Депутаты Госдумы предлагают изменить механизм оплаты штрафов.Подготовленный членами нижней палаты парламента от фракции ЛДПР Игорем Лебедевым, Ярославом Ниловым и Андреем Свинцовым законопроект предусматривает возможность оплатить лишь половину суммы наложенных на нарушителей в случае, если оплачены они будут вовремя.
Такая практика, по мнению авторов законопроекта, может стать резонной альтернативой репрессивной статье 20.25 КоАП «Уклонение от исполнения административного наказания», которая, в случае просрочки оплаты штрафа водителем, автоматически удваивает его сумму, и, кроме того, предусматривает санкции в виде административного ареста или обязательных работ.
Значительное увеличение с 1 сентября 2013 года штрафов практически за все виды нарушений и повсеместное распространение средств фото и видеофиксации, привело к тому, что неопытный водитель может за месяц получить штрафов на сумму, которая станет серьезным ударом по семейному бюджету. Поэтому предложение законопроекта, предусматривающего снижение административного наказания за своевременную оплату штрафов, вполне логично, считает лидер общественного движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
Глава «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин, юрист по образованию, напротив, считает, что внесение подобного законопроекта абсолютно не соответствует основным принципам ни нашей правовой системы, ни зарубежной. По мнению эксперта, лучшей защитой от лишних штрафов во все времена было соблюдение правил дорожного движения. Кроме того, представленный депутатами ЛДПР законопроект уязвим с правовой точки зрения и с позиции равенства граждан перед законом.
«Я категорически не поддерживаю эту инициативу. Если вы считаете, что вы переборщили со штрафами, так снизьте их. А то получается интересная штука: есть месячный срок, предоставленный для оплаты штрафа, и, предположим, я уехал или с опозданием этот штраф получил и уплатил его в последний день, уложился в этот срок, свою обязанность выполнил. Почему меня дискриминируют по отношению к тому, кто оплатил этот штраф в первую неделю? Какая разница? С моей точки зрения, это никакого значения не имеет, если вы этот срок установили - все должны быть в равных условиях», - полагает Похмелкин.
«У нас размер штрафов большей частью носит карательный характер: «Раз ты нарушил - будешь меньше кушать». Это такие ненависть и месть водителям, правда, непонятно за что. А все должно быть ровно наоборот - штрафы должны быть минимальными для тех, кто их оплачивает и выполняет свои обязательства перед государством и законом! Зачем с таких людей три шкуры драть? Проще предоставить серьезную разумную скидку тем людям, которые стремятся оплатить штрафы, чем для всех их снижать! А те, кто уклоняются, пусть платят вдвое больше», - убежден Петр Шкуматов.
Напомним, по отчету Федеральной службы судебных приставов в 2013 году количество дел по штрафам от ГИБДД значительно выросло. Если в 2012 году по неоплаченным штрафам было возбуждено 12,3 миллиона производств, то в 2013 таких дел было заведено на два миллиона больше.
Проблему собираемости штрафов, безусловно, необходимо решать, иначе будет нарушен один из основных постулатов юридической ответственности - принцип неотвратимости наказания. И если власти считают, что собираемость штрафов недостаточная, можно уменьшить срок для их погашения, но одной рукой карать, а другой давать послабления, нельзя, считает Виктор Похмелкин. К тому же, уверен эксперт, «бонусы» в виде сокращения суммы штрафов для тех, кто не тянет с оплатой, нарушает еще одну юридическую догму - принцип справедливости.
Еще одной проблемой для реализации штрафных «скидок» на практике станет принципиальная невозможность оплаты подобных квитанций. По крайней мере, при существующей схеме выписывания штрафов. «Допустим, мне пришло постановление. Там написано 1000 рублей штрафа, я, к примеру, его оплатил в течение недели. Я что, должен 500 рублей оплатить? Но у меня в постановлении написано тысяча. У меня ни один банк не примет это», - резюмировал эксперт.
Алексей Матвеев
Такая практика, по мнению авторов законопроекта, может стать резонной альтернативой репрессивной статье 20.25 КоАП «Уклонение от исполнения административного наказания», которая, в случае просрочки оплаты штрафа водителем, автоматически удваивает его сумму, и, кроме того, предусматривает санкции в виде административного ареста или обязательных работ.
