Пока не тронулись: что нужно знать об эвакуации
Пример москвича, просидевшего в своей машине на эвакуаторе 20 часов, показывает, что легко вернуть машину обратно на асфальт, даже если ее эвакуировали на твоих глазах, не получится. Autonews.ru решил вспомнить, кто принимает решение об эвакуации и в каких случаях процесс перемещения автомобиля можно остановить.
Каждый день в Москве работают около 300 эвакуаторов для легковых транспортных средств. Согласно плану, каждый из этих эвакуаторов в день увозит не менее 3-4 автомобилей. Решение об эвакуации автомобиля принимает либо сотрудник Московской автодорожной инспекции, либо сотрудник ГИБДД, ссылаясь на разные правила дорожного движения. Причем ведомства поделили зону ответственности — МАДИ выписывает протоколы за стоянку под запрещающими знаками (штраф — 3000 рублей), а правоохранители - за все остальные нарушения (например, если автомобиль перекрывает пешеходный переход или движение других транспортных средств). Патрулируя улицы, инспекторы обоих ведомств сообщают о нарушителях в единый информационный центр, который в свою очередь направляет по указанному адресу ближайший эвакуатор.
Перемещением транспортного средства и взиманием платы за эвакуацию занимается государственное казенное учреждение «Администратор московского парковочного пространства». Именно инспектор АМПП наклеивает на автомобиль желтые стикеры и выписывает документы для штрафстоянки. В это время водитель эвакуатора цепляет машину нарушителя и грузит ее на эвакуатор. До тех пор, пока груженый эвакуатор не тронулся с места в сторону штрафстоянки, нарушитель, если он успел заметить происходящее, имеет право вернуть свой автомобиль на асфальт. В этом случае водитель отделается только штрафом за нарушение ПДД. Но как только груженый эвакуатор двинулся с места, вернуть автомобиль можно будет только после оплаты квитанции об эвакуации. Даже если эвакуатор отъезжает от места на ваших глазах и встает в пробку, автомобиль никто не сгрузит. В этом случае за машиной придется ехать на штрафстоянку.
Инспекторы АМПП и водители эвакуаторов говорят, что у них нет плана и цели увезти автомобиль, цель — очистить улицу от неправильно припаркованных машин. Однако план все-таки есть. Как следует из расчета АМПП, при расчете тарифа на эвакуацию учтены расходы на обслуживание эвакуатора, зарплату водителей, амортизацию, общехозяйственные нужды, оплату ОСАГО, услуги мобильной связи (из расчета 1 тыс. рублей в месяц), а также рентабельность на уровне 9,4%. Эвакуаторы принадлежат частным компаниям, которые работают по договорам найма с АМПП. Так вот частные подрядчики получают от города план: чтобы выполнить его и заработать, все московские эвакуаторы должны привозить на штрафстоянки 1281 транспортное средство в день (4,2 автомобиля на эвакуатор). Поэтому смысл побыстрее увезти автомобиль у эвакуатора все-таки есть, ведь пока в среднем в сутки с улиц города эвакуируется 800–900 транспортных средств.
Случается, что во время эвакуации автомобили получают повреждения. Чаще всего эвакуация заканчивается либо поцарапанным бампером, либо оторванным брызговиком, либо поврежденным крылом. Автомобилисты в надежде, что эвакуатор не сможет справиться с их машиной, специально выворачивают колеса. Однако подобное действие идет только во вред – почти наверняка крылья будут повреждены цепями. В такой ситуации добиться правды и привлечь к ответственности виновных оказывается затруднительно. Компании по эвакуации открещиваются от содеянного, что заставляет автомобилистов обращаться в суд.
По словам руководителя «ГлавСтрахКонтроля» Николая Тюрникова, главная проблема в механизме получения компенсации от службы эвакуации заключается в доказательстве того, что именно эвакуатор повредил машину. «Здесь подойдут и камеры наружного наблюдения, и свидетельские показания. Также можно использовать даже акты осмотра с сервиса, в котором последний раз обслуживался автомобиль», - пояснил Тюрников.
Юристы рекомендуют запомнить простой порядок действий, который помогут возместить ущерб от повреждения автомобиля:
Екатерина Рзянина
Фото: Anton Belitsky / Russian Look
Каждый день в Москве работают около 300 эвакуаторов для легковых транспортных средств. Согласно плану, каждый из этих эвакуаторов в день увозит не менее 3-4 автомобилей. Решение об эвакуации автомобиля принимает либо сотрудник Московской автодорожной инспекции, либо сотрудник ГИБДД, ссылаясь на разные правила дорожного движения. Причем ведомства поделили зону ответственности — МАДИ выписывает протоколы за стоянку под запрещающими знаками (штраф — 3000 рублей), а правоохранители - за все остальные нарушения (например, если автомобиль перекрывает пешеходный переход или движение других транспортных средств). Патрулируя улицы, инспекторы обоих ведомств сообщают о нарушителях в единый информационный центр, который в свою очередь направляет по указанному адресу ближайший эвакуатор.
