Москву зальют засекреченными реагентами
В этом году для борьбы со снегом на дорогах московские власти закупили почти миллион тонн реагентов. На жидкую и сыпучую химию потрачено более 10 миллиардов рублей. Это почти в десять раз больше, чем, к примеру, в 2009 году, когда на 260 тысяч тонн жидких реагентов, 84 тысячи тонн твердых реагентов и 107 тысяч тонн щебня было потрачено 1,4 миллиарда рублей. Значит ли это, что на дорогах Москвы будет в десять раз лучше, узнавал корреспондент Autonews.ru.
Уличный рассол
Объявленный конкурс на закупку огромного количества дорожной химии предусматривал, что все реагенты должны быть созданы из смеси хлористого кальция с другими хлоридами (натрия и калия), карбоната кальция (мраморный щебень), формиата натрия (соль муравьиной кислоты), хлорида натрия (пищевая соль). Все это в том или ином виде Москва на себе уже испытывала.
Эксперты уже высказывали мнения по основным составляющим этих препаратов. При этом мнения разнообразные. К примеру, межрегиональная общественная организация «За безопасность российских дорог» утверждает, что ни одно из применяемых для борьбы со снегом соединений не является безвредным.
Хлорид кальция - единственный хлорид, растворение которого в воде происходит с выделением тепла, поэтому хлорид кальция добавляется к другим хлоридам для ускорения таяния льда и понижения рабочей температуры.
Хлорид калия - как противогололедный реагент абсолютно бесполезен по причине своих физико-химических свойств (плавит лед только до температуры минус 4 С). Однако в чистом виде не используется.
Хлорид натрия - обычная техническая соль, использование которой в Москве запретили из-за негативного воздействия на природу. Помимо этого, насыщенный соляной раствор становился катализатором коррозийных процессов: разъедал кузова автомобилей, металлические конструкции объектов дорожной инфраструктуры, арматуры железобетонных конструкций.
Карбонат кальция (мраморная крошка) - Как и песок, быстро выносится с проезжей части дорог при движении транспорта. Под колесами автомобилей превращается в мелкую пыль, попадающую в легкие, что, по утверждению ряда экспертов, становится причиной обострения, а нередко и заболевания болезнями легких и дыхательных путей. Существует мнение, что при длительном попадании в легкие каменная пыль вызывает силикоз легких. Мраморная крошка неустойчива в кислой среде и менее прочная, чем гранитная. Крошка забивает водостоки, накапливается на газонах.
Кальций - сильно портит обувь и одежду. При близких к нулю температурах из-за своих физико-химических свойств образует мыльную пленку на асфальте, которая увеличивает тормозной путь автомобиля. Кальций менее коррозионно-активен, чем натрий, но все равно негативно воздействует на металл и резину.
Формиат натрия - вызывает раздражение верхних дыхательных путей и слизистых оболочек. В качестве противогололедного реагента допускается для борьбы с наледью и снегом на аэродромах США, но на практике не используется, так как одинаковый по стоимости ацетат натрия имеет превосходящие характеристики. Никакими уникальными эксплуатационными свойствами не обладает, за исключением минимального воздействия на кожу обуви и шуб. Однако цена этой смеси очень высока.
Уличный рассол
Объявленный конкурс на закупку огромного количества дорожной химии предусматривал, что все реагенты должны быть созданы из смеси хлористого кальция с другими хлоридами (натрия и калия), карбоната кальция (мраморный щебень), формиата натрия (соль муравьиной кислоты), хлорида натрия (пищевая соль). Все это в том или ином виде Москва на себе уже испытывала.
Эксперты уже высказывали мнения по основным составляющим этих препаратов. При этом мнения разнообразные. К примеру, межрегиональная общественная организация «За безопасность российских дорог» утверждает, что ни одно из применяемых для борьбы со снегом соединений не является безвредным.
Хлорид кальция - единственный хлорид, растворение которого в воде происходит с выделением тепла, поэтому хлорид кальция добавляется к другим хлоридам для ускорения таяния льда и понижения рабочей температуры.
Хлорид калия - как противогололедный реагент абсолютно бесполезен по причине своих физико-химических свойств (плавит лед только до температуры минус 4 С). Однако в чистом виде не используется.
Хлорид натрия - обычная техническая соль, использование которой в Москве запретили из-за негативного воздействия на природу. Помимо этого, насыщенный соляной раствор становился катализатором коррозийных процессов: разъедал кузова автомобилей, металлические конструкции объектов дорожной инфраструктуры, арматуры железобетонных конструкций.
Карбонат кальция (мраморная крошка) - Как и песок, быстро выносится с проезжей части дорог при движении транспорта. Под колесами автомобилей превращается в мелкую пыль, попадающую в легкие, что, по утверждению ряда экспертов, становится причиной обострения, а нередко и заболевания болезнями легких и дыхательных путей. Существует мнение, что при длительном попадании в легкие каменная пыль вызывает силикоз легких. Мраморная крошка неустойчива в кислой среде и менее прочная, чем гранитная. Крошка забивает водостоки, накапливается на газонах.
Кальций - сильно портит обувь и одежду. При близких к нулю температурах из-за своих физико-химических свойств образует мыльную пленку на асфальте, которая увеличивает тормозной путь автомобиля. Кальций менее коррозионно-активен, чем натрий, но все равно негативно воздействует на металл и резину.
Формиат натрия - вызывает раздражение верхних дыхательных путей и слизистых оболочек. В качестве противогололедного реагента допускается для борьбы с наледью и снегом на аэродромах США, но на практике не используется, так как одинаковый по стоимости ацетат натрия имеет превосходящие характеристики. Никакими уникальными эксплуатационными свойствами не обладает, за исключением минимального воздействия на кожу обуви и шуб. Однако цена этой смеси очень высока.
