«Я сам буду бить физиономии тем, кто видит в гражданском контроле стукачество»
Житель мегаполиса давно привык к наблюдающему глазу камеры – на улице, в общественном транспорте и на трассе, где средства автоматической фиксации не просто отслеживают, но и наказывают провинившегося. Контроль со стороны государства кажется естественным. Но что если не только Большой Брат, но и все остальные начнут следить друг за другом? Именно с такой инициативой выступила красноярская ГИБДД, раздав добровольцам аппаратуру для скрытой съемки нарушителей, сообщает «Российская Газета»
.
«В этом году автомобилисты сбили 554 пешехода, из них 93 – на пешеходных переходах. Но к каждому такому переходу полицейский наряд для контроля не приставишь, поэтому пришлось просить о помощи внештатных сотрудников. Такая акция проводится у нас впервые», - рассказала сотрудник пресс-службы городской ГИБДД Виктория Шабанова.
По ее словам, желающих примерить на себя роль «внештатного сотрудника» оказалось немало – особенно среди бывших служителей закона. Всех их подвергли самой тщательно проверке, прежде чем выдать корочки и спецоборудование – так, чтобы не оказалось, что «внештатник» сам злостный нарушитель.
Впрочем, несмотря на все проверки, ноу-хау красноярских гаишников было встречено крайне неоднозначно: «стук опережает звук», «доносительство», «сексоты» - самые мягкие из эпитетов, которыми интернет-аудитория наградила добровольцев. Ведь не секрет, что часто завидующие европейцам россияне на самом деле отнюдь не спешат перенимать западный уклад, в котором гражданский контроль за соблюдением закона – неотъемлемая часть культурной традиции. В России такие же глубокие корни имеет недоносительство – жаловаться, обращаться в инстанции в обиходе считается «не по-мужски», а то и подло.
Autonews обратился к экспертам, чтобы узнать:
- их отношение к инициативе красноярского ГИБДД
- как, по их мнению, ее воспримут российские водители.
Петр Шкуматов, координатор «Общества Синих Ведерок»:
1. «Идея прекрасная. Только представьте себе: у нас на дорогах ежегодно совершается от 6 до 10 миллиардов правонарушений. И только 50 миллионов ГАИ способно выловить. Такой маленький процент приводит к ощущению безнаказанности, особенно если в кармане лежит какая-нибудь «ксива». Но реализация задумки скверная: становится внештатным сотрудником, получать какое-то специальное оборудование – кто этим будет заниматься? Надо, чтобы любой человек с «айфоном» мог сфотографировать правонарушение, выслать фото в ГАИ – и все».
2. «Это не нужно воспринимать как стукачество. Из-за придурков, из-за хамов, управляющих полуторатонными кусками железа, у нас ежегодно погибает 30 тысяч человек, еще 200 тысяч остаются инвалидами. Вдумайтесь в эти цифры. Честное слово, сам буду бить физиономии тем, кто видит в гражданском контроле стукачество. Отсутствие законных способов наказать быдло приводит разборкам на дорогах. У меня неоднократно бывали случаи, когда приходилось выходить из машины с железной трубой, чтобы доказать хаму, что никто не обязан терпеть его выходки».
Алексей Дозоров, председатель Комитета по защите прав автомобилистов:
1. «Загвоздка в том, что по видеоматериалам о нарушениях, – которые выкладываются в ЖЖ, на ютуб, - по ним невозможно выписать штраф. Только начать административное расследование. Что это означает: ГИБДД вызывает собственника машины, который, во-первых, может не прийти, а, во-вторых, сказать, что за рулем был не он. И все старания рассыпаются прахом».
2. «Думаю, что инициатива в народе приживется. Просто есть нарушения, которые достали всех – например, «обочечники» или криво парующиеся граждане. Другое дело, что открывается простор для многих злоупотреблений и подстав: сфотографировать едущую машину и сказать, что она стояла, и так далее. Кроме того, отсутствие анонимности делает заявителя беззащитным перед сильными мира его – в Москве уже был случай, когда к свидетелю езды по тротуару премиальной иномарки приходили некие люди и спрашивали: тебе что, больше всех надо?»
Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России:
1. «Гаишникам нужно заниматься профилактикой нарушений, а не погоней за наказаниями. Вот придумали бы они что-нибудь в этой области, я бы горячо поддержал. А так, ну, накажут сколько-то тысяч водителей дополнительно, на что это повлияет? Штрафы никак не делают наши дороги безопаснее».
2.«Я воспитан в неприятии доносительства. И эта инициатива вызывает во мне неосознанный протест. Надеюсь, по крайней мере, что водители занимаются этим бесплатно – если еще и за вознаграждение, то совсем плохо».
Виктор Травин, Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев:
1. «Я отношусь к этому как к мероприятию по пусканию пыли в глаза, не более того. Дело в том, что инспектор может очень просто привлечь водителя к ответственности, поймав его на дороге и составив протокол. Но ему очень сложно сделать то же самое по видеозаписи. ГИБДД в большинстве случаев вообще не может найти виноватого – ведь собственник машины заявляет: «За рулем был не я, а кто-то из родственников. Кто именно – ищите сами, я не обязан свидетельствовать против близких». И на этом все расследование заходит в тупик».
