ГИБДД рубит «палку», на которой сидит
Бросить все силы на борьбу с реальными, а не мнимыми нарушителями– с таким призывом выступил начальник ГИБДД России Виктор Нилов. Подписанный им приказ обязывает инспекторов перестать отравлять жизнь водителям остановками для проверки документов, а также требует использовать фото- и видеоаппаратуру для фиксации нарушения скоростного режима. Но самое главное – отныне полицейским запрещается «ориентировать личный состав на количественные показатели выявленных нарушений». Как сообщают радаров старого образца, без фотофиксации нарушения, еще в августе ввел глава МВД России Владимир Колокольцев. А в сентябре министр потребовал прекратить бесцельные остановки автомобилистов. По словам Колокольцева, они негативно сказывались на имидже всех сотрудников.
Вместо этого сотрудникам полиции предлагается теперь приналечь на обеспечение действительной безопасности на дорогах. Например, проводить массовые проверки водителей на трезвость. Очевидно, чтобы избежать обвинений в правовом «браконьерстве», ГИБДД планирует приглашать на подобные мероприятия представителей прессы.
Кроме того, наряды ДПС отныне будут дежурить на наиболее опасных участках трасс . Для этого статистика по авариям подвергнется ежесуточному анализу, а выявленные очаги аварийности будут «тушиться» экипажами – снятыми, видимо, с излюбленных мест «засад».
«Госавтоинспекция должна быть ориентирована на помощь населению и организацию безопасности движения, на предотвращение правонарушений, а никак не на эфемерную статистику, до которой простым автолюбителям нет дела», - заявили «Известиям» в пресс-центре МВД.
Декларировать это, впрочем,легче, чем осуществлять на деле. Очевидно, что озвученные меры идут в разрез с действующей в МВД «палочной системой». Об отмене порочной практики, когда количество выявленных нарушений является показателем эффективности работы подразделения, еще в 2010 году заявлял бывший глава МВД РФ Рашид Нургалиев. Но воз и ныне там.
Помогут ли инициативы Виктора Нилова раскачать всю систему ГИБДД, прикипевшую ржавчиной? С таким вопросом Autonews.ru обратился к президенту Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктору Травину.
«Эти замечания, конечно, мудрые, - заявил эксперт. – В Европе, например, никому и в голову не придет останавливать водителя для проверки документов. Должна быть причина. Но ведь у нас по-прежнему действует палочная система, а значит, инспектор, не привезший оформленные протоколы к концу смены, работает плохо».
«А легче всего насобирать недостающие протоколы, останавливая автомобили и выискивая всякие нарушения. Для этого можно придумать миллион причин. Ах, мне показалось, что у вас стекла тонированы. Или – кажется, номера не читаются. Или – ваша машина похожа на автомобиль, числящийся в угоне. Обязан же инспектор остановить и проверить, ведь так? А заодно тогда давайте проверим и документы, права и страховку. Формально палочная система уже год как отменена Законом о Полиции. За подписью президента, между прочим. И никуда она не делась. Почему же ситуацию должен изменить приказ какого-то там начальника главка?»
Пытаясь разобраться в причинах необыкновенной живучести этого палочного оборотня в погонах, Autonews.ru обратился к координатору «Общества Синих Ведерок» Петру Шкуматову:
«Палочная система возникает везде, где необходимо как-то заставить людей работать. Поэтому она и называется – палочная, палка-погонялка, - объяснил Шкуматов. – В МВД она возникла потому, что выполнение сотрудниками должностных обязанностей на самом деле никому не выгодно. Например, полицейские видят, что кто-то едет по тротуару. За это полагается штраф в 2000 руб. Однако на каждый рубль штрафа придется примерно 6 рублей со стороны государства, выраженных в затратах на бензин, рабочем времени, то есть зарплате. После остановки начинается бумажная волокита. А если водитель упирается, то для гаишников это превращается просто в бумажный ад. Так что любой коллега скажет не в меру ретивому сотруднику: ты чего?»
