Москва – один из самых медленных мегаполисов мира. В часы пик скорость движения в российской столице меньше, чем в Нью-Йорке и Лондоне, жители которых тоже страдают от бесконечных заторов, но все же никогда не попадают в «мертвые» пробки. В Москве же это дело привычное: большинство городских трасс паралич сковывает чуть ли не еженедельно. Безграмотная схема организации движения и светофоры родом из советских времен окончательно добивают столичный трафик. Чиновники обещают, что в скором времени ситуация должна измениться, и возлагают немалые надежды на внедрение Интеллектуальной транспортной системы (ИТС). В частности, есть надежда, что Москва «поедет» после установки так называемых детекторов транспорта, которые позволят ввести адаптивное регулирование потоков с помощью светофоров нового поколения.
«Сейчас создается система мониторинга параметров транспортных потоков, основа которой – детекторы транспорта, устанавливаемые на улицах и магистралях. Эта система даст возможность в реальном времени получать точные данные об интенсивности движения на дорогах. В системе «Старт» такие устройства есть, но их всего 400 на всю Москву, и к тому же они давно морально и физически устарели. До конца года будет установлено 1240 современных детекторов транспорта. По оценкам экспертов, их требуется 5-6 тысяч», – рассказал в интервью «Российской газете» руководитель Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Игорь Королев.
Основная ставка делается на более адекватную работу светофоров, которые на сегодняшний день создают заторы на пустом месте. Большинству столичных автомобилистов знакома ситуация, когда электронные регулировщики будто бы делают все, чтобы машины двигались исключительно в режиме «старт-стоп»: если на перекрестке, где вы находитесь, загорается «зеленый», то следующий светофор со стопроцентной вероятностью в тот же момент включит красный свет.
Больше такого быть не должно. «На основании поступающих данных в автоматическом режиме будут выбираться наиболее оптимальные режимы работы светофорных объектов. Сейчас их выбор осуществляется вручную или по времени суток. Например, с 7:00 до 11:00 действует один режим, потом включается второй и так далее. Но это уже прошлый век. Новые технологии с элементами так называемого адаптивного регулирования способны помочь оптимизировать движение и увеличить пропускную способность перекрестков», – отметил Королев, которому, похоже, прекрасна знакома проблема столичных светофоров.
«Сейчас «красный» на светофоре горит, даже если дорога, пересекающая переполненную улицу, абсолютна пуста. Потому машины на перекрестке стоят в ожидании «зеленого» точно так же, как если бы и по ней двигался транспорт. После внедрения адаптивного регулирования длительность горения «зеленого» и «красного» в разных направлениях будет зависеть от ситуации на дороге в данный момент», – обрисовал светлое будущее глава ЦОДД.
По его словам, эксперименты уже идут полным ходом. Специалисты центра начали работу с радиальных магистралей, дорог близ торговых центров и в спальных районах. Всего опыты проводятся на 20 участках, и результат столичные водители должны ощутить на себе еще до наступления 2012 года. Правда, система, созданная на Западе и успешно работающая в странах Европы, у нас будет не столь эффективной. Причина – в полном наплевательстве на правила дорожного движения и хаотичность движения в Москве.
Еще одна специфическая проблема: автомобили, припаркованные там, где нельзя ни парковаться, ни даже останавливаться. Однако считается, что если водитель включил аварийку, то ему позволено оставить машину там, где он хочет. Хотя бы даже на автобусной остановке или пешеходном переходе. К этому, по словам Королева, западная система также оказалась не готова. «Из-за таких национальных особенностей эффект новой системы у нас не может достичь 30%, на которые она увеличивает пропускную способность дорог в Европе, мы получим лишь 15-20 процентов», – подытожил руководитель ЦОДД.
Что касается светофоров, то на улицах Москвы появилась еще одна новинка: электронные регулировщики с обратным отсчетом времени. Теперь они уведомляют о том, сколько осталось до включения «красного», не только пешеходов, но и водителей – соответственно, о включении «зеленого». Пока такие светофоры внедрены лишь в Северо-Западном округе: в районах Щукино и Хорошево-Мневники. В ЦОДД сообщили, что их установили на пересечениях улицы Маршала Бирюзова с улицами Расплетина, Маршала Соколовского, Маршала Конева и Народного Ополчения, на пересечениях Живописной улицы с улицами Маршала Тухачевского, Паршина и Берзарина, на пересечениях улицы Маршала Тухачевского с улицей Генерала Глаголева и бульваром Генерала Карбышева. Сделано это не только в целях снижения ДТП, но и для того, чтобы трафик стал более организованным. А значит – и менее «пробочным».
Власти Москвы также надеются разгрузить столичные дороги при помощи введения выделенных полос и установки информационных видеоэкранов, напомнил Игорь Королев. «Выделенки» и пуск по ним автобусов-экспрессов могут значительно увеличить скорость движения. Когда это станет очевидно, горожане сами начнут оставлять машины на перехватывающих парковках и пересаживаться на общественный транспорт», – уверен он. Что касается «пробочных» табло, то их установка начнется в ближайшие дни. «Первые шесть появятся на Дмитровке, Волгоградском и Ленинградском проспектах, Каширском шоссе, улицах Нижегородской и Большой Полянке. Всего в этом году их будет установлено 47. Пробки на них будут показаны в виде раскрашенных участков дороги по типу сайта «Яндекс.Пробки», – уточнил Игорь Королев. Остается только заметить, что перехватывающие парковки, ранее введенные в строй, остаются полупустыми, трафик в районах близ них (например, около станции метро «Планерная») стал еще более напряженным, а старые информационные табло редко можно увидеть работающими.
