Как получить деньги за аварию на гололеде
Плохие дороги становятся причиной едва ли не каждого третьего ДТП в России. Только за первые 8 месяцев этого года из-за ям, колдобин и открытых колодцев на больших и малых трассах погибли 4115 человек, а пострадали 39 967! Последнее громкое ДТП с «коммунальной» окраской произошло в Москве, где из-за образовавшегося в результате поливки асфальта водой гололеда столкнулось более 30 автомобилей. Autonews.ru выяснил насколько реально добиться с дорожных и коммунальных служб компенсацию за разбитый автомобиль.
«Ледовое побоище» на Ярославском шоссе вызвало бурный общественный резонанс, и комиссия Мосгордумы по городскому хозяйству уже готовит запрос о наличии нарушений в действиях дорожных служб. Если их обнаружат, все пострадавшие получат компенсацию.
В случаях же, когда по вине коммунальных служб или дорожников пострадал один автомобиль доказать вину организации, ответственной за состояние дорожного покрытия на данном участке значительно сложнее. Эксперты, сходятся во мнении: мелочей при оформлении ДТП такого рода быть не может.
«Ямы не зарыли, прокладывали кабель или делали асфальт — старый содрали, новый не положили, не огородили, не осветили. В таком случае необходимо требовать, чтобы ГИБДД вынесло вердикт о том, что не водитель не справился с управлением, а что источником или причиной ДТП стала яма или что-то иное. В случае с ямой, нужно прежде всего вызвать инспектора ДПС, чтобы он написал: водитель колесом попал в яму или попал в яму и автомобиль отбросило. Что на дороге, на его полосе — 20 сантиметров слева, 40 справа яма такого-то размера. Или забор. Или бетонный блок в который он въехал. Видно его или не видно. Первичный документ — протокол. И обязательно нужно указать время — во сколько протокол составляется. 2 часа ночи — это одно, а 2 часа дня -другое. И потом уже, это работа дознавателя, посылать запросы: какое ДРСУ или какой-нибудь «Стройоблмост» отвечает за этот участок дороги», — советует адвокат и правозащитник Леонид Ольшанский.
Если, по мнению водителя, ДТП стало следствием ненадлежащего ухода за дорогой или, как на Ярославском шоссе, напротив, чрезмерной заботы о чистоте, эти обстоятельства также должны быть указаны в протоколе. «Никаких особенных документов не требуется, когда составляется схема ДТП обязательно должны быть описаны дорожные условия. Если это гололед, то необходимо это указать, если яма обязательно про нее написать и указать местоположение и размеры, лучше всего сфотографировать рядом с линейкой или другим предметом, который бы давал наглядное представление о выбоине», — уверен председатель Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров.
Но даже в случае, если ГИБДД вынесет вердикт о виновности организации, эксплуатирующей данный участок дороги, обольщаться не стоит. Взыскивать ущерб придется в судебном порядке. «Если автомобиль застрахован, то этим занимается страховая компания. Если нет, то необходимо привлекать независимых экспертов, которые помимо расчета на ремонт или восстановление автомобиля могут подсчитать сумму «за утерю товарного вида». Все эти расходы, потом будут взысканы с виновника ДТП. Кроме того, можно потребовать компенсацию за «моральный ущерб», но он обязательно должен быть непосредственно связан с ДТП. Разнервничались вы и покупали лекарства, либо еще что-то. К делу необходимо приложить все: чеки, справки, договора на оказание юридических услуг, квитанции за оплату мобильного телефона и прочее», — добавляет Дозоров.
Сумма компенсации за моральный ущерб может быть как символической, так и достаточно большой. Но рассчитывать на солидную выплату можно лишь в случае, если в аварии были пострадавшие. «Моральный вред — это всегда, как правило, стресс, нравственные страдания. Но, если только машину побил, судья моральный вред выпишет 50 тысяч, а если сломал ногу, судья даст 500 тысяч. Моральный вред в судебной практике привязан к травмам, как правило», — рассказывает Леонид Ольшанский.
