branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Центр Москвы отдадут пешеходам

Столичные власти начали бороться с излишней автомобилизацией города...
Москва – автомобильный город. К такому выводу пришел датский архитектор Ян Гейл, проведя исследование по заказу столичных властей – почему москвичи предпочитают пешим и велопрогулкам поездки на машинах. По мнению архитектора, пешеходы в столице имеют столь низкий приоритет перед автотранспортом, потому что не рискуют передвигаться дальше, чем до ближайшей станции метро. Чтобы исправить ситуацию, Гейл предлагает реорганизовать центр города: расширить тротуары, расчистить набережные от хаотично припаркованных машин и построить дополнительные пешеходные мосты через Москву-реку. Мэрия с выводами архитектора согласна, и чиновники уже приступили к их реализации.

«Ваши улицы не для прогулок, поэтому на них мало людей», - цитирует «Коммерсант» Яна Гейла. По его подсчетам, в Москве 93% набережных предназначены для движения автомобилей, в то время как в Нью-Йорке и Париже эта цифра составляет 50%, а в Лондоне практически все набережные являются исключительно пешеходными (76%). Кроме того, исследователи подсчитали, что по Тверской улице в день проходит только 25-30 тысяч пешеходов – вдвое меньше, чем по Бродвею в Нью-Йорке, и в четыре раза меньше, чем по лондонской Оксфорд-стрит. Помимо нагромождения автомобилей, мешающих проходу людей, архитектор также отметил избыток раздражающей рекламы, мешающей разглядеть город.

Исследование рекомендует московским властям сделать центр города дружелюбным для пешеходов: расширить тротуары, озеленить их и оборудовать как можно больше пешеходных маршрутов и велодорожек (по мнению Гейла, велодорожки должны простираться в радиусе 15 километров от Красной площади). Врио столичного мэра Сергей Собянин исследование одобрил: «Работа нужная, прошу коллег относиться к ней серьезно и работу эту сделать системной».

Заместитель руководителя экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков выводы исследования разделяет, хотя и не соглашается с намеченными путями решения городских проблем: «В общем, этот доклад соответствует нашим представлениям о том, что необходимо сделать с центром города. Необходимо стимулировать развитие центра как места для отдыха и прогулок, одновременно успокаивая деловую активность. Ни в одном мегаполисе мира центр города не несет такой колоссальной бизнес-нагрузки, как у нас», - заявил он корреспонденту Autonews.ru.

«Я не согласен со второй частью доклада, где Гейл рекомендует строить новые мосты. Не нужно. Связанность дорог в пределах Садового кольца отличная – более 20% территории приходится на улично-дорожную сеть (УДС). Перепробеги транспорта минимальны. Мостов тоже более чем достаточно. Ведь что мешает сейчас взять и перенести офисы куда-нибудь в район от Третьего транспортного кольца до МКАД? Отвратительная связанность УДС в этих районах (менее 6%, перепробег до 10 километров). Именно там нужно сосредоточить дорожное строительство, а не в центре. Это поможет решить проблемы центра, прежде всего», - подчеркнул эксперт.

По словам Мухортикова, работа над реорганизацией центра города уже идет – первой на очереди станет Пятницкая улица: «Мы подготовили проект реорганизации движения на Пятницкой улице, который включает в себя расширение тротуаров, отказ от хаотичной парковки, организацию велодорожек. Движение на улице станет двухполосным. То есть не ущемляя права автомобилистов, мы собираемся успокоить движение транспорта. Этот проект уже одобрен мэрией. На подходе проекты по реорганизации движения на улицах Маросейка и Покровка. Принципы будут точно такими же».

Отметим, что городские власти и раньше задумывались над тем, чтобы ограничить или просто закрыть центр для движения автомобилей. Так, например, глава департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский ранее заявлял, что к 2015 году в Москве заработает пилотный проект ограниченного въезда. Попасть в пределы Садового кольца можно будет или на общественном транспорте, или на такси (местные жители должны будут получить специальный пропуск для своих машин). Похоже, что проект Яна Гейла стал более щадящей альтернативой этим планам.

Тем более что Москва физически не готова отказаться или даже резко сократить количество личного транспорта. Как заявил и.о. заммэра Москвы Марат Хуснуллин, общественный транспорт сегодня используется на пределе возможностей: «У нас сегодня в час пик на общественном транспорте передвигается 77% населения. Ни в одном мегаполисе мира такого показателя нет. И мы сегодня, развивая дальше метро, развивая железную дорогу, хотим достигнуть показателя 82%, но это предел».

Отметим, что это уже второе исследование Москвы зарубежными специалистами, проведенное за год. В июне свой доклад по реконструкции Ленинского проспекта представили консультант Транспортного агентства Вашингтона Вукан Вучик, заведующий кафедрой логистики французской Высшей школы искусств и ремесел Жан Клод Зив, а также специальный советник министра транспорта Норвегии Тур Хотвайт. По мнению ученых-урбанистов, планируемое расширение Ленинского хорошо бы подошло пригородной зоне с неплотной застройкой, где приоритет отдается личному транспорту, однако в мегаполисе от него будут одни проблемы.