С российским «сухим законом» разберутся по-европейски
Отчаявшись найти правду в судах России и получив отказ в Конституционном суде, адвокат Лев Воропаев обратился с жалобой на действия российских властей в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Напомним, что после отмены минимального порога содержания алкоголя в крови и выдыхаемом воздухе, его клиент был лишен водительских прав за 0,058 промилле в выдыхаемом воздухе. Дойдя с жалобами и апелляциями до высшего судебного органа в России и не найдя там понимания, Лев Воропаев обратился в ЕСПЧ.
В своей жалобе он указывает, что СССР (а, следовательно, и Россия, как наследница) присоединились к Венской конвенции о безопасности дорожного движения. В ней говорится о том, что в национальном законодательстве должна быть прописана норма о минимальном содержании алкоголя в крови (не более 0,5 г в литре крови и 0,25 мг – в литре выдыхаемого воздуха или около 0,5 промилле). В России в 2007 было введено минимальное содержание паров алкоголя в выдыхаемом воздухе на отметке в 0,3 промилле. Причем, сделано это было с подачи ГИБДД, которая таким образом пыталась, в том числе и бороться с коррупцией. Поправки в действующее законодательство были быстро внесены и все водители расслабились. Причем, как утверждали гаишники – количество пьяных за рулем после введения 0,3 промилле неуклонно снижалось. Однако, менее чем через три года Дмитрий Медведев передумал, и по его поручению в законодательство внесли новые поправки, отменяющие минимальное содержание алкоголя в крови и выдыхаемом воздухе. При этом, изменилась и форма обследования подозреваемого – врачи больше не берут в расчет общую клиническую картину (походку, тремор, зрачки и пр.), а выносят свое решение исключительно по результатам анализов.
Внесение в Венскую конвенцию пункта, оговаривающего наличие алкоголя в крови обусловлено тем, что человек, даже не пьющий, вырабатывает т.н. эндогенный алкоголь. У взрослого человека его концентрация может достигать 0,2 мг на литр крови. При этом, как пишет газета «КоммерсантЪ», в жалобе есть ссылка на заключение Всемирной организации здравоохранения, из которого следует, что само по себе содержание алкоголя в крови не влияет на координацию, моторику и внимание водителей.
«Если какое-либо решение по промилле и будет принято, то только на уровне президента и Госдумы. Это внутреннее дело страны и государства, поэтому вердикт страсбургских судей вряд ли как-то сможет повлиять на законодательные процессы внутри России. Но нормы, безусловно, надо менять, иначе получается, что полицейские могут признать пьяным практически любого водителя. Думаю, что в скором времени Россия все же уйдет от «нулевого» требования к содержанию алкоголя в крови», - заявил Autonews.ru глава Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.
Но, возможно, ЕСПЧ и не успеет рассмотреть жалобу челябинского адвоката Льва Воропаева. Еще до конца весенней сессии, в Госдуму должен быть внесен законопроект, возвращающий понятие минимального содержания алкоголя в крови и выдыхаемом воздухе у водителей. Его автором стал депутат от «Единой России» и глава движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. «Я не исключаю, что законопроект может быть внесен до конца весенней сессии», - сказал он.
Депутат считает, что возвращение этой нормы позволит «дифференцировать трезвых и пьяных водителей». «Сейчас же мы наказываем людей, которые не представляют опасности на дорогах, но в их крови обнаруживают алкоголь из-за употребления определенных лекарств или продуктов», - отметил В. Лысаков.
При этом В. Лысаков не исключил, что в законопроекте появится норма, по которой в случае превышения нормы в 0,1-0,2 промилле автовладелец будет подвергаться наказанию в виде штрафа, а не лишения водительских прав.
Правда, спикер Госдумы Сергей Нарышкин считает спорным вопрос о возвращении нормы о минимально допустимом уровне алкоголя в крови водителей.
