branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

«Машины чиновников – это капля в море»

Идея ограничить стоимость служебных машин – популистская и неэффективная, считают эксперты...
«Машины чиновников – это капля в море»
«Машины чиновников – это капля в море»
Любовь российских бюрократов к дорогим автомобилям может поспорить разве что со страстью оснащать их «мигалками» - тендеры на закупку лимузинов и дорогих внедорожников объявляют концертные залы и военные части, госкорпорации и больницы, суды и вузы. Не отстают от них и власти дотационных республик: неделю назад стало известно, что власти республики Дагестан разместили на сайте госзакупок заказ на четыре внедорожника Toyota Land Cruiser 200 на общую сумму в 13 миллионов рублей. Среди специфических требований – двигатель не менее 4,6 литра, комплектация «люкс», цветной многофункциональный сенсорный дисплей, подогрев руля, охлаждаемый бардачок и совместимость с iPod. Вывезти со склада автомобили будущие владельцы готовы самостоятельно.

Каждый такой заказ, попадая на страницы СМИ, вызывает бурю негодования, однако ситуацию это не меняет – в настоящее время ничто не ограничивает чиновников при выборе служебных автомобилей (исключением является Санкт-Петербург, где личным приказом губернатора чиновникам запрещено покупать машины дороже миллиона рублей). Даже скандально известная ОАО «Славянка» в самый пик коррупционного скандала разместила тендер на закупку восьми внедорожников Toyota Highlander в максимальной комплектации за 16,8 миллионов рублей. И ответ руководства холдинга журналистам был весьма лаконичным: «Мы не обязаны отчитываться о своих закупках».

Предложения пересадить российскую бюрократию на что-нибудь подешевле звучали не раз, однако поддержки во властных структурах они не встречали. Так, например, в 2011 г. Министерство экономического развития забраковало законопроект фракции КПРФ, ограничивающий стоимость служебных автомобилей миллионом рублей, назвав подобное предложениенеобоснованным.

«Каждое новое сообщение об автомобиле за 4 млн для Пенсионного фонда Чечни вводит всех в бешенство»
Возможно, что новая законодательная инициатива КПРФ (подготовленная в декабре 2012 года и находящаяся сейчас на рассмотрении Госудмы) «О внесении дополнений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» будет иметь больший успех у парламентариев. Во-первых, разрешенная стоимость служебных автомобилей возросла до 2 миллионов рублей (и свыше – но уже с разрешения правительства). А во-вторых, одобренный Комитетом по бюджету налог на роскошные автомобили сводит на нет главный аргумент защитников дорогих машин - люксовые иномарки служат дольше бюджетных и, в результате, обходятся бюджету дешевле.

Со схожим предложением установить верхнюю ценовую планку для служебных автомобилей выступает известный оппозиционер Алексей Навальный. По его мнению, чиновники вполне могут обойтись машинами за 1,5 миллиона рублей. «Каждое новое сообщение об автомобиле за 7,5 млн. для Центральной базовой таможни, или автомобиле за 4 млн для Пенсионного фонда Чечни вводит всех в бешенство. Подойдите к любому мужику в глухом селе и спроси: ты за то, чтобы чиновникам запретили покупать машины по 6 миллионов. Мужик горячо поддержит идею, а видео его яркой, образной, эмоциональной речи соберет много просмотров на ютюбе», - отмечает Навальный в своем дневнике на блог-сервисе Livejournal.

Для того, чтобы эта идея стала официальным законопроектом, который в обязательном порядке рассмотрит Госдума, она должна набрать 100 тыс. голосов на сайте «Российская общественная инициатива». Но за полтора месяца ее поддержали пока только 44 тысячи человек.

«Автомобили чиновников это вообще капля в море. А как же аренда яхт, вертолетов и самолетов?»
Причины неуспеха подобных предложений координатор «Синих Ведерок» Петр Шкуматов видит в их откровенно популистской направленности: «Какие-либо законы, ограничивающие стоимость автомобилей чиновников, на самом деле популистские, потому что совершенно неэффективные. Их легко обойти – допустим, после нескольких громких скандалов с покупкой люксовых автомобилей управы Москвы просто стали их арендовать. Сайт госзакупок сейчас завален тендерами на аренду машин. Причем аренда обходится от ста тысяч в месяц, соответственно, цена автомобиля отбивается за пару лет – тот же срок, после которого чиновники машины обычно меняют».

«Кроме того, автомобили чиновников это вообще капля в море. А как же аренда яхт, вертолетов и самолетов? Те же самые управы Москвы тратят на свое содержание до 50% выделяемого им бюджета. Необходимо придумать другой, более строгий способ контролировать расходы чиновников. Например, ограничить расходы 25% от их собственного бюджета. Превысил – уголовное дело, судить как за растрату. В противном случае, если чиновникам тупо запретят покупать дорогие автомобили, немедленно будут найдены обходные пути», - подчеркнул эксперт.

Впрочем, возможно, что спустя несколько лет необходимость в подобном контроле исчезнет, так как чиновники пересядут на отечественные автомобили. По словам владельца группы «Базовый элемент» Олега Дерипаски, «группа ГАЗ» в настоящее время разрабатывает массовую машину для рядовых российских чиновников: «У нас есть решения, которые надо доработать. Хотя это не очень дешевое удовольствие, но в конце будет продукт, который будет использоваться не только для единичных решений, но и как массовая машина для бюрократии», - заявил он.

Напомним, что идея пересадить российских чиновников (а также полицейских) на машины российского производства была реанимирована после того, как прошлой осенью было объявлено о разработке лимузина для президента Владимира Путина. В настоящее время работы проводятся по программам «Кортеж» (автомобили для первых лиц) и «Монолит» (президентский лимузин). Не смотря на то, что с момента старта прошло уже более полугода, пока что неизвестно, какая именно компания станет производителем.