Перемещением транспортного средства и взиманием платы за эвакуацию занимается государственное казенное учреждение «Администратор московского парковочного пространства». Именно инспектор АМПП наклеивает на автомобиль желтые стикеры и выписывает документы для штрафстоянки. В это время водитель эвакуатора цепляет машину нарушителя и грузит ее на эвакуатор. До тех пор, пока груженый эвакуатор не тронулся с места в сторону штрафстоянки, нарушитель, если он успел заметить происходящее, имеет право вернуть свой автомобиль на асфальт. В этом случае водитель отделается только штрафом за нарушение ПДД. Но как только груженый эвакуатор двинулся с места, вернуть автомобиль можно будет только после оплаты квитанции об эвакуации. Даже если эвакуатор отъезжает от места на ваших глазах и встает в пробку, автомобиль никто не сгрузит. В этом случае за машиной придется ехать на штрафстоянку.
Эвакуация мотоциклов и малолитражных автомобилей с мощностью мотора до 80 л.с. стоит 3 тысячи рублей. Транспортировка на штрафстоянку легковых машин с двигателем мощностью от 80 до 250 л.с. обходится уже в 5 тысяч рублей. А эвакуация автомобиля с двигателем более 250 л.с. стоит 7 тысяч рублей. Для грузовиков эта сумма может достигать 47 тысяч рублей. Первые сутки машина хранится на штрафстоянке бесплатно, однако потом каждые сутки обходятся водителю в 1 тысячу рублей. Чаще всего решение об эвакуации принимает инспектор МАДИ, основываясь на парковке под запрещающими знаками. Поэтому к стоимости эвакуации прибавляется штраф за нарушение правил парковки – 3 тысячи рублей.
Инспекторы АМПП и водители эвакуаторов говорят, что у них нет плана и цели увезти автомобиль, цель — очистить улицу от неправильно припаркованных машин. Однако план все-таки есть. Как следует из расчета АМПП, при расчете тарифа на эвакуацию учтены расходы на обслуживание эвакуатора, зарплату водителей, амортизацию, общехозяйственные нужды, оплату ОСАГО, услуги мобильной связи (из расчета 1 тыс. рублей в месяц), а также рентабельность на уровне 9,4%. Эвакуаторы принадлежат частным компаниям, которые работают по договорам найма с АМПП. Так вот частные подрядчики получают от города план: чтобы выполнить его и заработать, все московские эвакуаторы должны привозить на штрафстоянки 1281 транспортное средство в день (4,2 автомобиля на эвакуатор). Поэтому смысл побыстрее увезти автомобиль у эвакуатора все-таки есть, ведь пока в среднем в сутки с улиц города эвакуируется 800–900 транспортных средств.
Случается, что во время эвакуации автомобили получают повреждения. Чаще всего эвакуация заканчивается либо поцарапанным бампером, либо оторванным брызговиком, либо поврежденным крылом. Автомобилисты в надежде, что эвакуатор не сможет справиться с их машиной, специально выворачивают колеса. Однако подобное действие идет только во вред – почти наверняка крылья будут повреждены цепями. В такой ситуации добиться правды и привлечь к ответственности виновных оказывается затруднительно. Компании по эвакуации открещиваются от содеянного, что заставляет автомобилистов обращаться в суд.
По словам руководителя «ГлавСтрахКонтроля» Николая Тюрникова, главная проблема в механизме получения компенсации от службы эвакуации заключается в доказательстве того, что именно эвакуатор повредил машину. «Здесь подойдут и камеры наружного наблюдения, и свидетельские показания. Также можно использовать даже акты осмотра с сервиса, в котором последний раз обслуживался автомобиль», - пояснил Тюрников.
Юристы рекомендуют запомнить простой порядок действий, который помогут возместить ущерб от повреждения автомобиля:
- Первый документ, который должен получить владелец поврежденного при эвакуации автомобиля - заключение независимой экспертизы. Оригинал документа должен остаться у заказчика, а копию вместе с претензией необходимо направить на адрес службы эвакуации.
- Если автомобиль застрахован только по осаго, единственный вариант — суд. Направлять его нужно лишь в том случае, если от компании на ваше имя получен официальный отказ в выплате денежных средств. Как и в случае с каско, повреждения машины при погрузке не являются страховым случаем, так как автомобиль не участвовал в дорожном движении.
- При наличии каско, можно обратиться в страховую компанию с заявлением о «злоумышленном деянии», а не о «повреждениях, полученных в результате погрузки или выгрузки». Однако часто поврежденный автомобиль, припаркованный на штрафстоянке, выглядит недостаточно убедительно для получения компенсации по «злоумышленному деянию». Тогда единственный вариант — суд.
Екатерина Рзянина
Фото: Anton Belitsky / Russian Look