Значительное увеличение с 1 сентября 2013 года штрафов практически за все виды нарушений и повсеместное распространение средств фото и видеофиксации, привело к тому, что неопытный водитель может за месяц получить штрафов на сумму, которая станет серьезным ударом по семейному бюджету. Поэтому предложение законопроекта, предусматривающего снижение административного наказания за своевременную оплату штрафов, вполне логично, считает лидер общественного движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
«Штрафы в Москве в 4 раза выше, чем в Европе».
«Штрафные санкции у нас зашкаливают. Я посчитал, если сравнить по паритету покупательской способности, штрафы в Москве выше, чем в Европе, в 4 раза, за отдельные нарушения. Но в Европе действуют поощрительные меры в отношении водителей, которые оплачивают штрафы вовремя. Где-то 50% скидка, меньше нет, а где-то и до 80% доходит», - рассказал корреспонденту Autonews Шкуматов.Глава «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин, юрист по образованию, напротив, считает, что внесение подобного законопроекта абсолютно не соответствует основным принципам ни нашей правовой системы, ни зарубежной. По мнению эксперта, лучшей защитой от лишних штрафов во все времена было соблюдение правил дорожного движения. Кроме того, представленный депутатами ЛДПР законопроект уязвим с правовой точки зрения и с позиции равенства граждан перед законом.
«Я категорически не поддерживаю эту инициативу. Если вы считаете, что вы переборщили со штрафами, так снизьте их. А то получается интересная штука: есть месячный срок, предоставленный для оплаты штрафа, и, предположим, я уехал или с опозданием этот штраф получил и уплатил его в последний день, уложился в этот срок, свою обязанность выполнил. Почему меня дискриминируют по отношению к тому, кто оплатил этот штраф в первую неделю? Какая разница? С моей точки зрения, это никакого значения не имеет, если вы этот срок установили - все должны быть в равных условиях», - полагает Похмелкин.
«Если вы считаете, что вы переборщили со штрафами, так снизьте их».
Число штрафов выписываемых автомобилистам в абсолютных значениях растет, однако собираемость штрафов падает. По мнению Петра Шкуматова, если власти пойдут на внесение изменений в КоАП и дадут возможность «сэкономить» при оплате штрафов, то это станет лучшим стимулом для выполнения законных требований водителем.«У нас размер штрафов большей частью носит карательный характер: «Раз ты нарушил - будешь меньше кушать». Это такие ненависть и месть водителям, правда, непонятно за что. А все должно быть ровно наоборот - штрафы должны быть минимальными для тех, кто их оплачивает и выполняет свои обязательства перед государством и законом! Зачем с таких людей три шкуры драть? Проще предоставить серьезную разумную скидку тем людям, которые стремятся оплатить штрафы, чем для всех их снижать! А те, кто уклоняются, пусть платят вдвое больше», - убежден Петр Шкуматов.
Напомним, по отчету Федеральной службы судебных приставов в 2013 году количество дел по штрафам от ГИБДД значительно выросло. Если в 2012 году по неоплаченным штрафам было возбуждено 12,3 миллиона производств, то в 2013 таких дел было заведено на два миллиона больше.
Проблему собираемости штрафов, безусловно, необходимо решать, иначе будет нарушен один из основных постулатов юридической ответственности - принцип неотвратимости наказания. И если власти считают, что собираемость штрафов недостаточная, можно уменьшить срок для их погашения, но одной рукой карать, а другой давать послабления, нельзя, считает Виктор Похмелкин. К тому же, уверен эксперт, «бонусы» в виде сокращения суммы штрафов для тех, кто не тянет с оплатой, нарушает еще одну юридическую догму - принцип справедливости.
«Нарушится самый главный принцип: за более строгое нарушение — более строгое наказание».
«Нарушится самый главный принцип: за более строгое нарушение — более строгое наказание. Почему? Допустим у меня менее тяжкое нарушение, но я штраф заплатил в конце месяца, а кто-то более строгое наказание получил, он в начале месяца штраф заплатил. Он меньше, окажется, заплатил»,- объяснил Похмелкин.Еще одной проблемой для реализации штрафных «скидок» на практике станет принципиальная невозможность оплаты подобных квитанций. По крайней мере, при существующей схеме выписывания штрафов. «Допустим, мне пришло постановление. Там написано 1000 рублей штрафа, я, к примеру, его оплатил в течение недели. Я что, должен 500 рублей оплатить? Но у меня в постановлении написано тысяча. У меня ни один банк не примет это», - резюмировал эксперт.
Алексей Матвеев