«Есть разные точки зрения по этому вопросу и среди автолюбителей, и в экспертном сообществе, и среди депутатов», – заявил спикер ГД. «Обсуждение будет тогда, когда соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму», – добавил С. Нарышкин. В ответ на просьбу озвучить его личную позицию по этому вопросу, председатель Думы сказал: «Вопрос спорный, я буду участвовать в обсуждении».
В своей жалобе он указывает, что СССР (а, следовательно, и Россия, как наследница) присоединились к Венской конвенции о безопасности дорожного движения. В ней говорится о том, что в национальном законодательстве должна быть прописана норма о минимальном содержании алкоголя в крови (не более 0,5 г в литре крови и 0,25 мг – в литре выдыхаемого воздуха или около 0,5 промилле). В России в 2007 было введено минимальное содержание паров алкоголя в выдыхаемом воздухе на отметке в 0,3 промилле. Причем, сделано это было с подачи ГИБДД, которая таким образом пыталась, в том числе и бороться с коррупцией. Поправки в действующее законодательство были быстро внесены и все водители расслабились. Причем, как утверждали гаишники – количество пьяных за рулем после введения 0,3 промилле неуклонно снижалось. Однако, менее чем через три года Дмитрий Медведев передумал, и по его поручению в законодательство внесли новые поправки, отменяющие минимальное содержание алкоголя в крови и выдыхаемом воздухе. При этом, изменилась и форма обследования подозреваемого – врачи больше не берут в расчет общую клиническую картину (походку, тремор, зрачки и пр.), а выносят свое решение исключительно по результатам анализов.
Внесение в Венскую конвенцию пункта, оговаривающего наличие алкоголя в крови обусловлено тем, что человек, даже не пьющий, вырабатывает т.н. эндогенный алкоголь. У взрослого человека его концентрация может достигать 0,2 мг на литр крови. При этом, как пишет газета «КоммерсантЪ», в жалобе есть ссылка на заключение Всемирной организации здравоохранения, из которого следует, что само по себе содержание алкоголя в крови не влияет на координацию, моторику и внимание водителей.
«Если какое-либо решение по промилле и будет принято, то только на уровне президента и Госдумы. Это внутреннее дело страны и государства, поэтому вердикт страсбургских судей вряд ли как-то сможет повлиять на законодательные процессы внутри России. Но нормы, безусловно, надо менять, иначе получается, что полицейские могут признать пьяным практически любого водителя. Думаю, что в скором времени Россия все же уйдет от «нулевого» требования к содержанию алкоголя в крови», - заявил Autonews.ru глава Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.
Но, возможно, ЕСПЧ и не успеет рассмотреть жалобу челябинского адвоката Льва Воропаева. Еще до конца весенней сессии, в Госдуму должен быть внесен законопроект, возвращающий понятие минимального содержания алкоголя в крови и выдыхаемом воздухе у водителей. Его автором стал депутат от «Единой России» и глава движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. «Я не исключаю, что законопроект может быть внесен до конца весенней сессии», - сказал он.
Депутат считает, что возвращение этой нормы позволит «дифференцировать трезвых и пьяных водителей». «Сейчас же мы наказываем людей, которые не представляют опасности на дорогах, но в их крови обнаруживают алкоголь из-за употребления определенных лекарств или продуктов», - отметил В. Лысаков.
При этом В. Лысаков не исключил, что в законопроекте появится норма, по которой в случае превышения нормы в 0,1-0,2 промилле автовладелец будет подвергаться наказанию в виде штрафа, а не лишения водительских прав.
Правда, спикер Госдумы Сергей Нарышкин считает спорным вопрос о возвращении нормы о минимально допустимом уровне алкоголя в крови водителей.
«Есть разные точки зрения по этому вопросу и среди автолюбителей, и в экспертном сообществе, и среди депутатов», – заявил спикер ГД. «Обсуждение будет тогда, когда соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму», – добавил С. Нарышкин. В ответ на просьбу озвучить его личную позицию по этому вопросу, председатель Думы сказал: «Вопрос спорный, я буду участвовать в обсуждении».
А как у них?
