Метод отличника: как попасть в команду Формулы-1
Получить работу в Формуле-1 мечтает, наверное, каждый поклонник «Королевских гонок». И если руководителями команд становятся, в основном, бизнесмены и бывшие гонщики, а для спортивной карьеры необходимы огромные спонсорские вливания, путь инженера или механика оказывается наиболее реалистичным способом.
В большинстве случаев дорога в «Большие призы» оказывается длинной и не всегда успешной: на пути можно застрять в молодежных гоночных сериях или попасть на теплое место в каком-нибудь автоконцерне. Конечно, ведущие производители наверняка смогут предложить неплохую зарплату и, возможно, не самую скучную работу, однако для настоящего болельщика Формулы-1 такая должность станет очевидным поражением. Если ты не в гоночной команде – ты не соприкасаешься с миром «Королевских гонок». И никакие другие привилегии этого не заменят.
В конце восьмидесятых годов прошлого века шанс молодым специалистам давала компания Honda. Автопроизводитель конструировал двигатели для Формулы-1 – японская марка снабжала моторами команду McLaren, которая регулярно выигрывала чемпионские титулы. В качестве персонала, обслуживающего силовые установки, Honda посылала на гонки Формулы-1 совсем молодых сотрудников – зачастую их стаж в компании ограничивался месяцами, если не неделями. По замыслу японцев, конкурентная атмосфера Формулы-1 должна была научить новобранцев работать быстро и максимально эффективно.
Не учитывали в Honda одного – команды, которым приходилось возиться с неопытными выпускниками, совсем не горели желанием кого-то обучать. Гоночным коллективам нужен результат, а политика Honda приносила его в жертву своему стремлению растить новых специалистов. В результате в командах-клиентах сложилась парадоксальная ситуация: весь сезон конюшни находили общий язык с новыми мотористами, к середине сезона инженеры, наконец, вникали в суть автогонок и начинали приносить реальную пользу, а в конце чемпионата Honda забирала их обратно в Японию, чтобы затем выслать командам очередную порцию выпускников. Что при этом творилось в голове у отозванных инженеров, гадать не приходится: многие сравнивают работу в Формуле-1 с наркотиком, с которого невозможно слезть.
С уходом Honda из Формулы-1 подобные программы перестали пользоваться популярностью. Опытные игроки Формулы-1 предпочитают не брать людей «с улицы», а новые команды быстро разочаровываются в молодых и перспективных. Так, бывший инженерный директор команды Marussia Николай Фоменко активно обещал нанимать российских специалистов, но уже через пару месяцев признал, что в нашей стране инженеров уровня Формулы-1 просто нет. В итоге команду отдали на откуп британским специалистам, а год спустя должность потерял и сам Фоменко – теперь в формально российском гоночном коллективе нет ни одного россиянина.
Прямо сейчас возродить практику гоночных стажировок пытается чемпионский коллектив Red Bull Racing. Все организационные моменты взял на себя Infiniti – титульный спонсор команды. В отличие от Honda, эта компания не строит двигатели Формулы-1 – Red Bull Racing уже много лет пользуется силовыми установками Renault и не собирается их ни на что менять. Тем не менее, Infiniti пытается развивать партнерство с командой в других областях – к примеру, в сфере композитных материалов, трансмиссии и общей методологии работы на заводе.
В 2013 году компания устроила конкурс среди студентов и недавних выпускников технических ВУЗов: призом за победу стали три рабочих места в штаб-квартире Red Bull Racing с предоставлением жилья и служебного автомобиля. Заявки на конкурс подали полторы тысячи человек из сотни различных университетов. Среди конкурсантов были и представители России, но они не вошли в финальную дюжину, которой предстояло бороться за победу. В течение трех дней 12 финалистов проходили испытания, связанные с конструированием различных узлов для гоночного болида. Итоговых победителей выбрал экспертный совет во главе с техническим директором Red Bull Racing и самым успешным инженером за всю историю Формулы-1 Эдрианом Ньюи.
Самым старшим работником-стажером стал 25-летним Эрик ЛаРош из Университета Мэриленда, США, а самым младшим – 21-летний Джейсон Зайд из Лагуны-Бич, штат Калифорния. К американцам присоединится 23-летний британец Уильям Прист, представляющий Университет Эксетера. «Эти парни входят в список лучших инженеров своего поколения, - убежден директор проекта Infiniti в Формуле-1 Томмасо Вольпе. – Они присоединились к команде в сентябре и уже работают над проектами, в которых мы можем добиться максимального обмена технологиями между командой Формулы-1 и автопроизводителем. Дополнительно ребята участвуют в доводке Infiniti Q50 Eau Rouge, создание которого курирует четырехкратный чемпион мира Себастьян Феттель».
Последует ли Infiniti примеру Honda в плане ротации инженеров, пока не объявлено, но трио победителей уже уведомило компанию, что хочет остаться работать в Формуле-1 навсегда. «Все будет зависеть от их результативности и амбиций, - пообещал Вольпе. – Если у нас будет возможность, мы оставим их в Red Bull Racing».
Прямо сейчас ни один российский ВУЗ не готовит специалистов, способных справиться со специфическими задачами Формулы-1. Наиболее близко к решению кадровых задач «формульных» коллективов подошли в Сильверстоуне, где каждый год проходит Гран-при Великобритании. Непосредственно рядом с трассой англичане возвели учебное заведение для будущих специалистов гоночных наук: курс обучения платный и доступен всем студентам независимо от пола, возраста и гражданства.