Кроме «морального» ущерба, с виновника аварии можно требовать компенсацию по еще нескольким пунктам. Особенно актуально это для владельцев новых застрахованных иномарок, которые даже в полностью восстановленном виде серьезно теряют в рыночной цене. «Получив минимальные деньги на восстановление в страховой компании, человек должен обратиться в суд и написать, что он не получил компенсацию за «утрату товарного вида», разницу между выплаченными страховщиками суммами и реальными деньгами ушедшими на ремонт», — рассказывает о этапах судебного разбирательства Леонид Ольшанский.
В России, самую большую сумму в 368 638 рублей 39 копеек за ущерб в «ямочном» ДТП удалось взыскать автомобилисту Илье Иванову с краснодарского департамента дорожно-мостового хозяйства. Дело длилось больше двух месяцев и, если бы не помощь адвокатов свой новенький BMW Илья вряд ли бы восстановил.
Практика взыскания ущебра из-за ям и других проблем на проезжей части в России уже существует. Но с «гололедом» по вине эксплуатирующих дорогу служб суды пока не сталкивались. По мнению Леонида Ольшанского шансы выиграть такое дело у отдельных водителей минимальны. «По поводу полива. Полив шел плановый, и, наверное, он шел при температуре несколько градусов тепла. Поэтому касательно полива — никто не виноват. А то, что потом эта вода превратилась в лед при температуре ноль или минус один градус — это виновата погода. И водителю скажут, что он при определенных погодных условиях обязан снижать скорость, включать освещение, проявлять больше внимания. Я думаю, тут виновным будет по самым объективным критериям тот самый водитель, который первым попал в ДТП», — уверен эксперт.
В вине дорожно-эксплуатирующих служб сомневается и руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин: «Со стороны эксплуатационных служб есть два режима эксплуатации. Первый — очистка снега и уборка сугробов зимой, втрой: полив и мытье улиц в теплое время года. И этот режим эксплуатации дороги должен выполняться как воинский устав. Но, к сожалению, в этом мы не большие мастера. Тем не менее, в то, что виной всему коммунальные службы, которые полили дорогу, я слабо верю. А в то, что эта вода могла пролиться из кого-нибудь близлежащего объекта, такое у нас сплошь и рядом, верю легко».
По мнению Михаила Блинкина, подобные ЧП в стране будут продолжаться до тех пор, пока виновные в них люди не станут нести полноценную ответственность. «Когда на проезжей части разлилась вода или масло — это не просто халатность. Это не что иное как создание угрозы жизни и здоровья неопределенному кругу лиц — такие вещи должны наказываться очень серьезно. А как это наказывается сейчас? Да никак», — резюмировал Блинкин.
Алексей Матвеев
«Ледовое побоище» на Ярославском шоссе вызвало бурный общественный резонанс, и комиссия Мосгордумы по городскому хозяйству уже готовит запрос о наличии нарушений в действиях дорожных служб. Если их обнаружат, все пострадавшие получат компенсацию.
В случаях же, когда по вине коммунальных служб или дорожников пострадал один автомобиль доказать вину организации, ответственной за состояние дорожного покрытия на данном участке значительно сложнее. Эксперты, сходятся во мнении: мелочей при оформлении ДТП такого рода быть не может.
«Ямы не зарыли, прокладывали кабель или делали асфальт — старый содрали, новый не положили, не огородили, не осветили. В таком случае необходимо требовать, чтобы ГИБДД вынесло вердикт о том, что не водитель не справился с управлением, а что источником или причиной ДТП стала яма или что-то иное. В случае с ямой, нужно прежде всего вызвать инспектора ДПС, чтобы он написал: водитель колесом попал в яму или попал в яму и автомобиль отбросило. Что на дороге, на его полосе — 20 сантиметров слева, 40 справа яма такого-то размера. Или забор. Или бетонный блок в который он въехал. Видно его или не видно. Первичный документ — протокол. И обязательно нужно указать время — во сколько протокол составляется. 2 часа ночи — это одно, а 2 часа дня -другое. И потом уже, это работа дознавателя, посылать запросы: какое ДРСУ или какой-нибудь «Стройоблмост» отвечает за этот участок дороги», — советует адвокат и правозащитник Леонид Ольшанский.
Если, по мнению водителя, ДТП стало следствием ненадлежащего ухода за дорогой или, как на Ярославском шоссе, напротив, чрезмерной заботы о чистоте, эти обстоятельства также должны быть указаны в протоколе. «Никаких особенных документов не требуется, когда составляется схема ДТП обязательно должны быть описаны дорожные условия. Если это гололед, то необходимо это указать, если яма обязательно про нее написать и указать местоположение и размеры, лучше всего сфотографировать рядом с линейкой или другим предметом, который бы давал наглядное представление о выбоине», — уверен председатель Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров.
