Saab: история открытий
Водительское место, напоминающее кокпит самолета, низкая посадка, необычная внешность, созданная геометрическими фигурами решетки радиатора и передних фар, — Saab по этим признакам знают даже те, кто равнодушен к шведскому бренду. Марка, на счету которой множество открытий и уникальных технических решений, едва не исчезла пару лет назад с мирового автомобильного рынка, однако возобновление производства дает надежды на ее возвращение. AutoNews.ru решил вспомнить, чем славна история Saab.
1945 год. Начало
Марка Saab Automobile появилась на свет в 1947 году как автомобильное подразделение шведской авиационной оборонной компании Saab Group. Во главе компании в свое время стоял летчик-испытатель, разработчик самолетов. Эта родословная и определила оригинальное оформление интерьера автомобилей марки — с кокпитом, отгораживающем водительское место, шкалами приборов, напоминающих самолетные, замком зажигания на центральном тоннеле и тумблерами и кнопками.
Первой серийной моделью под брендом Saab стал Saab 92, который вышел в свет в 1949 году. Марка воспользовалась авиационными наработками: у 92 был очень аэродинамичный дизайн для своего времени, с коэффициентом всего в 0,30 - достойный показатель даже в сегодняшние дни. Кузов был выполнен из цельного листа метала, в котором затем были вырезаны двери и окна. Под капотом разместили поперечно двухцилиндровый двухтактный двигатель объемом 764 кубических сантиметров и мощностью 25 л. с., который позволял машине разгоняться до 105 км/ч. Трансмиссия была трехступенчатой. Все Saab 92 красили в темно-зеленый цвет, что также предположительно было позаимствовано у аэропланов времен войны.
1945 год. Начало
Марка Saab Automobile появилась на свет в 1947 году как автомобильное подразделение шведской авиационной оборонной компании Saab Group. Во главе компании в свое время стоял летчик-испытатель, разработчик самолетов. Эта родословная и определила оригинальное оформление интерьера автомобилей марки — с кокпитом, отгораживающем водительское место, шкалами приборов, напоминающих самолетные, замком зажигания на центральном тоннеле и тумблерами и кнопками.
Первой серийной моделью под брендом Saab стал Saab 92, который вышел в свет в 1949 году. Марка воспользовалась авиационными наработками: у 92 был очень аэродинамичный дизайн для своего времени, с коэффициентом всего в 0,30 - достойный показатель даже в сегодняшние дни. Кузов был выполнен из цельного листа метала, в котором затем были вырезаны двери и окна. Под капотом разместили поперечно двухцилиндровый двухтактный двигатель объемом 764 кубических сантиметров и мощностью 25 л. с., который позволял машине разгоняться до 105 км/ч. Трансмиссия была трехступенчатой. Все Saab 92 красили в темно-зеленый цвет, что также предположительно было позаимствовано у аэропланов времен войны.
Впрочем, в 1953 году, с появлением второго поколения с более широким задним окном и значительно более вместительным багажником, машины стали красить также в серый, серо-голубой, черный и зеленый цвета.
Saab 92 красовался на шведских почтовых марках. Всего было выпущено 20 128 автомобилей этой модели. Американский гигант General Motors, которому долгое время принадлежал шведский бренд, в 2008 году включил Saab 92 в список своих лучших моделей, причем поставил его на первое место, а за ним следовали Pontiac GTO, Chevrolet Corvette, Chevrolet Bel Air и другие.
Спортивные успехи
Без спортивных достижений история автомобильного бренда, претендующего на премиальный класс, считается неполноценной. У Saab с этим все в порядке: в ралли компания попала спустя пару неделю после выхода модели 92 — главный инженер компании Рольф Мелд пришел вторым в своем классе на Ралли Швеции. А в 1952 год Грета Моландер выиграла «Кубок дам» на Ралли Монте-Карло — на 92, тюнингованном до 35 л. с. Статус Saab закрепила победа в гонках «24 часа Ле Мана» в 1959 году — второе место в классе.
Легенда
Главная модель Saab выходила под индексом 900. Эта машина стала символом марки, к тому же примерила на себя множество инноваций, ставших привычными или ушедших в небытие.
Saab 900 вышел в 1978 году — и стал самой успешной моделью в истории марки, было продано более миллиона машин. Первое поколение, которое производилось с 1978 по 1993 годы, называют «классическим», а второе, с 1994 по 1998 годы, - «новым поколением». В разные годы автомобиль называли «Лучшим спорткаром», «Лучшим в классе», «Лучшей покупкой», «Лучшим в ценовой категории», «Лучшим импортируемым автомобилем в Японии», «Лучшим шведским дизайном», «Семейным автомобилем года», «Дизайном года» и т. п.
