Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Дневник штурмана: об Opel Astra Gsi и о доверии

Притормозив после первого ралли, новоиспеченный штурман команды GSI Rally Светлана Алеева в своем блоге на AutoNews.ru рассказывает о доверии: команде, пилоту, механикам и машине...
Дневник штурмана: об Opel Astra Gsi и о доверии
Дневник штурмана: об Opel Astra Gsi и о доверии

Что греха таить – тусили мы на Смотре около универа в студенческие годы! И, как у всех порядочных «стрит-рейсеров», была в нашей компании характерная «девятка» – с синими «писалками», оторванным катализатором для красивого рева, спортивными наклейками и замками на капоте. Впрочем, на этом ее спортивность и заканчивалась. Когда я впервые увидела наш тренировочный автомобиль для ралли, меня поразили те самые замки на капоте и крышке багажника. Только на этот раз все по делу.





Вообще в идеале у раллийной команды должно быть две машины: тренировочная и боевая. Потому что ралли – чертовски дорогой вид спорта. Ладно, на край можно обойтись без тренировочной машины. Но у нас особый случай: боевую машину не успевают достроить (сейчас она в Ижевске), тренировочная машина прибывает за неделю до первого заезда, нуждается в десятках доработок и готовится отправиться своим ходом в Псков – на реальную гонку! К счастью, машина тоже оказалась особой.



Индекс Gsi, который стал названием нашей команды, однозначно говорит о выборе автомобиля. У нас – Opel Astra Gsi: и боевой, и тренировочный автомобиль. Джи-Эс-Ай – поклонникам «Астры» волнительно знакомы эти шипяще-певучие звуки. Модель Astra в линейке Opel появилась летом 1991 года, и самой ее зажигательной модификацией стала версия Gsi: 150 л.с., менее 8 секунд до «сотни», максималка в 220 км/ч и при этом доступность. Отличалась от других модификаций GSI и внешне – спойлеры и широкая резина, коэффициент аэродинамического сопротивления снизили с 0,32 до 0,3. У машины даже другая номенклатура запчастей. Впервые в своем классе Astra Gsi получила антипробуксовочную систему. В ее истории есть куча почетных спортивных страниц – например, в 1995 году Кубок Европы по ралли гонщики команды РАО «Газпром» выиграли на Opel Astra Gsi.


В том, что Astra Gsi – одна из лучших раллийных машин, а не просто гражданский хэтчбек, нам удалось убедиться лично. Добравшись своим ходом из Москвы в Псков, отгоняв ознакомление и свой первый заезд на стандартной подвеске и с перегретым мотором, она спокойно вернулась в Москву.



Шершавчик – так зовут нашу тренировочную «Астру». Как и все настоящие раллисты, этот Opel родом из Питера. Последние несколько лет до празднования своего 18-летия он провел на питерских «Смотрах» – в роли стрит-рейсерского пацанского автомобиля. Чтобы «соответствовать», машине прикрутили спортивный лючок бензобака, оторвали топливопровод и стояночный тормоз до кучи, зато подарили матово-черный окрас, правда, кое-где причудливо разукрашенный коррозией. Но главное – тот самый легендарный 2,0-литровый двигатель C20XE остался нетронутым.



Машину мы перепоручили команде PRAGMAT Rally, занимающейся производством и установкой в автомобили каркасов безопасности.


В результате залатали особо яркие очаги коррозии, установили каркас безопасности, окрашенный в белый цвет, и спортивные ковши с четырехточечными ремнями, коробку перебрали, заменили стандартный руль на спортивный. С подвеской особо не мудрили – использовали стандартные корпуса стоек с «вставками» от завода Плаза, пружины остались стандартными. Даже тормозные колодки – стандартные. Только вот коробка нестандартная: вторая и четвертая передача вылетают – их приходится держать рукой. Отсутствие салонного фильтра на этом фоне кажется ерундой – правда, мы еще вспомним про него в Зеленом аду пыльных Струг на первой гонке. Но главное: теперь на матовом черном кузове появились гоночные шашечки – фирменная «опелевская» спортивная боевая раскраска.



<Да, ралли начинается с гаража. Но опасно в гараже и остаться. Если хочешь стать пилотом или штурманом, не становись механиком. Увлечься дорогостоящей и увлекательной доводкой автомобиля ничего не стоит, махнув рукой на тренировки. И тогда крутая боевая машина будет до первого вылета с трассы. Быстрее должна становиться не только машина, но и команда.


В команде GSI Rally – два экипажа: Соколов – Алеева и Лукьянюк – Арнаутов. И неслучайно в этом составе почти все – питерские. Оказывается, Питер – самый раллийный город России. На Псковском этапе «Струги Красные» регион 78-98 отмечал номера практически половины машин участников и гостей.




Вокруг Питера огромное количество дорог, как будто созданных для тренировок. Все начинается с зимних поездок в Карелию: выехать в час ночи, чтобы прокатить под 200 км и к 9 утра приехать на работу. Можно не мчаться на беспределе, но пока крутишь руль и вписываешься в виражи, желание гнать по-настоящему, видимо, намертво интегрируется в ДНК питерцев. Поэтому даже в самые скучные на события времена не проходило и года без этапов Чемпионата или Кубка России в Санкт-Петербурге и окрестностях, что уж говорить о любительских спринтах. Тем более, что кольцевых гонок в России нет, а вот ралли – действительно высокого уровня, из этих заездов выходят люди, которые едут быстро.