Но даже в случае, если ГИБДД вынесет вердикт о виновности организации, эксплуатирующей данный участок дороги, обольщаться не стоит. Взыскивать ущерб придется в судебном порядке. «Если автомобиль застрахован, то этим занимается страховая компания. Если нет, то необходимо привлекать независимых экспертов, которые помимо расчета на ремонт или восстановление автомобиля могут подсчитать сумму «за утерю товарного вида». Все эти расходы, потом будут взысканы с виновника ДТП. Кроме того, можно потребовать компенсацию за «моральный ущерб», но он обязательно должен быть непосредственно связан с ДТП. Разнервничались вы и покупали лекарства, либо еще что-то. К делу необходимо приложить все: чеки, справки, договора на оказание юридических услуг, квитанции за оплату мобильного телефона и прочее», — добавляет Дозоров.
Сумма компенсации за моральный ущерб может быть как символической, так и достаточно большой. Но рассчитывать на солидную выплату можно лишь в случае, если в аварии были пострадавшие. «Моральный вред — это всегда, как правило, стресс, нравственные страдания. Но, если только машину побил, судья моральный вред выпишет 50 тысяч, а если сломал ногу, судья даст 500 тысяч. Моральный вред в судебной практике привязан к травмам, как правило», — рассказывает Леонид Ольшанский.
Кроме «морального» ущерба, с виновника аварии можно требовать компенсацию по еще нескольким пунктам. Особенно актуально это для владельцев новых застрахованных иномарок, которые даже в полностью восстановленном виде серьезно теряют в рыночной цене. «Получив минимальные деньги на восстановление в страховой компании, человек должен обратиться в суд и написать, что он не получил компенсацию за «утрату товарного вида», разницу между выплаченными страховщиками суммами и реальными деньгами ушедшими на ремонт», — рассказывает о этапах судебного разбирательства Леонид Ольшанский.
В России, самую большую сумму в 368 638 рублей 39 копеек за ущерб в «ямочном» ДТП удалось взыскать автомобилисту Илье Иванову с краснодарского департамента дорожно-мостового хозяйства. Дело длилось больше двух месяцев и, если бы не помощь адвокатов свой новенький BMW Илья вряд ли бы восстановил.
Практика взыскания ущебра из-за ям и других проблем на проезжей части в России уже существует. Но с «гололедом» по вине эксплуатирующих дорогу служб суды пока не сталкивались. По мнению Леонида Ольшанского шансы выиграть такое дело у отдельных водителей минимальны. «По поводу полива. Полив шел плановый, и, наверное, он шел при температуре несколько градусов тепла. Поэтому касательно полива — никто не виноват. А то, что потом эта вода превратилась в лед при температуре ноль или минус один градус — это виновата погода. И водителю скажут, что он при определенных погодных условиях обязан снижать скорость, включать освещение, проявлять больше внимания. Я думаю, тут виновным будет по самым объективным критериям тот самый водитель, который первым попал в ДТП», — уверен эксперт.
В вине дорожно-эксплуатирующих служб сомневается и руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин: «Со стороны эксплуатационных служб есть два режима эксплуатации. Первый — очистка снега и уборка сугробов зимой, втрой: полив и мытье улиц в теплое время года. И этот режим эксплуатации дороги должен выполняться как воинский устав. Но, к сожалению, в этом мы не большие мастера. Тем не менее, в то, что виной всему коммунальные службы, которые полили дорогу, я слабо верю. А в то, что эта вода могла пролиться из кого-нибудь близлежащего объекта, такое у нас сплошь и рядом, верю легко».
По мнению Михаила Блинкина, подобные ЧП в стране будут продолжаться до тех пор, пока виновные в них люди не станут нести полноценную ответственность. «Когда на проезжей части разлилась вода или масло — это не просто халатность. Это не что иное как создание угрозы жизни и здоровья неопределенному кругу лиц — такие вещи должны наказываться очень серьезно. А как это наказывается сейчас? Да никак», — резюмировал Блинкин.
Алексей Матвеев