«Понятно, из-за чего это происходит – чтобы ДПСники не оговаривали водителей и так далее, но сейчас это дошло уже до абсурда. Вот каким примером можно описать сложившуюся ситуацию: вы за свои статьи получаете 20 рублей, а проезд на работу стоит 100. Будете вы так работать? Думаю, только в том случае, если начальство палками будет вас подгонять, а нехватку денег вы компенсируете заказными статьями (в случае ГИБДД – взятками). То есть без коренного реформирования всей системы уйти от палочной системы не получится», - уверен эксперт.
Вместо этого сотрудникам полиции предлагается теперь приналечь на обеспечение действительной безопасности на дорогах. Например, проводить массовые проверки водителей на трезвость. Очевидно, чтобы избежать обвинений в правовом «браконьерстве», ГИБДД планирует приглашать на подобные мероприятия представителей прессы.
Кроме того, наряды ДПС отныне будут дежурить на наиболее опасных участках трасс . Для этого статистика по авариям подвергнется ежесуточному анализу, а выявленные очаги аварийности будут «тушиться» экипажами – снятыми, видимо, с излюбленных мест «засад».
«Госавтоинспекция должна быть ориентирована на помощь населению и организацию безопасности движения, на предотвращение правонарушений, а никак не на эфемерную статистику, до которой простым автолюбителям нет дела», - заявили «Известиям» в пресс-центре МВД.
Декларировать это, впрочем,легче, чем осуществлять на деле. Очевидно, что озвученные меры идут в разрез с действующей в МВД «палочной системой». Об отмене порочной практики, когда количество выявленных нарушений является показателем эффективности работы подразделения, еще в 2010 году заявлял бывший глава МВД РФ Рашид Нургалиев. Но воз и ныне там.
Помогут ли инициативы Виктора Нилова раскачать всю систему ГИБДД, прикипевшую ржавчиной? С таким вопросом Autonews.ru обратился к президенту Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктору Травину.
«Эти замечания, конечно, мудрые, - заявил эксперт. – В Европе, например, никому и в голову не придет останавливать водителя для проверки документов. Должна быть причина. Но ведь у нас по-прежнему действует палочная система, а значит, инспектор, не привезший оформленные протоколы к концу смены, работает плохо».
«А легче всего насобирать недостающие протоколы, останавливая автомобили и выискивая всякие нарушения. Для этого можно придумать миллион причин. Ах, мне показалось, что у вас стекла тонированы. Или – кажется, номера не читаются. Или – ваша машина похожа на автомобиль, числящийся в угоне. Обязан же инспектор остановить и проверить, ведь так? А заодно тогда давайте проверим и документы, права и страховку. Формально палочная система уже год как отменена Законом о Полиции. За подписью президента, между прочим. И никуда она не делась. Почему же ситуацию должен изменить приказ какого-то там начальника главка?»
Пытаясь разобраться в причинах необыкновенной живучести этого палочного оборотня в погонах, Autonews.ru обратился к координатору «Общества Синих Ведерок» Петру Шкуматову:
«Палочная система возникает везде, где необходимо как-то заставить людей работать. Поэтому она и называется – палочная, палка-погонялка, - объяснил Шкуматов. – В МВД она возникла потому, что выполнение сотрудниками должностных обязанностей на самом деле никому не выгодно. Например, полицейские видят, что кто-то едет по тротуару. За это полагается штраф в 2000 руб. Однако на каждый рубль штрафа придется примерно 6 рублей со стороны государства, выраженных в затратах на бензин, рабочем времени, то есть зарплате. После остановки начинается бумажная волокита. А если водитель упирается, то для гаишников это превращается просто в бумажный ад. Так что любой коллега скажет не в меру ретивому сотруднику: ты чего?»
«Понятно, из-за чего это происходит – чтобы ДПСники не оговаривали водителей и так далее, но сейчас это дошло уже до абсурда. Вот каким примером можно описать сложившуюся ситуацию: вы за свои статьи получаете 20 рублей, а проезд на работу стоит 100. Будете вы так работать? Думаю, только в том случае, если начальство палками будет вас подгонять, а нехватку денег вы компенсируете заказными статьями (в случае ГИБДД – взятками). То есть без коренного реформирования всей системы уйти от палочной системы не получится», - уверен эксперт.