Ну а если молодой специалист уже получил образование, обратиться можно в команду Haas: американский коллектив дебютирует в Формуле-1 в 2016 году и сейчас активно нанимает людей.
Антон Погорельский
Фото: Infiniti, Getty Images
В большинстве случаев дорога в «Большие призы» оказывается длинной и не всегда успешной: на пути можно застрять в молодежных гоночных сериях или попасть на теплое место в каком-нибудь автоконцерне. Конечно, ведущие производители наверняка смогут предложить неплохую зарплату и, возможно, не самую скучную работу, однако для настоящего болельщика Формулы-1 такая должность станет очевидным поражением. Если ты не в гоночной команде – ты не соприкасаешься с миром «Королевских гонок». И никакие другие привилегии этого не заменят.
В конце восьмидесятых годов прошлого века шанс молодым специалистам давала компания Honda. Автопроизводитель конструировал двигатели для Формулы-1 – японская марка снабжала моторами команду McLaren, которая регулярно выигрывала чемпионские титулы. В качестве персонала, обслуживающего силовые установки, Honda посылала на гонки Формулы-1 совсем молодых сотрудников – зачастую их стаж в компании ограничивался месяцами, если не неделями. По замыслу японцев, конкурентная атмосфера Формулы-1 должна была научить новобранцев работать быстро и максимально эффективно.
Не учитывали в Honda одного – команды, которым приходилось возиться с неопытными выпускниками, совсем не горели желанием кого-то обучать. Гоночным коллективам нужен результат, а политика Honda приносила его в жертву своему стремлению растить новых специалистов. В результате в командах-клиентах сложилась парадоксальная ситуация: весь сезон конюшни находили общий язык с новыми мотористами, к середине сезона инженеры, наконец, вникали в суть автогонок и начинали приносить реальную пользу, а в конце чемпионата Honda забирала их обратно в Японию, чтобы затем выслать командам очередную порцию выпускников. Что при этом творилось в голове у отозванных инженеров, гадать не приходится: многие сравнивают работу в Формуле-1 с наркотиком, с которого невозможно слезть.
С уходом Honda из Формулы-1 подобные программы перестали пользоваться популярностью. Опытные игроки Формулы-1 предпочитают не брать людей «с улицы», а новые команды быстро разочаровываются в молодых и перспективных. Так, бывший инженерный директор команды Marussia Николай Фоменко активно обещал нанимать российских специалистов, но уже через пару месяцев признал, что в нашей стране инженеров уровня Формулы-1 просто нет. В итоге команду отдали на откуп британским специалистам, а год спустя должность потерял и сам Фоменко – теперь в формально российском гоночном коллективе нет ни одного россиянина.
Прямо сейчас возродить практику гоночных стажировок пытается чемпионский коллектив Red Bull Racing. Все организационные моменты взял на себя Infiniti – титульный спонсор команды. В отличие от Honda, эта компания не строит двигатели Формулы-1 – Red Bull Racing уже много лет пользуется силовыми установками Renault и не собирается их ни на что менять. Тем не менее, Infiniti пытается развивать партнерство с командой в других областях – к примеру, в сфере композитных материалов, трансмиссии и общей методологии работы на заводе.
В 2013 году компания устроила конкурс среди студентов и недавних выпускников технических ВУЗов: призом за победу стали три рабочих места в штаб-квартире Red Bull Racing с предоставлением жилья и служебного автомобиля. Заявки на конкурс подали полторы тысячи человек из сотни различных университетов. Среди конкурсантов были и представители России, но они не вошли в финальную дюжину, которой предстояло бороться за победу. В течение трех дней 12 финалистов проходили испытания, связанные с конструированием различных узлов для гоночного болида. Итоговых победителей выбрал экспертный совет во главе с техническим директором Red Bull Racing и самым успешным инженером за всю историю Формулы-1 Эдрианом Ньюи.
Самым старшим работником-стажером стал 25-летним Эрик ЛаРош из Университета Мэриленда, США, а самым младшим – 21-летний Джейсон Зайд из Лагуны-Бич, штат Калифорния. К американцам присоединится 23-летний британец Уильям Прист, представляющий Университет Эксетера. «Эти парни входят в список лучших инженеров своего поколения, - убежден директор проекта Infiniti в Формуле-1 Томмасо Вольпе. – Они присоединились к команде в сентябре и уже работают над проектами, в которых мы можем добиться максимального обмена технологиями между командой Формулы-1 и автопроизводителем. Дополнительно ребята участвуют в доводке Infiniti Q50 Eau Rouge, создание которого курирует четырехкратный чемпион мира Себастьян Феттель».
Последует ли Infiniti примеру Honda в плане ротации инженеров, пока не объявлено, но трио победителей уже уведомило компанию, что хочет остаться работать в Формуле-1 навсегда. «Все будет зависеть от их результативности и амбиций, - пообещал Вольпе. – Если у нас будет возможность, мы оставим их в Red Bull Racing».
Прямо сейчас ни один российский ВУЗ не готовит специалистов, способных справиться со специфическими задачами Формулы-1. Наиболее близко к решению кадровых задач «формульных» коллективов подошли в Сильверстоуне, где каждый год проходит Гран-при Великобритании. Непосредственно рядом с трассой англичане возвели учебное заведение для будущих специалистов гоночных наук: курс обучения платный и доступен всем студентам независимо от пола, возраста и гражданства.
Ну а если молодой специалист уже получил образование, обратиться можно в команду Haas: американский коллектив дебютирует в Формуле-1 в 2016 году и сейчас активно нанимает людей.
Антон Погорельский
Фото: Infiniti, Getty Images