Эволюция, а не революция – похоже, что именно такой лозунг принят властями в отношении культуры вождения. И если бороться со стреляющими свадебными кортежами в Москве премьер-министр Дмитрий Медведев призвал путем «воспитания культуры общежития с малолетнего возраста», то и прививать гражданам общую «дорожную грамотность» депутаты также хотят со школы.
Уже в следующем месяце Госдума рассмотрит законопроект «Об образовании», одним из дополнений которого являются обязательные курсы вождения для старшеклассников. Кроме того, член Общественного совета при МВД Сергей Никоненко предложил вернуть практику ограничения начинающих автомобилистов в некоторых аспектах вождения, которая существовала в СССР. Желая выяснить, насколько благотворный эффект окажут на дорожную ситуацию эти инициативы, Autonews.ru обратился к авто-экспертам с двумя вопросами:
- Как вы относитесь к идее ввести курсы вождения в среднеобразовательных школах?
- Помогут ли ограничения для новичков за рулем сделать наши дороги безопаснее?
Вячеслав Лысаков, депутат ГД, глава Всероссийского движения автомобилистов «Свобода выбора»:
1. «Это хорошая практика, существующая в ряде стран. Причем нужно обучать вождению не только автомобилей, но и мото-техники. Например, скутеров, которые крайне популярны у подростков. При этом я выступал и продолжаю выступать против того, чтобы вводить на скутеры права. Так как существует большая прослойка людей, которые пользуются ими на даче, не выезжая на дороги общего пользования. Права, а там и страховка, ТО – все это ляжет на них ненужным бременем. А вот обучать подростков безопасной езде, это другое дело».
2. «Резонная инициатива. Думаю, что нужно ввести ограничение до двух лет стажа. Например, скоростной режим. Потому что огромное количество аварий происходит по вине именно начинающих водителей. Или, например, запретить им передвигаться по ночам – так как езда в темное время суток требует отработанной реакции, навыков вождения. В ряде стран существует запрет и на перевозку пассажиров, так как компания – особенно молодежная – отвлекает от дороги. Для контроля можно обязать водителя наклеивать на машину специальный знак с указанием ограничения скорости. Если же он проигнорирует это требование, в любом случае, в ходе обычной проверки сотрудников ДПС, этот факт станет известен».
Алексей Дозоров, председатель Комитета по защите прав автомобилистов:
1. «Дело хорошее, конечно. Вот только встает вопрос – за чей счет? Это же довольно затратно, требует отдельных учебных часов, оборудованной закрытой территории и так далее. Кто будет это оплачивать? Надо понимать, что в школе это нужно далеко не всем. В СССР существовал ОПК – обучаясь там, подросток мог действительно получить категорию. Сейчас это сложно реализовать. На мой взгляд, лучше обучать школьников основам ПДД, особенно пешеходной их части».
2. «Такое было раньше – вешали знак 70. Однако пришлось отменить, так как проконтролировать исполнение сложно. Ну, остановит инспектор, и что? За рулем начинающий водитель, он нарушает «режим». Что, эвакуировать транспортное средство? Нереально. Вообще нужно отметить, что депутаты у нас любят напринимать законов, контролировать исполнение которых практически невозможно. Это только усугубляет правовой нигилизм».
Владимир Александров, вице-президент Коллегии правовой защиты автовладельцев:
1. «Ничего плохого не вижу. Например, сейчас подобное существует по линии военкомата – подросток может обучаться вождению. Почему бы не сделать то же самое в рамках общеобразовательной школы? Учиться вообще хорошо, особенно в молодом возрасте. Другое дело, что в средней школе эти знания во многом затеряются среди химии и биологии».
2. «Наши чиновники ходят по кругу. Что-то подобное уже было лет 20 назад. Встает вопрос: если эта мера была эффективной тогда, то зачем отменили? А если она не работала, то зачем к ней возвращаться? Непонятно. Вот простой пример: кто и как будет определять стаж водителя? Действительно ли он ездил эти два года или права у него в столе лежали? Мой сосед получил права сразу после войны, за рулем не сидел ни разу, а формально у него 50 лет стажа. Что касается ночного ограничения – то, как быть с теми, кто живет за Полярным кругом? Там ночи длятся по полгода. Что, полгода за руль не садиться? Вместо нелепых ограничений лучше сосредоточиться на приведении в порядок автошкол. Потому что в СССР обучали полгода, а сейчас – пару месяцев. Необходимо отменить самоподготовку. В общем, сделать так, чтобы на дорогах не было новичков как таковых».
