branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

У пьяных водителей хотят отнимать автомобили

Для нетрезвых автомобилистов предлагают ввести жесткое наказание. Новый законопроект разработал Минюст...
У пьяных водителей хотят отнимать автомобили
У пьяных водителей хотят отнимать автомобили
В России, несмотря на недавнее ужесточение наказания за управление автомобилем в нетрезвом виде, количество ДТП по вине пьяных водителей продолжает расти. За первые 9 месяцев этого года на территории страны произошло 10 986 таких аварий, что на 4% больше, чем год назад. Повлиять на ситуацию решило Министерство юстиции. Ведомство разработало проект закона, согласно которому у нетрезвых водителей будут на некоторое время отбирать автомобили.

«Реализация законопроекта окажет профилактическое воздействие на лиц, имеющих склонность к вождению транспортных средств в состоянии опьянения, и повлечет поступление дополнительных средств в бюджетную систему Российской Федерации», - отмечают авторы документа.

Чиновники считают, что если содержание алкоголя в крови водителя выше 0,3 промилле, то его машину следует отправлять на штрафстоянку. Такие же санкции ожидают автовладельца, отказавшегося от прохождения медицинской экспертизы. Чтобы вернуть транспортное средство, нарушителю будет необходимо внести обязательный залог в размере 30 тыс. рублей. Позже, по решению суда, эти деньги могут быть возвращены. В противном случае сумма уйдет в бюджет государства в счет уплаты административного штрафа.

Это нововведение объясняется тем, что многие нарушители после получения постановления часто не выплачивают установленный штраф. Кроме того, данная мера должна облегчить работу Федеральной службы судебных приставов. Однако залог является не единственной тратой, которая ожидает любителей выпить и сесть за руль. Нарушителю придется также оплатить транспортировку машины на спецстоянку и ее хранение.

На данный момент законопроект Минюста проходит этап общественного обсуждения, после чего он будет отправлен на рассмотрение в Госдуму. Сами депутаты документ воспринимают в целом положительно, однако отмечают и несколько спорных моментов.

«Концепция проекта, безусловно, правильная, и я ее поддерживаю. Закон усилит борьбу с пьянством за рулем, а для этого все методы хороши. Как показывает практика, наказание рублем у нас в стране является самой действенной мерой. Но в законе надо четко прописать, на кого будет накладываться это наказание. У нас в стране нередки случаи, когда за рулем автомобиля оказывается не его владелец», - отметил в беседе с корреспондентом Autonews.ru депутат Госдумы, глава всероссийского движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

«Наказание рублем у нас является самой действенной мерой».
С мнением эксперта согласен и депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Иванов. В начале года парламентарий представлял похожий законопроект, который разрешал полную конфискацию автомобиля у пьяного водителя. «Документ сможет оказать воздействие на любителей выпить и сесть за руль. Наш документ предлагал еще более серьезные меры по конфискации, однако был отклонен Госдумой», - заявил Иванов.

При этом депутат отметил и несколько негативных моментов в инициативе Минюста: «Мне непонятно, что делать водителю, если у него нет этих 30 тыс. рублей? В кратчайшие сроки он не сможет забрать свой автомобиль со штрафстоянки, в итоге за дни простоя штраф вырастет во много раз. Это приведет к тому, что автовладелец попадет в настоящую долговую яму. С другой стороны, у нас стране есть особая категория водителей – злостные нарушители ПДД. Таких автовладельцев штрафстоянками не напугаешь, выход только в полной конфискации транспортного средства».

Справка:

За 2013 год российские суды вынесли штрафы за нарушения ПДД на общую сумму 5,5 млрд. рублей. Из них 2,4 млрд. – за пьяное вождение, 1,3 млрд. – за отказ от медицинского освидетельствования. Таким образом, общая сумма наложенных судами штрафов выросла в шесть раз. При этом количество уплаченных штрафов снизилось с 50% в 2012 году, до 25% в 2013 году. Количество оштрафованных судами водителей выросло вдвое, а количество лишенных прав сократилось на 25 процентов.

Конфискация транспортных средств у нетрезвых водителей практикуется в ряде европейских стран. Например, в Дании, где проблема пьяной езды в последние годы стоит особенно остро. По статистике, в этой скандинавской стране каждая четвертая смерть на дороге происходит по вине нетрезвого водителя. Сейчас в Дании действует закон, по которому автовладелец, который трижды попадался в состоянии опьянения за рулем, автоматически лишается своей машины. Изъятый автомобиль продается на торгах, а вырученные средства поступают в бюджет государства.

«Нередки случаи, когда за рулем автомобиля оказывается не его владелец».
Схожие меры работают и в соседней Беларуси. Если водитель садится за руль в нетрезвом виде во второй раз в течение года, то его автомобиль незамедлительно конфискуется. Далее ситуация развивается аналогично – машина выставляется на торги. К слову, в Беларуси данная мера действует не только для местных жителей, но и распространяется на автовладельцев из других стран. В России же полная конфискация транспортного средства невозможно из-за ряда положений в гражданском кодексе.

На текущий момент, если водитель в первый раз был пойман за рулем в пьяном виде, на него накладывается административный штраф в размере 30 тыс. руб. с лишением водительских прав на срок от полутора до двух лет. При повторном инциденте накладывается штраф в размере 50 тыс. руб. с лишением водительских прав сроком на три года.

Дмитрий Александров
Фото: РБК