Алексей «Лукас» Лукьянюк – быстрейший в российском моноприводе на сегодня, один из самых ярких и популярных гонщиков. А для этого мало ехать быстро – нужно ехать красиво и так, чтобы «заводило». Гонками болеет с детства – с фильма «Гонщики», компьютерных игр и роли зрителя. Затем был опыт в качестве механика на ралли, инструктора Школы водительского мастерства Audi Quattro и тренера BMW Rusland Traning. В ралли участвует с 2005 года. Алексей Арнаутов – его штурман. Машина – Opel Astra Gsi: «в нем есть все, что должно быть в спортивном автомобиле».



Дмитрий Соколов – тоже гонщик по происхождению. В его портфолио «Северная Петля», Чемпионат России по ралли и гоночная серия ККР, собственный курс в Школе водительского мастерства BMW. А также журналист-редактор отдела дорожных испытаний российской версии журнала Top Gear. «Гонки, которых еще нет, делают вкуснее ту жизнь, которая уже есть. Когда до старта месяц, ты уже ощущаешь его близость. И неважно, чем ты занят: монтируешь ли фильм, или занимаешься с учениками, пишешь, играешь на гитаре, или просто вырвался на недельку в отпуск. Тогда, когда заботы о предстоящих гонках еще не превратились в непрерывный бег без сна и отдыха, но ты уже чувствуешь вокруг себя легкое напряжение оттого, что все это приближается, ты отчетливо ощущаешь течение времени сквозь тебя. Самые простые вещи наполняются током жизни, и из нее вовсе исчезает рутина. Ты вытягиваешь из песка стакан красного вина, и чувствуешь каждую песчинку, что скрипит под твоими пальцами. Вдыхаешь глубоко его дух и делаешь глоток, насыщенный миллионом оттенков вкуса, которых ты раньше не различал. Ты совсем расслаблен, но чувствуешь каждую секунду покоя так остро, что глаза сами поднимаются к солнцу и улыбаются ему своими кончиками».



Когда на моей личной машине по сезону меняют резину, на меня накатывает мнительность. Я стою над душой у сервисменов и прошу закручивать болты точно по регламенту. Я уверена, что им плевать, если на покрытой льдом дороге у моего автомобиля отвалится колесо. Но почему-то садясь в машину, на которой предстоит гнать по 90-градусным грунтовым виражам, перепрыгивая через бревна и ямы, я ни в чем не сомневаюсь. Наши механики – Денис и Денис – узнали о гоночном регламенте за пару недель до первого выезда, но тот факт, что техком мы прошли практически без замечаний, говорит о многом.



Это тоже первое в их жизни ралли. И возвращаясь с допа в сервисную зону, на их лицах читаешь собственный маршрут. Денис – главный механик: «Нам не видно, как он стартует, но уже считаешь заветные минуты окончания этапа. Раскладываешь инструменты, которые понадобятся в первую очередь. Тяжелые минуты ожидания... Вот мимо проезжает в техзону автомобиль, который стартовал перед нами. Значит, скоро появится наш! И ловишь себя на мысли, что невольно прислушиваешься к доносящемуся из-за поворота рокоту и пытаешься узнать «голос» своего. Это, наверное, можно сравнить, с переживанием тренера за своего подопечного, выступающего на соревнованиях. Всё, чему научил, все, что успел. Но вот автомобиль заезжает в техзону, быстрые переговоры с пилотом, проверяем все важные узлы и провожаем на следующий этап. Напряжение не отпускает ни на секунду! И так до самого финиша. И лишь по завершению гонки искренне радуешься: не подвел!»



Когда мы с Димой только задумывались о том, чтобы на пару вкатиться в Кубок России, и крутили первый круг под МКАДом, он спросил меня: «Ты мне доверяешь? Тебе комфортно ехать со мной, не страшно?» Я в этот момент была без оглядок сосредоточена только на себе: разобраться в стенограмме, не подвести, правильно назвать повороты, ведь если ошибусь – вылетим к чертям. И почему-то мне даже не приходило в голову, что так же, как штурман, за нас обоих отвечает и пилот.



Нет, мне не страшно. Когда мы едем доп, я ни о чем не думаю – просто плыть по ритму, называя вслух маневры в те моменты, когда мне самой хочется их знать. А назвав, в мыслях одновременно с реальностью поворачивать руль и прижимать педали, чувствуя, как машина послушно уходит в поворот, подтягивается за доворотом колес и гладко вырывается на прямой отрезок, проходя точку, обозначенную на сетчатке как «L3 дл с дов 150». Я даже не замечаю первого в своей штурманской жизни полета на трамплине («Мы летели, летели – почувствовала?»), потому что в этот момент уже въезжала взглядом в следующий маневр.



Не помню, в какой момент наконец дошло, что наш штурман почему-то слишком много думает о себе. Что бросать в просветы между деревьями автомобиль – это ого-го какая ответственность. Когда Дима рассказывал, как он чуть не упустил машину в лес, заруливая одной левой в ретардер (коробка!)? Когда делил между нами и машиной горячий воздух? Все равно не страшно – потому что доверяю, да.


Доверяю пилоту – потому что прожили за пару дней жизнь. Доверяю машине – потому что даже в спортивных ковшах, оказывается, можно уснуть в перегонах между допами, повиснув в четырехточечных ремнях безопасности, а ноги задрав на огнетушитель. Доверяю механикам – потому что 300 км петь хором без хоть какого-то прикрытия неработающей магнитолы на память песни Цоя – это очень лично. А без доверия ралли не бывает.


В Ростов едем. Эти выходные! Где бы купить обычные наручные часы с электронными цифрами?