branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Россию оставят без бензина соседи

Топливный рынок в замешательстве: пока Минэнерго экстренно ищет выход из кризиса, эксперты обвиняют в проблемах белорусских партнеров…
Похоже, Россию вновь накроет волна топливного кризиса. Рынок пришел в замешательство после того, как Минэнерго высказало обеспокоенность стремительным ростом цен на внутреннем рынке. С начала июля нефтепродукты в опте подорожали на 20%. Пока министерство ищет пути выхода из непростой ситуации, эксперты сходятся во мнении, что во всем виноваты, прежде всего, белорусские партнеры, которые не произвели ранее оговоренных объемов поставок. «Белнефтехим», ведущий белорусский концерн по переработке нефти, настаивает, что все обязательства перед российской стороной были выполнены полностью и в срок.

«Сложившаяся ситуация – результат совпадения нескольких факторов: рост акцизов на моторное топливо совпал по времени с ростом цен на нефть, в результате которого белорусские переработчики переориентировали экспорт с российского рынка на европейский», - отметил в беседе с корреспондентом Autonews.ru заместитель начальника управления анализа рынка акций ИК «Велес Капитал» Василий Танурков.

По мнению эксперта, в длительной перспективе ситуация останется неблагоприятной едва ли, однако кризис, как и в прежних случаях, отразится как на цене топлива для потребителя, так и на стоимости сопутствующих товаров и услуг. «Выросшие акцизы в любом случае останутся в цене топлива и в дальнейшем. Рост цен на топливо, провоцируя рост транспортных расходов, постепенно отражается в ценах всех товаров. То есть его влияние на потребительские цены будет еще ощущаться в ближайшем будущем. Называть ли сложившуюся ситуацию кризисом – это вопрос терминологии. К сожалению, аналогичные кризисы случаются в России достаточно регулярно», - добавил Танурков.

Содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг считает, что проблема заключается еще и в том, что независимым игрокам, бизнес которых находится на грани рентабельности, становится все труднее конкурировать с сетями вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК).

«Это приведет к дальнейшему росту доли розничного рынка нефтепродуктов последних. Напомню, что отчасти из-за этого за последние 5 лет доля рынка независимых АЗС сократилась с 65%-70% до немногим более 50%», - сообщил аналитик корреспонденту Autonews.ru.

Что касается перспектив рынка, то эксперт убежден, что проблемы носят временный характер. Более того, по его мнению, рост цен в рознице будет не столь же существенным, что и в опте. «На мой взгляд, сложившаяся ситуация временная, и меры борьбы с ней также будут временными. Например, увеличение экспортной пошлины или договоренности с производителями о прекращении экспорта в обмен на возможность повысить цены в рознице», - предположил Бирг.

В пресс-службе «Белнефтехим» российскую проблему прокомментировали сдержанно, указав на выполнение всех обязательств перед импортерами. «В течение января - июля 2013 года на рынок Российской Федерации было предложено к продаже около 3,2 млн тонн автомобильного топлива белорусского производства. Продано российским потребителям 860 тысяч тонн в соответствии с потребностями рынка. Считаем, что белорусская сторона выполняет свои обязательства в рамках баланса по нефти и нефтепродуктам Союзного государства Белоруссии и России», - сообщила пресс-секретарь концерна Марина Костюченко.

Тем не менее, как раз о невыполнении запланированных показателей месяц назад в интервью изданию «Коммерсант» сообщил министр энергетики России Александр Новак. Однако он добавил, что и те объемы, которые поступают от белорусских партнеров, соответствуют спросу на российском рынке. «Учитывая результаты модернизации российских НПЗ, возможно, нам к концу года и не понадобятся те же объемы нефтепродуктов, какие требовались в начале», - предположил министр.

Эксперты спрогнозировали топливный кризис еще около месяца назад. Аналитики утверждали, что по самым пессимистичным прогнозам цены на бензин и дизтопливо до конца года вырастут на 13%. Однако именно в белорусских поставщиках эксперты видели реальное спасение от топливного кризиса. «Дефицит, то есть, ажиотажный спрос на бензин, легко компенсируется поставками топлива из Белоруссии. На самом деле, нет никаких причин ожидать дефицита, особенно если учесть, что недавний скандал с неоплаченными растворителями между Белоруссией и Россией улажен», - сообщили корреспонденту Autonews.ru в ИАЦ «Кортес».