С 5 ноября в России начинают действовать поправки к закону «О безопасности дорожного движения». Документ предусматривает передачу часть полномочий ГИБДД по приему экзаменов автошколам. Таким образом, выдача прав, по сути, отходит в частные руки, что вызвало ожесточенную дискуссию в Рунете.
Интернет-пользователи забеспокоились после того, как в СМИ появилась информация о том, что поправки к закону «О безопасности дорожного движения», вступающие в силу с 5 ноября, избавят учеников автошкол, успешно сдавших внутренний тест от двух экзаменов в ГИБДД: теории и «площадки». Правда, к таким автошколам должны будут предъявляться повышенные требования.
Autonews.ru попытался разобраться в ситуации и выяснил, что документ существует в нескольких вариантах, которые противоречат друг другу. Один вариант подразумевает зачет по экзаменам по результатам тестов в автошколе, другой предписывает обязательное присутствие на внутренних экзаменах сотрудников ГИБДД.
По словам координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, подобных казусов законодательной практики ему видеть еще не приходилось. «На самом деле я в первый раз с таким сталкиваюсь. Сейчас есть три версии одного и того же документа. На одном официальном сайте опубликован один документ, на другом - другой, на третьем - третий. Причем они друг другу противоречат. Видно, что там правки вносили. Поэтому не совсем понятно, какому документу верить. Если действительно площадки автошкол будут использоваться как выездные полигоны для проведения выездного тестирования учеников, то это, конечно не является чем-то плохим. Это, конечно, удобно, потому что не надо ученикам автошколы всей толпой ехать куда-то и стоять там в очередях. С другой стороны в двух версиях этого такого нет, что инспектор принимает экзамен на площадке автошколы. Поэтому нужно получить последнюю версию документа, понять ее правовой статус и после этого делать какие-то выводы».
В «Гильдии автошкол» корреспонденту Autonews.ru пояснили, что причиной для спекуляций на этой теме мог стать так называемый «испорченный телефон». «Кто-то неправильно был проинформирован и подумал, что этот документ дает какие-то преференции автошколам имеющим автодром. У нас такой информации нет - просто неправильно прочитали проект постановления», - прокомментировал ситуацию председатель «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев.
Лобарев также сообщил, что документ, который он видел, предусматривает сдачу экзаменов в два этапа. На каждом из которых, в том числе при сдаче экзаменов на территории учебных центровЮ обязан присутствовать сотрудник ГИБДД.
«Есть предложение в одном из проектов, что будет поэтапная сдача экзаменов. Первый этап - это правила дорожного движения сдача, и на определение навыков вождения площадке или автоматизированном автодроме. И второй этап это будет уже сдача экзаменов по городу - практика вождения. Информация о том, что часть функций передадут автошколам, имеющим автоматизированные автодромы, которых 25-30 штук в России, не соответствует действительности. На самом деле, этот проект предусматривает, что при наличии такого автодрома будет приезжать в организацию представитель ГИБДД, в стенах автошколы, в их пенатах будут принимать экзамены. Он предусматривает участие представителей ГИБДД. В существующих нормативных документах только они могут принять экзамен», - сообщил Сергей Лобарев.
Если в поправках к закону «О безопасности дорожного движения» действительно прописано обязательное присутствие на экзаменах сотрудника ГИБДД, то беспокоиться о массовых продажах водительских удостоверений за деньги нет причин, уверен Петр Шкуматов.
«Уровень коррупции, он вряд ли будет выше, чем при сдаче в ГАИ, просто по той причине, что полигоны эти оборудованы автоматическими средствам контроля, а во-вторых, там введена видеофиксация, и процесс сдачи можно при необходимости проверить», - считает координатор «Синих ведерок».