Уже в следующем месяце Госдума рассмотрит законопроект «Об образовании», одним из дополнений которого являются обязательные курсы вождения для старшеклассников. Кроме того, член Общественного совета при МВД Сергей Никоненко предложил вернуть практику ограничения начинающих автомобилистов в некоторых аспектах вождения, которая существовала в СССР. Желая выяснить, насколько благотворный эффект окажут на дорожную ситуацию эти инициативы, Autonews.ru обратился к авто-экспертам с двумя вопросами:
- Как вы относитесь к идее ввести курсы вождения в среднеобразовательных школах?
- Помогут ли ограничения для новичков за рулем сделать наши дороги безопаснее?
Вячеслав Лысаков, депутат ГД, глава Всероссийского движения автомобилистов «Свобода выбора»:
1. «Это хорошая практика, существующая в ряде стран. Причем нужно обучать вождению не только автомобилей, но и мото-техники. Например, скутеров, которые крайне популярны у подростков. При этом я выступал и продолжаю выступать против того, чтобы вводить на скутеры права. Так как существует большая прослойка людей, которые пользуются ими на даче, не выезжая на дороги общего пользования. Права, а там и страховка, ТО – все это ляжет на них ненужным бременем. А вот обучать подростков безопасной езде, это другое дело».
2. «Резонная инициатива. Думаю, что нужно ввести ограничение до двух лет стажа. Например, скоростной режим. Потому что огромное количество аварий происходит по вине именно начинающих водителей. Или, например, запретить им передвигаться по ночам – так как езда в темное время суток требует отработанной реакции, навыков вождения. В ряде стран существует запрет и на перевозку пассажиров, так как компания – особенно молодежная – отвлекает от дороги. Для контроля можно обязать водителя наклеивать на машину специальный знак с указанием ограничения скорости. Если же он проигнорирует это требование, в любом случае, в ходе обычной проверки сотрудников ДПС, этот факт станет известен».
Алексей Дозоров, председатель Комитета по защите прав автомобилистов:
1. «Дело хорошее, конечно. Вот только встает вопрос – за чей счет? Это же довольно затратно, требует отдельных учебных часов, оборудованной закрытой территории и так далее. Кто будет это оплачивать? Надо понимать, что в школе это нужно далеко не всем. В СССР существовал ОПК – обучаясь там, подросток мог действительно получить категорию. Сейчас это сложно реализовать. На мой взгляд, лучше обучать школьников основам ПДД, особенно пешеходной их части».
2. «Такое было раньше – вешали знак 70. Однако пришлось отменить, так как проконтролировать исполнение сложно. Ну, остановит инспектор, и что? За рулем начинающий водитель, он нарушает «режим». Что, эвакуировать транспортное средство? Нереально. Вообще нужно отметить, что депутаты у нас любят напринимать законов, контролировать исполнение которых практически невозможно. Это только усугубляет правовой нигилизм».
Владимир Александров, вице-президент Коллегии правовой защиты автовладельцев:
1. «Ничего плохого не вижу. Например, сейчас подобное существует по линии военкомата – подросток может обучаться вождению. Почему бы не сделать то же самое в рамках общеобразовательной школы? Учиться вообще хорошо, особенно в молодом возрасте. Другое дело, что в средней школе эти знания во многом затеряются среди химии и биологии».
2. «Наши чиновники ходят по кругу. Что-то подобное уже было лет 20 назад. Встает вопрос: если эта мера была эффективной тогда, то зачем отменили? А если она не работала, то зачем к ней возвращаться? Непонятно. Вот простой пример: кто и как будет определять стаж водителя? Действительно ли он ездил эти два года или права у него в столе лежали? Мой сосед получил права сразу после войны, за рулем не сидел ни разу, а формально у него 50 лет стажа. Что касается ночного ограничения – то, как быть с теми, кто живет за Полярным кругом? Там ночи длятся по полгода. Что, полгода за руль не садиться? Вместо нелепых ограничений лучше сосредоточиться на приведении в порядок автошкол. Потому что в СССР обучали полгода, а сейчас – пару месяцев. Необходимо отменить самоподготовку. В общем, сделать так, чтобы на дорогах не было новичков как таковых».