Интрига с наказанием за нетрезвое вождение продолжается. Перед автомобилистами развернулась настоящая гонка ужесточений: на рассмотрении правительства и Госдумы находятся сразу несколько законопроектов.
Один из них до недавнего времени считался фаворитом - проект главы думского комитета безопасности Ирины Яровой был внесен в нижнюю палату парламента только в конце декабря 2012 года, но уже успел получить положительный отзыв кабинета министров.
В отличие от других предложений, законопроект не предусматривает ни возвращения допустимой нормы алкоголя в крови, ни градации наказания в зависимости от количества промилле. Зато он повышает верхнюю границу тюремного наказания за «пьяное ДТП» с жертвами до 15 лет – фактически, трактуя это как умышленное убийство.
Кроме того, законопроект существенно повышает штраф за управление автомобилем в нетрезвом состоянии – на первый раз поездка подшофе обойдется в 50 000 рублей, в случае повторного нарушения – 200 тысяч. Проштрафившейся также лишится прав на полтора-два года.
Видимо, именно предложения Яровой имел в виду глава правительства Дмитрий Медведев, когда требовал «не высчитывать промилле», а поскорее принять закон. Однако Верховный суд неожиданно раскритиковал законопроект – по мнению судей, он лишен системного подхода к проблеме и не обеспечивает принцип неотвратимости наказания.
Autonews.ru обратился к экспертам, чтобы узнать – чем обусловлена такая реакция Верховного суда?
«Верховный суд вынужден попросту обороняться от такого закона, - объяснил глава «Синих Ведерок» Петр Шкуматов. - Понятно, что судам, на самом деле, все равно по каким законам судить – хорошим или плохим. Но в данном случае речь идет о том, что каждый год полмиллиона автомобилистов будут становиться уголовниками из-за идиотской формальности - «ноля промилле». Чудовищная нагрузка – а это и следствие, и обжалование, и так далее – уничтожит нашу судебную систему. Это будет финиш. Суды и так перегружены сверх меры».
«Это тренд года – власти Москвы стараются сделать виновными всех столичных автомобилистов, а депутаты, в свою очередь, вообще всех автомобилистов. Но тут мы упираемся в потолок нашей государственной системы – у власти просто нет такого количества ресурсов. Нет десяти миллионов энкавэдэшников, которые бы упрятывали в лагеря всех недовольных», - отметил эксперт.
«С другой стороны, едва ли миллионы водителей, которых по формальному признаку сделают уголовниками, будут этому рады. Это же крах карьеры, невозможность найти нормальную работу и так далее. Может сложиться опасная ситуация. И единственный способ привести все к здравому смыслу – не слушать Медведева», - добавил Шкуматов.
По мнению председателя движения «Гражданские инициативы московских депутатов» Леонида Ольшанского, законопроект Яровой не только вносит сумятицу в существующие юридические нормы, но и провоцирует автомобилистов: «Верховный суд прав. Потому что нужно разделять наказания за умышленное или непредумышленное деяние. Одно дело взять винтовку, прицелиться и убить прохожего, другое – когда охотники случайно друг друга стреляют. Очевидно, смешивать это нельзя».
«Езду в пьяном виде закон предлагает трактовать как уголовно наказуемое деяние. К чему это приведет? К тому, что перестрелок и погонь на улицах станет гораздо больше. Потому что водителям выгоднее будет удирать и, в случае неудачи, получать административную ответственность, чем оставаться на месте – и получать уже уголовную», - подчеркнул он.
Первый заместитель руководителя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков отметил, что спешка при написании законопроекта оставила его сырым и «юридически безграмотным»: «К сожалению, законопроект Яровой был составлен весьма поспешно и многое упускает. Например, не продумано то, что автомобилисту выгоднее скрыться с места ДТП, если есть жертвы. Придя с повинной уже на трезвую голову, он получит 7-9 лет тюрьмы вместо 10-15», - отметил Лысаков.
«Нарушителю по-прежнему будет выгодно отказываться от медосвидетельствования. Упущена и такая ситуация, когда виновник аварии выходит из машины – и демонстративно выпивает банку пива. Более того, законопроект написан настолько юридически безграмотно, что просто даже не хочется комментировать», - признался депутат.
Напомним, что поводом к ужесточению автомобильного законодательства стала резонансная авария, которая произошла 22 сентября 2012 года на Минской улице в Москве. Александр Максимов, в пьяном виде управляя автомобилем, на большой скорости протаранил остановку, где дожидались автобуса дети-инвалиды и их воспитатели. В аварии погибли 7 человек.
С оценкой случившегося выступил, в том числе, и президент России Владимир Путин. По его словам, за подобную безответственность автомобилистов «нужно просто карать». В последовавшем обсуждении ужесточения законодательства депутаты предлагали различные наказания для пьяных водителей – например, клеймение виноватых, специальные номерные знаки для пьяниц, штамп в паспорте, а также пожизненное лишение прав и свободы.