Адвокат Леонид Ольшанский никаких проблем в передаче части полномочий Госавтоинспекции автошколам также не видит. «Если будет сотрудник ГАИ, значит, будет какой-никакой контроль. Кроме того, главный принцип нашего законодательства - «презумпция невиновности» - он исходит из чего? Из того, что и преподаватель автошколы, и сотрудник Госавтоинспекции, который принимает экзамены – люди порядочные и добросовестные», -напомнил корреспонденту Autonews.ru правозащитник.
Еще больше неясностей в новом документе касается обучения водителей мотоциклов и скутеров. Введены новые категории М и А1, которые будут разрешать управление мопедами с объемом двигателя не более 49 куб. см и мотоциклами с двигателем объемом не более 125 куб. см соответственно. Однако учебных программ для каждой из этих категорий пока еще никто и в глаза не видел.
«Где эти школы, в которых все это будут давать, где эти программы? Ничего же нет. Все как было, так и осталось»,- недоумевает Александр Рябикин - шеф-инструктор мотошколы PRTmoto, мастер спорта международного класса по шоссейно-кольцевым мотогонкам.
Но даже если программы обучения для новых категорий будут подготовлены к весне - этого будет недостаточно. По новому регламенту приема экзаменов, начинающие мотоциклисты должны продемонстрировать свое умение управлять двухколесной техникой не только на площадке, но и в городе. Как это будет реализовано на практике, в мотошколах не понимают.
«Что сейчас они будут требовать для сдачи экзамена? Либо те же самые 5 упражнений, либо еще будут требовать городскую езду, а что они под этим будут подразумевать, пока непонятно. Да что говорить, если в правилах даже не прописано: можно или нельзя ездить между рядами», - комментирует сложившуюся ситуацию Александр Рябикин.
Непонятной выглядит и сама процедура экзамена в городских условиях. Подготовить начинающего мотоциклиста к выезду в город, на площадке невозможно уверены инструкторы мотошкол. Но и выпускать на улицы мегаполиса просто так нельзя. Необходима специальная подготовка и не только для курсантов школ.
«Во всех цивилизованных странах это присутствует, в каком виде это будет присутствовать у нас - никто не знает. У них впереди едет обучаемый, сдающий, мотоцикл обозначен как учебный, а сзади в автомобиле едет инструктор и у них есть связь по гарнитуре, инструктор говорит - какие ошибки допускает ученик, либо, когда сдает экзамен, инспектор говорит: «Вы там то-то не сделали или то-то сделайте». У нас такого нет», - указывает эксперт.
Александр Рябикин уверен, что для экзаменов в городе необходимы специально проложенные по улицам города и утвержденные в ГИБДД маршруты, и, конечно, дополнительные затраты со стороны автошкол. В первую очередь - на технику для обучения.
«Раньше у нас были мотоциклы, которые не выезжают на экзамены в ГИБДД, не зарегистрированные. Эти мотоциклы находились на территории мотошкол, там они и крутились до своей «кончины». Другие мотоциклы, которые предоставлялись для экзамена, они были зарегистрированы, застрахованы. Теперь нам еще мотоциклы будут нужны для городской езды, которые также придется и регистрировать и страховать», - отметил Рябикин.
По логике вещей, это обернется подорожанием услуг мотошкол. На повышение стоимости обучения повлияет необходимость сдачи экзаменов в городских условиях и дифференциация техники по мощности. Фактически, число мотоциклов придется удваивать.
«Сегодня существует курс на сдачу категории «А». В данном случае ГИБДД требует пять упражнений: «змейка», «восьмерка», «разгон-торможение», «габаритный коридор» и «габаритный поворот». Все. Поэтому мы говорим ученикам: «Либо вы ходите, занимаетесь, чтобы категорию сдать, - катаете эти 5 упражнений и учите правила. Либо мы даем вам начальный дорожный курс, который в себя включает более 30 упражнений по управлению мотоциклом», - рассказывает о минимуме упражнений для безаварийной городской езды на мотоцикле Александр Рябикин.
Не исключено, что один из подобных курсов ляжет в основу необходимого минимума для сдачи экзаменов на управление мотоциклом. А, следовательно, и цена обучения в мотошколах вырастет до прайса на данный курс. Сегодня он стоит более 20 тысяч рублей. А что вы хотели за чувство свободы?
