установлено, что причиной пожара стал поджог со стороны третьих лиц, то за это страховые компании должны заплатить по каско. А если виновники будут в ходе следственных действий установлены, то страховые компании, выплатившие 100 млн своему клиенту, могут обратиться с требованием возместить эти расходы к поджигателю. Поэтому поджигатель кроме уголовного наказания будет обязан в рамках гражданского иска компенсировать полную сумму убытков, причиненных в результате совершенного им преступления. Процесс получения взыскания с поджигателя займет у страховых компаний не меньше года, но это уже проблема не пострадавшей стороны, а страховых компаний. Риск невозможности фактически исполнить судебное решение о взыскании 100 млн с поджигателя и получить деньги лежит тоже на страховых компаниях.
Если же причиной пожара будет признано короткое замыкание в Gelandewagen или в любой другой машине, то страховые компании откажут в выплатах. Пока имена страховых компаний не называются, сложно проанализировать их правила страхования по каско. Однако практически все договоры страховых компаний, работающих на рынке, содержат такое основание для отказа, как короткое замыкание. Следуя логике законодательства о страховании и позиции Верховного суда, и такой отказ может быть успешно оспорен в суде, а страховые компании будут вынуждены выплатить страховку.
Также в случае короткого замыкания (это должна установить автотехническая экспертиза) владелец сгоревших машин имеет основания для предъявления иска к дилеру, где автомобиль был куплен, а также к заводу-изготовителю. Причем в этом иске владелец автопарка может потребовать не только компенсации стоимости одного авто, но и всех убытков, которые были причинены неисправностью этого одного авто. В данном случае это стоимость всех 12 иномарок, расходы по расчистке места пожара, а также все иные связанные с пожаром расходы, которые возникли у владельца автопарка. Полнота выплаты и скорость ее получения зависят от правильности алгоритма действий, который выберет владелец машин для получения компенсации.
Николай Тюрников, специально для Autonews.ru
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Фото: imago stock&people / Global Look Press
В Оружейном переулке 21 ноября сгорело 12 люксовых иномарок: четыре Rolls-Royce, пять Рorsche, два Mercedes S400 и один Mercedes Gelandewagen. У всех автомобилей был один собственник - ЗАО «Синус», который заявил в полицию об ущербе в размере более 100 млн рублей. Я уже более 12 лет связан со страхованием, поэтому могу с очень высокой долей вероятности предопределить дальнейшие сложности, с которыми может столкнуться собственник сгоревших автомобилей.
Все машины находились в лизинге и, соответственно, должны были быть застрахованы. Скорее всего, автомобили не были застрахованы в одной компании. Принцип «не клади все яйца в одну корзину» действует как для страхователя, так и для страховой компании. Основной причиной пожара компетентные органы называют поджог. Возможно, что причиной стало короткое замыкание электропроводки Gelandewagen - именно с него, по предварительным данным, начался пожар. От причины возгорания зависит и то, получит клиент страховую выплату или нет. Если это произойдет, то пожар в Оружейном станет самым большим страховым убытком в истории российского автострахования.
На основании собственного опыта урегулирования убытков по тотальной гибели автомобилей, я понимаю, что владелец автопарка в любом случае попадет под подозрения о преднамеренном поджоге. Эта версия будет одной из первых у страховых компаний, и она же будет детально прорабатываться. Владельцу дорогостоящих машин в таком случае лучше сразу расстаться с иллюзией, что страховые компании быстро и без проблем выплатят 100 млн рублей, и озаботиться подбором компетентных юристов, которые если и не добьются моментального получения выплат, то точно помогут избежать ошибок, ускорив процесс получения компенсации.
Если версия с поджогом автомобилей самим собственником подтвердится, то страховые компании не только откажут в выплате страховки, но еще и обвинят автовладельца в страховом мошенничестве. И в данном случае закон будет на их стороне.
Если же будет установлено, что причиной пожара стал поджог со стороны третьих лиц, то за это страховые компании должны заплатить по каско. А если виновники будут в ходе следственных действий установлены, то страховые компании, выплатившие 100 млн своему клиенту, могут обратиться с требованием возместить эти расходы к поджигателю. Поэтому поджигатель кроме уголовного наказания будет обязан в рамках гражданского иска компенсировать полную сумму убытков, причиненных в результате совершенного им преступления. Процесс получения взыскания с поджигателя займет у страховых компаний не меньше года, но это уже проблема не пострадавшей стороны, а страховых компаний. Риск невозможности фактически исполнить судебное решение о взыскании 100 млн с поджигателя и получить деньги лежит тоже на страховых компаниях.
Если же причиной пожара будет признано короткое замыкание в Gelandewagen или в любой другой машине, то страховые компании откажут в выплатах. Пока имена страховых компаний не называются, сложно проанализировать их правила страхования по каско. Однако практически все договоры страховых компаний, работающих на рынке, содержат такое основание для отказа, как короткое замыкание. Следуя логике законодательства о страховании и позиции Верховного суда, и такой отказ может быть успешно оспорен в суде, а страховые компании будут вынуждены выплатить страховку.
Также в случае короткого замыкания (это должна установить автотехническая экспертиза) владелец сгоревших машин имеет основания для предъявления иска к дилеру, где автомобиль был куплен, а также к заводу-изготовителю. Причем в этом иске владелец автопарка может потребовать не только компенсации стоимости одного авто, но и всех убытков, которые были причинены неисправностью этого одного авто. В данном случае это стоимость всех 12 иномарок, расходы по расчистке места пожара, а также все иные связанные с пожаром расходы, которые возникли у владельца автопарка. Полнота выплаты и скорость ее получения зависят от правильности алгоритма действий, который выберет владелец машин для получения компенсации.
Справка
В мировом рейтинге автоубытков абсолютным рекордсменом является ДТП во Франции с одним из редчайших Ferrari 250 GTO стоимостью около 30 млн долларов. Другое крупное ДТП с участием большого количества дорогих машин произошло в Японии в 2011 году. Тогда водитель Ferrari, ехавший на скорости более 180 км/ч, на мокрой дороге не справился с управлением. В результате повреждения получили восемь автомобилей Ferrari, три автомобиля Mercedes и по одному Lamborghini Diablo и Nissan GT-R. За причиненный ущерб страховщики выплатили в общей сложности более 4 млн долларов.
В мировом рейтинге автоубытков абсолютным рекордсменом является ДТП во Франции с одним из редчайших Ferrari 250 GTO стоимостью около 30 млн долларов. Другое крупное ДТП с участием большого количества дорогих машин произошло в Японии в 2011 году. Тогда водитель Ferrari, ехавший на скорости более 180 км/ч, на мокрой дороге не справился с управлением. В результате повреждения получили восемь автомобилей Ferrari, три автомобиля Mercedes и по одному Lamborghini Diablo и Nissan GT-R. За причиненный ущерб страховщики выплатили в общей сложности более 4 млн долларов.
Николай Тюрников, специально для Autonews.ru
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Фото: imago stock&people / Global Look Press