2. «Думаю, что водители, принимающие участие в подобной правоохранительной инициативе, очень быстро охладеют к ней, как только увидят, что их информация никем не обрабатывается и реально никто не ищется и никаких штрафов не платит. Инспектора просто не будут этим заниматься: «палок» можно нарубить и на трассе, а делать что-то сверх этого – зачем? Так что это игрушечка для взрослых на ближайший квартал, а потом все заглохнет».
«В этом году автомобилисты сбили 554 пешехода, из них 93 – на пешеходных переходах. Но к каждому такому переходу полицейский наряд для контроля не приставишь, поэтому пришлось просить о помощи внештатных сотрудников. Такая акция проводится у нас впервые», - рассказала сотрудник пресс-службы городской ГИБДД Виктория Шабанова.
По ее словам, желающих примерить на себя роль «внештатного сотрудника» оказалось немало – особенно среди бывших служителей закона. Всех их подвергли самой тщательно проверке, прежде чем выдать корочки и спецоборудование – так, чтобы не оказалось, что «внештатник» сам злостный нарушитель.
Впрочем, несмотря на все проверки, ноу-хау красноярских гаишников было встречено крайне неоднозначно: «стук опережает звук», «доносительство», «сексоты» - самые мягкие из эпитетов, которыми интернет-аудитория наградила добровольцев. Ведь не секрет, что часто завидующие европейцам россияне на самом деле отнюдь не спешат перенимать западный уклад, в котором гражданский контроль за соблюдением закона – неотъемлемая часть культурной традиции. В России такие же глубокие корни имеет недоносительство – жаловаться, обращаться в инстанции в обиходе считается «не по-мужски», а то и подло.
Autonews обратился к экспертам, чтобы узнать:
- их отношение к инициативе красноярского ГИБДД
- как, по их мнению, ее воспримут российские водители.
Петр Шкуматов, координатор «Общества Синих Ведерок»:
1. «Идея прекрасная. Только представьте себе: у нас на дорогах ежегодно совершается от 6 до 10 миллиардов правонарушений. И только 50 миллионов ГАИ способно выловить. Такой маленький процент приводит к ощущению безнаказанности, особенно если в кармане лежит какая-нибудь «ксива». Но реализация задумки скверная: становится внештатным сотрудником, получать какое-то специальное оборудование – кто этим будет заниматься? Надо, чтобы любой человек с «айфоном» мог сфотографировать правонарушение, выслать фото в ГАИ – и все».
2. «Это не нужно воспринимать как стукачество. Из-за придурков, из-за хамов, управляющих полуторатонными кусками железа, у нас ежегодно погибает 30 тысяч человек, еще 200 тысяч остаются инвалидами. Вдумайтесь в эти цифры. Честное слово, сам буду бить физиономии тем, кто видит в гражданском контроле стукачество. Отсутствие законных способов наказать быдло приводит разборкам на дорогах. У меня неоднократно бывали случаи, когда приходилось выходить из машины с железной трубой, чтобы доказать хаму, что никто не обязан терпеть его выходки».
Алексей Дозоров, председатель Комитета по защите прав автомобилистов:
1. «Загвоздка в том, что по видеоматериалам о нарушениях, – которые выкладываются в ЖЖ, на ютуб, - по ним невозможно выписать штраф. Только начать административное расследование. Что это означает: ГИБДД вызывает собственника машины, который, во-первых, может не прийти, а, во-вторых, сказать, что за рулем был не он. И все старания рассыпаются прахом».
2. «Думаю, что инициатива в народе приживется. Просто есть нарушения, которые достали всех – например, «обочечники» или криво парующиеся граждане. Другое дело, что открывается простор для многих злоупотреблений и подстав: сфотографировать едущую машину и сказать, что она стояла, и так далее. Кроме того, отсутствие анонимности делает заявителя беззащитным перед сильными мира его – в Москве уже был случай, когда к свидетелю езды по тротуару премиальной иномарки приходили некие люди и спрашивали: тебе что, больше всех надо?»
Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России:
1. «Гаишникам нужно заниматься профилактикой нарушений, а не погоней за наказаниями. Вот придумали бы они что-нибудь в этой области, я бы горячо поддержал. А так, ну, накажут сколько-то тысяч водителей дополнительно, на что это повлияет? Штрафы никак не делают наши дороги безопаснее».
2.«Я воспитан в неприятии доносительства. И эта инициатива вызывает во мне неосознанный протест. Надеюсь, по крайней мере, что водители занимаются этим бесплатно – если еще и за вознаграждение, то совсем плохо».
Виктор Травин, Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев:
1. «Я отношусь к этому как к мероприятию по пусканию пыли в глаза, не более того. Дело в том, что инспектор может очень просто привлечь водителя к ответственности, поймав его на дороге и составив протокол. Но ему очень сложно сделать то же самое по видеозаписи. ГИБДД в большинстве случаев вообще не может найти виноватого – ведь собственник машины заявляет: «За рулем был не я, а кто-то из родственников. Кто именно – ищите сами, я не обязан свидетельствовать против близких». И на этом все расследование заходит в тупик».
2. «Думаю, что водители, принимающие участие в подобной правоохранительной инициативе, очень быстро охладеют к ней, как только увидят, что их информация никем не обрабатывается и реально никто не ищется и никаких штрафов не платит. Инспектора просто не будут этим заниматься: «палок» можно нарубить и на трассе, а делать что-то сверх этого – зачем? Так что это игрушечка для взрослых на ближайший квартал, а потом все заглохнет».