Один из них до недавнего времени считался фаворитом - проект главы думского комитета безопасности Ирины Яровой был внесен в нижнюю палату парламента только в конце декабря 2012 года, но уже успел получить положительный отзыв кабинета министров.
В отличие от других предложений, законопроект не предусматривает ни возвращения допустимой нормы алкоголя в крови, ни градации наказания в зависимости от количества промилле. Зато он повышает верхнюю границу тюремного наказания за «пьяное ДТП» с жертвами до 15 лет – фактически, трактуя это как умышленное убийство.
Кроме того, законопроект существенно повышает штраф за управление автомобилем в нетрезвом состоянии – на первый раз поездка подшофе обойдется в 50 000 рублей, в случае повторного нарушения – 200 тысяч. Проштрафившейся также лишится прав на полтора-два года.
Видимо, именно предложения Яровой имел в виду глава правительства Дмитрий Медведев, когда требовал «не высчитывать промилле», а поскорее принять закон. Однако Верховный суд неожиданно раскритиковал законопроект – по мнению судей, он лишен системного подхода к проблеме и не обеспечивает принцип неотвратимости наказания.
Autonews.ru обратился к экспертам, чтобы узнать – чем обусловлена такая реакция Верховного суда?
«Верховный суд вынужден попросту обороняться от такого закона, - объяснил глава «Синих Ведерок» Петр Шкуматов. - Понятно, что судам, на самом деле, все равно по каким законам судить – хорошим или плохим. Но в данном случае речь идет о том, что каждый год полмиллиона автомобилистов будут становиться уголовниками из-за идиотской формальности - «ноля промилле». Чудовищная нагрузка – а это и следствие, и обжалование, и так далее – уничтожит нашу судебную систему. Это будет финиш. Суды и так перегружены сверх меры».
«Это тренд года – власти Москвы стараются сделать виновными всех столичных автомобилистов, а депутаты, в свою очередь, вообще всех автомобилистов. Но тут мы упираемся в потолок нашей государственной системы – у власти просто нет такого количества ресурсов. Нет десяти миллионов энкавэдэшников, которые бы упрятывали в лагеря всех недовольных», - отметил эксперт.
«С другой стороны, едва ли миллионы водителей, которых по формальному признаку сделают уголовниками, будут этому рады. Это же крах карьеры, невозможность найти нормальную работу и так далее. Может сложиться опасная ситуация. И единственный способ привести все к здравому смыслу – не слушать Медведева», - добавил Шкуматов.
По мнению председателя движения «Гражданские инициативы московских депутатов» Леонида Ольшанского, законопроект Яровой не только вносит сумятицу в существующие юридические нормы, но и провоцирует автомобилистов: «Верховный суд прав. Потому что нужно разделять наказания за умышленное или непредумышленное деяние. Одно дело взять винтовку, прицелиться и убить прохожего, другое – когда охотники случайно друг друга стреляют. Очевидно, смешивать это нельзя».
«Езду в пьяном виде закон предлагает трактовать как уголовно наказуемое деяние. К чему это приведет? К тому, что перестрелок и погонь на улицах станет гораздо больше. Потому что водителям выгоднее будет удирать и, в случае неудачи, получать административную ответственность, чем оставаться на месте – и получать уже уголовную», - подчеркнул он.
Первый заместитель руководителя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков отметил, что спешка при написании законопроекта оставила его сырым и «юридически безграмотным»: «К сожалению, законопроект Яровой был составлен весьма поспешно и многое упускает. Например, не продумано то, что автомобилисту выгоднее скрыться с места ДТП, если есть жертвы. Придя с повинной уже на трезвую голову, он получит 7-9 лет тюрьмы вместо 10-15», - отметил Лысаков.
«Нарушителю по-прежнему будет выгодно отказываться от медосвидетельствования. Упущена и такая ситуация, когда виновник аварии выходит из машины – и демонстративно выпивает банку пива. Более того, законопроект написан настолько юридически безграмотно, что просто даже не хочется комментировать», - признался депутат.
Напомним, что поводом к ужесточению автомобильного законодательства стала резонансная авария, которая произошла 22 сентября 2012 года на Минской улице в Москве. Александр Максимов, в пьяном виде управляя автомобилем, на большой скорости протаранил остановку, где дожидались автобуса дети-инвалиды и их воспитатели. В аварии погибли 7 человек.
С оценкой случившегося выступил, в том числе, и президент России Владимир Путин. По его словам, за подобную безответственность автомобилистов «нужно просто карать». В последовавшем обсуждении ужесточения законодательства депутаты предлагали различные наказания для пьяных водителей – например, клеймение виноватых, специальные номерные знаки для пьяниц, штамп в паспорте, а также пожизненное лишение прав и свободы.