Алексей Матвеев
Интернет-пользователи забеспокоились после того, как в СМИ появилась информация о том, что поправки к закону «О безопасности дорожного движения», вступающие в силу с 5 ноября, избавят учеников автошкол, успешно сдавших внутренний тест от двух экзаменов в ГИБДД: теории и «площадки». Правда, к таким автошколам должны будут предъявляться повышенные требования.
Autonews.ru попытался разобраться в ситуации и выяснил, что документ существует в нескольких вариантах, которые противоречат друг другу. Один вариант подразумевает зачет по экзаменам по результатам тестов в автошколе, другой предписывает обязательное присутствие на внутренних экзаменах сотрудников ГИБДД.
По словам координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, подобных казусов законодательной практики ему видеть еще не приходилось. «На самом деле я в первый раз с таким сталкиваюсь. Сейчас есть три версии одного и того же документа. На одном официальном сайте опубликован один документ, на другом - другой, на третьем - третий. Причем они друг другу противоречат. Видно, что там правки вносили. Поэтому не совсем понятно, какому документу верить. Если действительно площадки автошкол будут использоваться как выездные полигоны для проведения выездного тестирования учеников, то это, конечно не является чем-то плохим. Это, конечно, удобно, потому что не надо ученикам автошколы всей толпой ехать куда-то и стоять там в очередях. С другой стороны в двух версиях этого такого нет, что инспектор принимает экзамен на площадке автошколы. Поэтому нужно получить последнюю версию документа, понять ее правовой статус и после этого делать какие-то выводы».
В «Гильдии автошкол» корреспонденту Autonews.ru пояснили, что причиной для спекуляций на этой теме мог стать так называемый «испорченный телефон». «Кто-то неправильно был проинформирован и подумал, что этот документ дает какие-то преференции автошколам имеющим автодром. У нас такой информации нет - просто неправильно прочитали проект постановления», - прокомментировал ситуацию председатель «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев.
Лобарев также сообщил, что документ, который он видел, предусматривает сдачу экзаменов в два этапа. На каждом из которых, в том числе при сдаче экзаменов на территории учебных центровЮ обязан присутствовать сотрудник ГИБДД.
«Есть предложение в одном из проектов, что будет поэтапная сдача экзаменов. Первый этап - это правила дорожного движения сдача, и на определение навыков вождения площадке или автоматизированном автодроме. И второй этап это будет уже сдача экзаменов по городу - практика вождения. Информация о том, что часть функций передадут автошколам, имеющим автоматизированные автодромы, которых 25-30 штук в России, не соответствует действительности. На самом деле, этот проект предусматривает, что при наличии такого автодрома будет приезжать в организацию представитель ГИБДД, в стенах автошколы, в их пенатах будут принимать экзамены. Он предусматривает участие представителей ГИБДД. В существующих нормативных документах только они могут принять экзамен», - сообщил Сергей Лобарев.
Если в поправках к закону «О безопасности дорожного движения» действительно прописано обязательное присутствие на экзаменах сотрудника ГИБДД, то беспокоиться о массовых продажах водительских удостоверений за деньги нет причин, уверен Петр Шкуматов.
«Уровень коррупции, он вряд ли будет выше, чем при сдаче в ГАИ, просто по той причине, что полигоны эти оборудованы автоматическими средствам контроля, а во-вторых, там введена видеофиксация, и процесс сдачи можно при необходимости проверить», - считает координатор «Синих ведерок».
Адвокат Леонид Ольшанский никаких проблем в передаче части полномочий Госавтоинспекции автошколам также не видит. «Если будет сотрудник ГАИ, значит, будет какой-никакой контроль. Кроме того, главный принцип нашего законодательства - «презумпция невиновности» - он исходит из чего? Из того, что и преподаватель автошколы, и сотрудник Госавтоинспекции, который принимает экзамены – люди порядочные и добросовестные», -напомнил корреспонденту Autonews.ru правозащитник.