«Девятисотый» выпускался в двухдверном кузове и в виде седана, а также как трех- и пятидверный хэтчбеки. В 1986 году в линейку вошла версия кабриолет.
В Saab 900 было применено множество оригинальных решений, которые отличали его от машин своего времени. Во-первых, двигатель, расположенный продольно под углом 45 градусов, был установлен «наоборот» - маховиком вперед. Во-вторых, трансмиссия прикреплена напрямую к днищу двигателя. Saab 900, а также Saab 99 стали одними из первых массовых автомобилей, на которых устанавливался двигатель с турбонаддувом. Эта характеристика затем стала фирменной чертой автомобилей Saab. Турбоподхват происходит поздно и резко, но именно за это своеобразие фанаты любят Saab.
Отличительной чертой 900 было вогнутое лобовое стекло, обеспечивающая прекрасный обзор — еще одно наследие авиации. Кнопки по центральной консоли были расположены в зависимости от частоты их использования и важности.
После 1987 года Saab 900 можно было заказать со спортивным пакетом, который подразумевал спортивную подвеску с более жесткими пружинами и амортизаторами, кожаными сиденьями, аудиосистемой премиум-класса и кондиционером.
В 1994 году, уже под патронажем General Motors, выходит «новое поколение» 900, построенное на шасси Opel Vectra. Несмотря на то что это был совершенно другой автомобиль, 900-ый сохранил не только имя, но и свою фамильную внешность. Впрочем, большинство фанатов шведской марки сочли, что новый 900 — это конец технологической уникальности Saab. И появление в кокпите Saab магнитолы от Chevrolet Aveo было еще впереди...
Первооткрыватели
В своей самостоятельной истории Saab действительно стал первооткрывателем многих технологий, которые используются в автомобилестроении, а какие-то изобретения остались его уникальными особенностями.
Например, на Saab 900 стали впервые в мире устанавливать фильтр, очищающий попадающий в салон в воздух.
В 1982 году Saab разработал для турбомоторов систему APC, которая расшифровывается как Automatic Performance Control, то есть «автоматический контроль мощности». Это первая система управления наддувом с обратной связью по детонации.
Также в 1982 году на Saab появился центральный замок для всех дверей. А в 1983 году Saab стал первым в автомобильной индустрии, кто предложил тормоза без асбестовых накладок, стирание которых вызывало появление вредной для людей пыли.
1983 год отмечен появлением первого автомобиля с 16-клапанным турбированным мотором, а именно Saab 900 Turbo 16S Aero.
В 1995 году авторитетный британский журнал Autocar назвал «саабовскую» механическую коробку с автоматическим сцеплением Sensonic «Лучшей технологией года». Эта трансмиссия была предусмотрена только для турбированных моделей и представляла собой механическую коробку передач, но без педали сцепления. В движении водитель мог менять передачи привычным способом — с помощью рычага КП, а компьютер в это время работал сцеплением. Однако технология оказалась слишком дорогой, к тому же такие коробки не пользовались спросом у покупателей, так что от нее пришлось отказаться.
«Лучшей технологией 1994 года» по версии американского издания Automobile Magazine была названа система управления турбодвигателем Trionic в Saab 900 «нового поколения».
Одна из самых интересных новаций Saab — загадочная «черная панель». Ее происхождение также навеяно авиационным происхождением компании. С помощью кнопки можно было отключить практически всю подсветку на приборной панели, чтобы не она не раздражала водителя при езде ночью. Причем в случае, когда нужно было привлечь водительское внимание, подсветка в нужном месте становилась ярче — будь то показания тахометра или уровень топлива. Позже, на моделях Saab 9-3 и Saab 9-5, эта функция получила название «ночная панель». В более поздних версиях на «ночной панели» подсвечивался только спидометр на скорости выше 140 км в час.
В 1991 г., уже в составе концерна General Motors, обновленный Saab 9000 (модель вышла еще в середине 1980-ых гг. на общей платформе с Alfa Romeo 164 и Fiat Chroma в рамках сотрудничества с Fiat, первая попытка Saab проникнуть в люксовый сегмент) получает первый в мире кондиционер без фреоносодержащего хладогена и систему защиты от боковых ударов.
Еще одно нововведение в области безопасности представил Saab 9-5, сменивший Saab 900, - активные подголовники SAHR.