И Лев Воропаев, и Вячеслав Лысаков, да и простые автолюбители ссылаются на европейский опыт, в большинстве стран которого, можно садиться за руль, опрокинув рюмку вина или бокал пива. Однако, даже в Европе не во всех странах можно садиться за руль даже с минимальным содержанием алкоголя в крови. Например, такой же запрет как в России действует в Венгрии, Румынии, Чехии и Эстонии. Допускается содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе до 0,2 промилле на Кипре, в Польше, Норвегии и Швеции, в два раза больше (0,4) – в Литве. Содержание в 0,5 промилле допускается в широком ряде стран, включая Австрию, Бельгию, Болгарию, Боснию и Герцеговину, Германию, Грецию, Данию, Испанию, Италию, Македонию, Нидерланды, Португалию, Сербию, Словению, Финляндию, Францию, Хорватию, Черногорию, Швейцарию. А в Англии, Андорре, Лихтенштейне, Люксембурге, Мальте и Ирландии вроде бы можно садиться за руль, будучи хорошо «под шофе» - здесь допускается содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе до 0,8 промилле.
Однако, все не так просто. Например, в Дании, при превышении нормы на 0,1 промилле водителя ждет штраф около 1800 евро, а в Англии превышение на 0,2 допустимых обойдется в 7200 евро. При этом, можно легко расстаться не только с деньгами, но и с водительским удостоверением, а в ряде случаев – еще и со свободой. В лояльной пивной Германии, в случае, если водитель нарушает правила дорожного движения, попадает в аварию или неуверенно ведет себя на дороге, отсчет промилле автоматически начинается с 0,3. За каждую дополнительную десятую придется выложить 250 евро штрафа, а при достижении определенного порога – водитель отправляется в тюрьму на три месяца.
При этом, Европарламент планирует ужесточить законодательство в области дорожной безопасности. Наравне с другими мерами, планируется снизить и максимальный порог нахождения паров алкоголя в выдыхаемом воздухе до 0,2 промилле. Поправки планируется принять до 2020 года.
И Лев Воропаев, и Вячеслав Лысаков, да и простые автолюбители ссылаются на европейский опыт, в большинстве стран которого, можно садиться за руль, опрокинув рюмку вина или бокал пива. Однако, даже в Европе не во всех странах можно садиться за руль даже с минимальным содержанием алкоголя в крови. Например, такой же запрет как в России действует в Венгрии, Румынии, Чехии и Эстонии. Допускается содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе до 0,2 промилле на Кипре, в Польше, Норвегии и Швеции, в два раза больше (0,4) – в Литве. Содержание в 0,5 промилле допускается в широком ряде стран, включая Австрию, Бельгию, Болгарию, Боснию и Герцеговину, Германию, Грецию, Данию, Испанию, Италию, Македонию, Нидерланды, Португалию, Сербию, Словению, Финляндию, Францию, Хорватию, Черногорию, Швейцарию. А в Англии, Андорре, Лихтенштейне, Люксембурге, Мальте и Ирландии вроде бы можно садиться за руль, будучи хорошо «под шофе» - здесь допускается содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе до 0,8 промилле.
Однако, все не так просто. Например, в Дании, при превышении нормы на 0,1 промилле водителя ждет штраф около 1800 евро, а в Англии превышение на 0,2 допустимых обойдется в 7200 евро. При этом, можно легко расстаться не только с деньгами, но и с водительским удостоверением, а в ряде случаев – еще и со свободой. В лояльной пивной Германии, в случае, если водитель нарушает правила дорожного движения, попадает в аварию или неуверенно ведет себя на дороге, отсчет промилле автоматически начинается с 0,3. За каждую дополнительную десятую придется выложить 250 евро штрафа, а при достижении определенного порога – водитель отправляется в тюрьму на три месяца.
При этом, Европарламент планирует ужесточить законодательство в области дорожной безопасности. Наравне с другими мерами, планируется снизить и максимальный порог нахождения паров алкоголя в выдыхаемом воздухе до 0,2 промилле. Поправки планируется принять до 2020 года.