Еще больше неясностей в новом документе касается обучения водителей мотоциклов и скутеров. Введены новые категории М и А1, которые будут разрешать управление мопедами с объемом двигателя не более 49 куб. см и мотоциклами с двигателем объемом не более 125 куб. см соответственно. Однако учебных программ для каждой из этих категорий пока еще никто и в глаза не видел.
«Где эти школы, в которых все это будут давать, где эти программы? Ничего же нет. Все как было, так и осталось»,- недоумевает Александр Рябикин - шеф-инструктор мотошколы PRTmoto, мастер спорта международного класса по шоссейно-кольцевым мотогонкам.
Но даже если программы обучения для новых категорий будут подготовлены к весне - этого будет недостаточно. По новому регламенту приема экзаменов, начинающие мотоциклисты должны продемонстрировать свое умение управлять двухколесной техникой не только на площадке, но и в городе. Как это будет реализовано на практике, в мотошколах не понимают.
«Что сейчас они будут требовать для сдачи экзамена? Либо те же самые 5 упражнений, либо еще будут требовать городскую езду, а что они под этим будут подразумевать, пока непонятно. Да что говорить, если в правилах даже не прописано: можно или нельзя ездить между рядами», - комментирует сложившуюся ситуацию Александр Рябикин.
Непонятной выглядит и сама процедура экзамена в городских условиях. Подготовить начинающего мотоциклиста к выезду в город, на площадке невозможно уверены инструкторы мотошкол. Но и выпускать на улицы мегаполиса просто так нельзя. Необходима специальная подготовка и не только для курсантов школ.
«Во всех цивилизованных странах это присутствует, в каком виде это будет присутствовать у нас - никто не знает. У них впереди едет обучаемый, сдающий, мотоцикл обозначен как учебный, а сзади в автомобиле едет инструктор и у них есть связь по гарнитуре, инструктор говорит - какие ошибки допускает ученик, либо, когда сдает экзамен, инспектор говорит: «Вы там то-то не сделали или то-то сделайте». У нас такого нет», - указывает эксперт.
Александр Рябикин уверен, что для экзаменов в городе необходимы специально проложенные по улицам города и утвержденные в ГИБДД маршруты, и, конечно, дополнительные затраты со стороны автошкол. В первую очередь - на технику для обучения.
«Раньше у нас были мотоциклы, которые не выезжают на экзамены в ГИБДД, не зарегистрированные. Эти мотоциклы находились на территории мотошкол, там они и крутились до своей «кончины». Другие мотоциклы, которые предоставлялись для экзамена, они были зарегистрированы, застрахованы. Теперь нам еще мотоциклы будут нужны для городской езды, которые также придется и регистрировать и страховать», - отметил Рябикин.
По логике вещей, это обернется подорожанием услуг мотошкол. На повышение стоимости обучения повлияет необходимость сдачи экзаменов в городских условиях и дифференциация техники по мощности. Фактически, число мотоциклов придется удваивать.
«Сегодня существует курс на сдачу категории «А». В данном случае ГИБДД требует пять упражнений: «змейка», «восьмерка», «разгон-торможение», «габаритный коридор» и «габаритный поворот». Все. Поэтому мы говорим ученикам: «Либо вы ходите, занимаетесь, чтобы категорию сдать, - катаете эти 5 упражнений и учите правила. Либо мы даем вам начальный дорожный курс, который в себя включает более 30 упражнений по управлению мотоциклом», - рассказывает о минимуме упражнений для безаварийной городской езды на мотоцикле Александр Рябикин.
Не исключено, что один из подобных курсов ляжет в основу необходимого минимума для сдачи экзаменов на управление мотоциклом. А, следовательно, и цена обучения в мотошколах вырастет до прайса на данный курс. Сегодня он стоит более 20 тысяч рублей. А что вы хотели за чувство свободы?
Алексей Матвеев