branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Чипы в номерах вызвали паранойю

Грядущее «чипование» номеров спровоцировало бурную реакцию, но на деле радиопередатчик окажется бесполезен…
Новость о том, что российские власти намерены расширить контроль над водителями, добавив к привычной оптической идентификации номеров при помощи камер еще и радиочастотную, вызвала параноидальную реакцию среди автомобилистов. На автофорумах обсуждается, чем сподручнее будет «убить» чип – магнитом или электротоком – и не грозит ли нововведение тотальной слежкой: «Обкладывают со всех сторон, гады. Чип в телефоне есть у каждого, чип в госномере... Следующий шаг чип в тело человека», - расстраивается один пользователь; «Вас могут по этой метке на каждом посту останавливать и шмонать», - вторит ему другой; «380 вольт на такой номерок подать на 2-3 секунды все чипы повыжгет», - успокаивает третий.

Не поддавшиеся общей панике автовладельцы задаются вопросом – а зачем вообще нужен чип? Глава кабинета министров Дмитрий Медведев, предложивший идею «чипования», об этом не упомянул. Но уже в понедельник некоторые разъяснения опубликовала «Российская газета». Подобная технология поможет автоматическим комплексам считывать информацию с номеров, если они грязные. Причем, речь идет о расстоянии до 100 метров. Однако, по мнению председателя московского областного Комитета по защите прав автомобилистов Алексея Дозорова, идентификационный чип на идентификационном номере – это масло масляное.

«Вообще не представляю себе, для чего это может использоваться. Совершенно избыточная идея. Автомобильный номер – это ID машины, считав его (а камеры могут делать это в любое время суток), можно в режиме онлайн получить всю информацию об автомобиле, которая есть в базе ГИБДД. С учетом того, что оборудование всех номеров чипами и установка считывающих радиоустройств будет стоить огромные деньги – это мертворожденная затея», - заявил эксперт.

Несмотря на то, что технология RFID (Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация) может варьироваться от простенькой микросхемы, содержащей определенные данные, до весьма сложного устройства, способного принимать по радиоканалу новую информацию и сохранять ее, будущие владельцы таких номеров не окажутся «под колпаком». Точнее, окажутся не в большой степени, чем хозяева обычных «жестянок». Дело в том, что любую дополнительную информацию можно «навесить» и на стандартный номер: хороший пример - разработка системы , которая позволит выявлять в потоке автомобили лишенных прав водителей. Делать это будут обычные камеры и «Парконы», сверяя с банком данных все номера, попавшие в их поле зрения. То есть, на самом деле нет никакой разницы, где именно хранится информация – непосредственно в базах ГИБДД или в микрочипе.

«В RFID можно запихнуть все, что угодно. Например, эротическую картинку – и она будет выводиться на мониторы постов ГИБДД, когда водитель будет проезжать мимо. Но зачем это нужно? – задается вопросом глава «Синих Ведерок» Петр Шкуматов. - Любую, абсолютно любую дополнительную информацию можно присвоить и обычному номеру. Можно точно также следить за перемещениями автомобиля, так как его номер «светится» во всех камерах, мимо которых он проезжает».

Пожалуй, единственное практическое применение радиопередатчиков – борьба с нечитаемыми номерами. Даже отскоблив знак наждачкой, водитель не сможет остаться анонимом на дороге. А «заглохший» чип, вкупе с грязным номером, уж точно привлечет внимание инспекторов ГИБДД. Однако работать это будет только на оставшихся стационарных постах автоинспекции – так как создать полноценную систему «радиоконтроля» вместо нынешней видеофиксации достаточно сложно.

«Это не только потребует колоссальных средств, но и будет очевидным шагом назад. Современные камеры хороши своей «дальнобойностью» и тем, что «ведут» сразу несколько полос. В то время как RFID-приемник можно повесить только над одной полосой, да и «ловит» он на небольшом расстоянии, а «глушится» элементарно. Этих приемников потребуется очень много, чтобы контролировать участок, с которым справляется одна «Стрелка», - отметил Шкуматов.

Впрочем, вполне возможно, что создание именно такой комбинированной «радиооптической» системы контроля и является целью проекта. Напомним, что с 1 сентября в России существенно возрастают штрафы за нарушение ПДД. Так что, у государства есть все основания предполагать, что и количество грязных - или по каким-то еще причинам нечитаемых номеров - осенью возрастет в геометрической прогрессии.