Александр Кузьмин
«Сейчас создается система мониторинга параметров транспортных потоков, основа которой – детекторы транспорта, устанавливаемые на улицах и магистралях. Эта система даст возможность в реальном времени получать точные данные об интенсивности движения на дорогах. В системе «Старт» такие устройства есть, но их всего 400 на всю Москву, и к тому же они давно морально и физически устарели. До конца года будет установлено 1240 современных детекторов транспорта. По оценкам экспертов, их требуется 5-6 тысяч», – рассказал в интервью «Российской газете» руководитель Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Игорь Королев.
Основная ставка делается на более адекватную работу светофоров, которые на сегодняшний день создают заторы на пустом месте. Большинству столичных автомобилистов знакома ситуация, когда электронные регулировщики будто бы делают все, чтобы машины двигались исключительно в режиме «старт-стоп»: если на перекрестке, где вы находитесь, загорается «зеленый», то следующий светофор со стопроцентной вероятностью в тот же момент включит красный свет.
Больше такого быть не должно. «На основании поступающих данных в автоматическом режиме будут выбираться наиболее оптимальные режимы работы светофорных объектов. Сейчас их выбор осуществляется вручную или по времени суток. Например, с 7:00 до 11:00 действует один режим, потом включается второй и так далее. Но это уже прошлый век. Новые технологии с элементами так называемого адаптивного регулирования способны помочь оптимизировать движение и увеличить пропускную способность перекрестков», – отметил Королев, которому, похоже, прекрасна знакома проблема столичных светофоров.
«Сейчас «красный» на светофоре горит, даже если дорога, пересекающая переполненную улицу, абсолютна пуста. Потому машины на перекрестке стоят в ожидании «зеленого» точно так же, как если бы и по ней двигался транспорт. После внедрения адаптивного регулирования длительность горения «зеленого» и «красного» в разных направлениях будет зависеть от ситуации на дороге в данный момент», – обрисовал светлое будущее глава ЦОДД.
По его словам, эксперименты уже идут полным ходом. Специалисты центра начали работу с радиальных магистралей, дорог близ торговых центров и в спальных районах. Всего опыты проводятся на 20 участках, и результат столичные водители должны ощутить на себе еще до наступления 2012 года. Правда, система, созданная на Западе и успешно работающая в странах Европы, у нас будет не столь эффективной. Причина – в полном наплевательстве на правила дорожного движения и хаотичность движения в Москве.
«Разница в поведении наших водителей и западных очень большая. Там человек за рулем не трогается с места, даже если горит «зеленый», но перекресток не справляется с пропуском транспорта, а ждет, когда ситуация нормализуется. Мы же не то что на «зеленый», на «красный» выезжаем, лишь бы проскочить. В итоге создаем дополнительное затруднение поперечному потоку и тем самым способствуем возникновению очередной пробки. Пришлось дорабатывать программное обеспечение с учетом российского менталитета, объяснять программе, что такое «занятый перекресток», которого в этой системе никогда не было», – рассказал Игорь Королев.
Еще одна специфическая проблема: автомобили, припаркованные там, где нельзя ни парковаться, ни даже останавливаться. Однако считается, что если водитель включил аварийку, то ему позволено оставить машину там, где он хочет. Хотя бы даже на автобусной остановке или пешеходном переходе. К этому, по словам Королева, западная система также оказалась не готова. «Из-за таких национальных особенностей эффект новой системы у нас не может достичь 30%, на которые она увеличивает пропускную способность дорог в Европе, мы получим лишь 15-20 процентов», – подытожил руководитель ЦОДД.
Что касается светофоров, то на улицах Москвы появилась еще одна новинка: электронные регулировщики с обратным отсчетом времени. Теперь они уведомляют о том, сколько осталось до включения «красного», не только пешеходов, но и водителей – соответственно, о включении «зеленого». Пока такие светофоры внедрены лишь в Северо-Западном округе: в районах Щукино и Хорошево-Мневники. В ЦОДД сообщили, что их установили на пересечениях улицы Маршала Бирюзова с улицами Расплетина, Маршала Соколовского, Маршала Конева и Народного Ополчения, на пересечениях Живописной улицы с улицами Маршала Тухачевского, Паршина и Берзарина, на пересечениях улицы Маршала Тухачевского с улицей Генерала Глаголева и бульваром Генерала Карбышева. Сделано это не только в целях снижения ДТП, но и для того, чтобы трафик стал более организованным. А значит – и менее «пробочным».
Власти Москвы также надеются разгрузить столичные дороги при помощи введения выделенных полос и установки информационных видеоэкранов, напомнил Игорь Королев. «Выделенки» и пуск по ним автобусов-экспрессов могут значительно увеличить скорость движения. Когда это станет очевидно, горожане сами начнут оставлять машины на перехватывающих парковках и пересаживаться на общественный транспорт», – уверен он. Что касается «пробочных» табло, то их установка начнется в ближайшие дни. «Первые шесть появятся на Дмитровке, Волгоградском и Ленинградском проспектах, Каширском шоссе, улицах Нижегородской и Большой Полянке. Всего в этом году их будет установлено 47. Пробки на них будут показаны в виде раскрашенных участков дороги по типу сайта «Яндекс.Пробки», – уточнил Игорь Королев. Остается только заметить, что перехватывающие парковки, ранее введенные в строй, остаются полупустыми, трафик в районах близ них (например, около станции метро «Планерная») стал еще более напряженным, а старые информационные табло редко можно увидеть работающими.
Александр Кузьмин