Крах и возрождение
С 1990 года 50% акций компании Saab принадлежит американскому автомобильному концерну General Motors. Как опасались поклонники после выхода «нового поколения» 900, шведские машины теряют в технической самобытности и становятся более унифицированными и менее авантюристическими. Однако стиль остается их особенностью.
Прагматичный подход GM себя быстро оправдывает: в 1995 году Saab 900 «нового поколения» позволил марке достичь прибыли — впервые за семь лет. Однако культ модели, а также репутация автомобиля высокого качества остаются в прошлом. Зато машина получает новый статус — одного из самых безопасных автомобилей в мире, благодаря системе защиты от боковых ударов.
В 1997 году Saab отмечает свой 50-летний юбилей. И чтобы отпраздновать это событие, компания выпускает замену устаревшему Saab 9000 под новым индексом 9-5. Переходит в новую эпоху и Saab 900 — под новым именем 9-3.
Saab 9-5 становится первым автомобилем марки без кузова хэтчбек, вместо него — седан. А на модели 9-3 в 1998 году впервые используется турбодизельный мотор и новая пневмоподвеска.
В 2000 году General Motors полностью выкупает права на Saab. И буквально сразу, в 2001 году на автосалоне во Франкфурте, происходит демонстрация всего лучшего, что может дать Saab поклонникам автомобилей — в лице концепта 9-X. Автомобиль воплощает в себе черты купе, родстера, универсала и даже пикапа. Прототип оснащен полным приводом и полностью алюминиевым 3,0-литровым турбированным V6 мощностью 300 л. с. в паре с шестиступенчатой механической трансмиссией. Saab 9-X не вышел дальше подиума автошоу и компьютерной игры The Getaway, в которой появился как «секретный автомобиль».
Увы, в 2008-2009 годах в связи с мировым экономическим кризисом для всего концерна наступают тяжелые времена, и вскоре автогигант объявляет о намерении продать не приносящее прибыли подразделение. А ведь только-только началось производство новой модели для самого перспективного в последние годы сегмента — компактного люксового кроссовера Saab 9-4X. Машина была представлена на автосалоне в Лос-Анджелесе в 2010 году. В ее основе лежала та же полноприводная платформа, что и в Cadillac SRX. Банкротство Saab, объявленное в 2011 году, прервало выпуск шведских кроссоверов.
С того времени как GM начал намекать на желание избавиться от шведского автопроизводителя, «Саабом» интересовался не один покупатель. В частности, далеко зашли переговоры с двумя компаниями по производству суперкаров — шведской Koenigsegg и нидерландской Spyker, однако сделки не были заключены. GM угрожает полной ликвидацией бренда Saab и в то же время отказывается от китайских инвесторов, не желая передавать китайцам технологии. О намерении частично выкупить акции Saab заявлял российский бизнесмен Владимир Антонов.
В результате в июне 2012 года Saab был выкуплен у GM шведским консорциумом National Electric Vehicle Sweden, созданным компанией из Гонконга и японским холдингом специально для приобретения марки. Исходя из названия, NEVS сразу же заявила о намерении вывести на рынок электрический 9-3. Первоначальное производство планируется передать трем китайским государственным компаниям.
Все лето 2013 года завод в Трольхеттане готовили к возрождению, и вот 18 сентября с конвейера сошел первый Saab с 2011 года. Это знакомая модель 9-3, построенная на общей с Opel Vectra платформе, точнее ее прототип, которому еще предстоит пройти тесты на контроль качества. Уже известно, что технически новый Saab все же отличается от старого, так как сменился ряд поставщиков комплектующих. Возможно, новый владелец уже занимается разработкой электрических и гибридных Saab — хорошо бы под классической оболочкой.
Также новый владелец Saab ранее сообщал о намерении выпускать автомобили на платформе Phoenix, разработанной незадолго до банкротства, только необходимо исключить комплектующие General Motors. Универсальная платформа предполагает возможность выпускать машины разных габаритов.
Saab намерен вернуться и на российский рынок. Компания «Арманд Импорт СНГ», занимающаяся дистрибуцией автомобилей и запчастей Saab в России, планирует начать поставки 9-3, как только будет полностью восстановлено ее серийное производство. Можно не сомневаться, что поклонники этого необычного автомобиля с удовольствием примут Saab обратно. А если новый владелец марки сделает упор на альтернативные источники энергии, которыми сейчас активно занимаются все крупнейшие европейские автопроизводители, то Saab может оказаться на волне. Только пусть не забывают про кроссовер.