50 рублей за литр: почему подорожание бензина неизбежно
С начала текущего года бензин подорожал уже на 9,2% и это, судя по всему, далеко не предел. Не последнюю роль в дальнейшем росте цен на топливо сыграет так называемый налоговый маневр, в рамках которого правительство РФ планирует поэтапно снизить экспортные пошлины на нефть и увеличить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Документ уже прошел первое чтение в Госдуме и на следующей неделе вновь будет возвращен на повестку дня парламентариев.
Благодаря осуществлению налогового маневра власти рассчитывают, что бюджет страны в 2016 году дополнительно получит 247 млрд, а в 2017 году – 250 млрд рублей. Естественный эффект от налогового маневра заключается в том, что цены на нефть на внутреннем рынке начнут расти и в конечном счете приблизятся к мировым показателям. Это и приведет к росту розничных цен на топливо.
Экспертное сообщество в своих прогнозах касательно будущих цен на топливо занимает более сдержанную позицию. По словам аналитика «Инвесткафе» Григория Бирга, с уверенностью можно говорить только о том, что налоговый маневр приведет к серьезному подорожанию сырой нефти. Что касается бензина, то ситуация будет не такая критичная. «Подорожание в любом случае будет наблюдаться, но излишне драматизировать ситуацию не стоит. На мой взгляд, рост цен на топливо будет ограничен инфляцией – повышение окажется на уровне 10 процентов. При этом увеличение стоимости будет носить постепенный характер, разового эффекта ожидать не стоит», - считает Бирг.
При этом Танурков убежден, что сценарий с введением налогового маневра был вполне ожидаем, учитывая падение экспорта российской нефти. По последним данным, за 10 месяцев этот показатель сократился на 2,4 процента.
«Это приводит к тому, что потребление нефтепродуктов внутри страны увеличивается быстрее, чем растет добыча. В свою очередь налог на экспорт уменьшается, так как большая часть нефти потребляется внутри страны. По итогу бюджет страны все больше и больше недосчитывается денег. Налоговой маневр призван эту ситуацию исправить», - пояснил корреспонденту Autonews.ru аналитик.
Однако эту инициативу правительства вряд ли с оптимизмом восприняли нефтяные компании. Прежде всего, под удар попадут те игроки отрасли, которые делают основную ставку на внутренний рынок. «Сегмент нефтепереработки будет себя чувствовать заметно хуже из-за увеличения себестоимости сырья, используемого в производстве», - считает аналитик «Инвесткафе».
Несмотря на ряд недоработок, налоговой маневр может положительным образом сказаться на отечественной экономике, считают эксперты. Тем не менее, член комитета Госдумы по энергетике Андрей Крутов убежден, что принимать подобный законопроект в период экономической нестабильности - занятие очень рискованное. По его словам, резкий скачок цен на бензин очень легко может привезти к росту социальной напряженности.
Дмитрий Александров
Фото: Viktor Chernov / Russian Look
Благодаря осуществлению налогового маневра власти рассчитывают, что бюджет страны в 2016 году дополнительно получит 247 млрд, а в 2017 году – 250 млрд рублей. Естественный эффект от налогового маневра заключается в том, что цены на нефть на внутреннем рынке начнут расти и в конечном счете приблизятся к мировым показателям. Это и приведет к росту розничных цен на топливо.
«Подорожание будет наблюдаться, но драматизировать ситуацию не стоит».
Комитет Госдумы по энергетике уже отправил премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо, в котором попросил отозвать документ или отправить его на доработку, указав как раз на последний пункт о неизбежном увеличении цен на нефть на внутреннем рынке. Как пояснил корреспонденту Autonews.ru член профильного комитета Андрей Крутов, в случае принятия налогового маневра цены на бензин к концу года могут вырасти на 15 процентов. «Это значит, что обычному автовладельцу за литр бензина придется платить по 50 рублей», - резюмировал парламентарий. Экспертное сообщество в своих прогнозах касательно будущих цен на топливо занимает более сдержанную позицию. По словам аналитика «Инвесткафе» Григория Бирга, с уверенностью можно говорить только о том, что налоговый маневр приведет к серьезному подорожанию сырой нефти. Что касается бензина, то ситуация будет не такая критичная. «Подорожание в любом случае будет наблюдаться, но излишне драматизировать ситуацию не стоит. На мой взгляд, рост цен на топливо будет ограничен инфляцией – повышение окажется на уровне 10 процентов. При этом увеличение стоимости будет носить постепенный характер, разового эффекта ожидать не стоит», - считает Бирг.
«Цена на нефть приблизилась к некой границе, ниже которой вряд ли пойдет».
С озвученной цифрой согласен и представитель инвестиционной компании «Велес Капитал» Василий Танурков. Он подчеркнул, что цены на топливо серьезно зависят от курса рубля, который в свою очередь опирается на стоимость нефти. «Мы видим ситуацию, когда падение стоимости нефти ведет к ухудшению курса рубля по отношению к доллару, но рублевые цены на топливо при этом растут. Такая тенденция может продолжиться и в следующем году. Однако сейчас есть ощущение, что цена на нефть приблизилась к некой границе, ниже которой вряд ли пойдет. Поэтому можно предположить, что в полугодовой перспективе этот фактор не будет оказывать существенного влияния», - отметил аналитик.При этом Танурков убежден, что сценарий с введением налогового маневра был вполне ожидаем, учитывая падение экспорта российской нефти. По последним данным, за 10 месяцев этот показатель сократился на 2,4 процента.
«Это приводит к тому, что потребление нефтепродуктов внутри страны увеличивается быстрее, чем растет добыча. В свою очередь налог на экспорт уменьшается, так как большая часть нефти потребляется внутри страны. По итогу бюджет страны все больше и больше недосчитывается денег. Налоговой маневр призван эту ситуацию исправить», - пояснил корреспонденту Autonews.ru аналитик.
«Сегмент нефтепереработки будет себя чувствовать заметно хуже».
По мнению Григория Бирга, еще одна из целей налогового маневра заключается в нормализации экономических взаимоотношений среди стран Таможенного союза. «Власти сейчас хотят снизить российскую экспортную пошлину на нефть до казахстанской и одновременно повысить НДПИ таким образом, чтобы компенсировать выпадающие доходы бюджета. Грубо говоря, с помощью законопроекта правительство сможет удовлетворить требования стран Таможенного союза, и в тоже время это не снизит поступления в российский бюджет», - заявил Бирг.Однако эту инициативу правительства вряд ли с оптимизмом восприняли нефтяные компании. Прежде всего, под удар попадут те игроки отрасли, которые делают основную ставку на внутренний рынок. «Сегмент нефтепереработки будет себя чувствовать заметно хуже из-за увеличения себестоимости сырья, используемого в производстве», - считает аналитик «Инвесткафе».
Несмотря на ряд недоработок, налоговой маневр может положительным образом сказаться на отечественной экономике, считают эксперты. Тем не менее, член комитета Госдумы по энергетике Андрей Крутов убежден, что принимать подобный законопроект в период экономической нестабильности - занятие очень рискованное. По его словам, резкий скачок цен на бензин очень легко может привезти к росту социальной напряженности.
Дмитрий Александров
Фото: Viktor Chernov / Russian Look