Главным новшеством зимнего снегоуборочного сезона 2013-2014 станет использования хлористого магния модифицированного - средства, как отмечают городские власти и ряд представителей экспертного сообщества, надежного и безвредного.
По мнению заведующего кафедрой почвоведения МГУ, профессора Дмитрия Хомякова, экологический вред от нового жидкого противогололедного средства практически равен нулю. «Реагент попадает на газоны, воздействует на зеленые насаждения, крошка забивает ливневую канализацию. В то же время в реагенте на основе «Бишофита» лишь 50% хлористого магния, остальное - вода», - уверяет Дмитрий Хомяков.
Но еще в 2005 г. в Москве реагенты на основе хлористого магния запретили к применению. На Россию запрет распространился в октябре 2013 после решения Арбитражного суда Москвы. Причины – высокий класс экологической опасности.
От соли обычной к солям магниевым
За последние 20 лет Москва опробовала и отвергла множество методов борьбы со снегом. До 1994 года улицы столицы посыпали песчано-соляной смесью. Но из-за примитивного устройства (в дренажной сети нет ловушек для песка и прочего мусора) канализационные стоки быстро засорялись, поэтому от песка пришлось отказаться. Чистая соль также не понравилась москвичам - она портила обувь, одежду и, в конце концов, уничтожила практически всю придорожную зелень в городе, поэтому в конце 1990-х городские власти решили использовать в борьбе со снегом современную химию – реагенты.
Купили те, что дешевле. Но после пары лет экпериментов, поняли, что побочный эффект у них идентичен той же соли. Было принято решение от хлоридов и натриевых солей постепенно избавляться и заменять более дружелюбными к природе солями органических кислот - муравьиной (формиаты) и уксусной (ацетаты).
Но цена на «альтернативу» оказалась слишком высокой, потому что львиная доля их выпускается за границей. Поэтому на дороги столицы по-прежнему щедро сыпали реагенты из смеси хлористого кальция и других солей с модификаторами, уменьшающими коррозийные свойства соединений.
Однако расходы на борьбу со снегом и льдом на дорогах выросли до неимоверных размеров. Только с 2009 года они увеличились едва ли не 10 раз! Больше 10 миллиардов долларов на качественные реагенты из-за границы наверняка бы хватило. Но, как выяснилось все дело именно в деньгах.
«Этот вопрос сейчас очень политизирован и экономически слабо обоснован. Потому что мы ни много, ни мало, 10 миллиардов тратим на закупку реагентов – а это хороший бюджет города-миллионика» , - отметил в беседе с корреспондентом Autonews.ru профессор Дмитрий Хомяков.
Какой реагент, в каких количествах и откуда привезен, похоже, действительно тайна за семью печатями. Сопредседатель международной экологической группы «Экозащита» Владимир Сливяк, комментируя засекреченность данных по химии, в интервью корреспонденту Autonews.ru посетовал на закрытость государственных структур.
«Мы знаем, что используются искусственно произведенные химические реагенты - не природный материал, не песок, который где-то собрали ведром и высыпали на улицу, а специально изготовленные химические вещества. Собственно говоря, мы мало что знаем об этом и в том числе потому, что государственные органы не ставят нас в известность и вообще не предоставляют информацию об этих реагентах», - рассказал эксперт.
По расчетам экспертов, нормативное использование реагента на улицах Москвы способно растопить 12% снега и льда, - остальное нужно убирать механически: снегоуборочными машинами, дворниками. Но сделать это невозможно. Дороги города не рассчитаны на миллионы автомобилей – как передвигающихся, так и, что не менее важно, просто стоящих на них. В результате убирать снег по всем регламентам просто нереально, из-за чего дорожники вынуждены сыпать и лить большее количество химии на дороги, чем могли бы.
А в этом случае, какой бы безвредной эта химия не была, количество перерастет в качество. По словам Дмитрия Хомякова, противоледные материалы во всем мире состоят из одних и тех же хлоридов калия, магния или натрия. А до тех пор пока, объем их использования не будет снижен до 140-150 тысяч тонн, изменений к лучшему можно не ждать.
Гранит и мрамор в пыль
По мнению Владимир Сливяка, самым простым недорогим и эффективным выходом для города будет полный отказ от реагентов на химической основе.
«Есть примеры скандинавских стран, где не используются химические реагенты, где используется песок, мраморная крошка и этого достаточно», -считает эксперт «Экозащиты».
Однако использование песчано-соляной смеси уже доводило Москву до проблем. А мраморная пыль, по мнению профессора Дмитрия Хомякова, ничем не лучше, а даже хуже песка.
В Международном социально-экологическом союзе считают, что каменная пыль в любом случае лучше химического раствора, который пропитывает не только снег, обувь и автомобили, но и все вокруг.
«Самое правильное противогололедное средство - гранитная крошка, без всяких добавок. Все остальное смывается в нашу родную Москву-реку или разбрасывается вдоль дорог, на газоны, детские площадки - и что там будет? Хорошего - ничего. Все эти химикаты предлагаются, исходя из того, кто и что может достать! И все бессолевые решения с моей точки зрения, намного эффективнее и безопаснее, чем солевые», - уверен эксперт Международного экологического союза Святослав Забелин.
А дышать можно и в стороне
Практика зарубежных стран показывает, что в борьбе с гололедом вполне успешно можно применять и химию, и каменную крошку, и цепи противоскольжения.
Тем не менее, Москве такие рецепты не подойдут. Поэтому выбор прост: вред наносится экологической среде или одежде с обувью. Такой же выбор, что и с парковками: за деньги или вообще никак. И такой максимализм - отличительная черта всех мегаполисов.
Алексей Матвеев