В ближайшее время автомобилистов ждет настоящая топливная революция, считают эксперты. Будущее вовсе не за «зелеными технологиями» и электромобилями, разработка и выпуск которых превратились в модный тренд. Аналитики уверены, что на смену нефтяной эре должна прийти эра газовая.
«Похоже, что теперь мир вступает в эру метана. Как это будет происходить? К примеру, в электроэнергетике это уже практически повсеместное (по крайней мере в Европе) строительство парогазовых установок. В российской энергетике – те же тенденции», – заявил в эфире РБК-ТВ главный экономист группы BP по России и странам СНГ Владимир Дребенцов.
Эксперт отметил, что сейчас мы наблюдаем уже вторую по счету газовую революцию. «Первая – это революция сжиженного природного газа как средства доставки топлива на дальние расстояния. А вторая – появление транспорта, который использует сжиженный природный газ (СПГ) как моторное топливо. Пока это еще не легковые автомобили, но уже средние и тяжелые грузовики, морские суда», – отметил Дребенцов. По его словам, такой транспорт активно эксплуатируется в странах Европы и Северной Америки. Россия от них традиционно отстает, однако и в нашей стране возможен массовый переход на СПГ. Именно СПГ, а не сжатый газ, который давно используется в качестве автомобильного топлива. В Европе уже давно существуют в том числе и легковые автомобили, которые работают на СПГ (LPG). Причем у некоторых автопроизводителей (к примеру, Opel) такие версии собираются прямо на конвейере.
Владимир Дребенцов уверен, что у сжиженного газа перед сжатым – масса преимуществ. «Размещение бака не требует большего места, размер бака примерно такой же, как для обычного дизельного топлива. Соответственно, это повышает то расстояние, которое вы можете проехать от одной заправки до другой. Уже и в Канаде, и в США, и в Европе появились грузовики, специальный транспорт для вывоза мусора, средне- и дальнобойный транспорт, который использует сжиженный природный газ», – отметил экономист.
В свою очередь, директор по макроэкономическим исследованиям Государственного университета – Высшей школы экономики Сергей Алексашенко, участвовавший в диалоге с Дребенцовым, усомнился в том, что Россия сможет перейти на СПГ. Проблемы две, и первая из них – наша извечная беда. Дороги. «Я могу представить, как тяжелогруженые машины с газом едут по европейским дорогам, то, запусти мы такие машины по России, дороги провалятся, и газ не дойдет до потребителей», – уверен Алексашенко. Он также считает, что при росте популярности газа он немедленно вырастет в цене. То есть этот вид топлива быстро лишится своего главного козыря: дешевизны. Сценарий уже отработан на примере с соляркой.
Однако уже не первый десяток лет многие автомобилисты используют вместо бензина сжатый газ – экономия получается существенная. Поэтому можно предположить, что при достаточно гуманной цене СПГ многие пересядут на «газовые» авто нового поколения. Это идет вразрез с модным «электротрендом», однако уже сейчас понятно, что в ближайшем будущем электрической революции в автомобильном мире не произойдет. Тем более в России. Электромобили, близкие по своим характеристикам к «бензиновым» собратьям, значительно превосходят их в цене, а за небольшие деньги производители пока могут предложить лишь четырехколесные «скутеры». Много экомашины за мало денег – пока что миф. Кроме этого, эти автомобили сложно назвать «зелеными»: достаточно вспомнить, как и где производится электричество, необходимое для их эксплуатации, и из чего состоят батареи, что приводят их в движение. А самое, пожалуй, главное – абсолютно во всех странах мира на данный момент отсутствует необходимая инфраструктура в виде электрических заправочных станций. И если в США ее организация кажется реальной, то в нашей стране – это дело даже не 21-го, а 23-го века.
Александр Кузьмин
«Похоже, что теперь мир вступает в эру метана. Как это будет происходить? К примеру, в электроэнергетике это уже практически повсеместное (по крайней мере в Европе) строительство парогазовых установок. В российской энергетике – те же тенденции», – заявил в эфире РБК-ТВ главный экономист группы BP по России и странам СНГ Владимир Дребенцов.
Эксперт отметил, что сейчас мы наблюдаем уже вторую по счету газовую революцию. «Первая – это революция сжиженного природного газа как средства доставки топлива на дальние расстояния. А вторая – появление транспорта, который использует сжиженный природный газ (СПГ) как моторное топливо. Пока это еще не легковые автомобили, но уже средние и тяжелые грузовики, морские суда», – отметил Дребенцов. По его словам, такой транспорт активно эксплуатируется в странах Европы и Северной Америки. Россия от них традиционно отстает, однако и в нашей стране возможен массовый переход на СПГ. Именно СПГ, а не сжатый газ, который давно используется в качестве автомобильного топлива. В Европе уже давно существуют в том числе и легковые автомобили, которые работают на СПГ (LPG). Причем у некоторых автопроизводителей (к примеру, Opel) такие версии собираются прямо на конвейере.
Владимир Дребенцов уверен, что у сжиженного газа перед сжатым – масса преимуществ. «Размещение бака не требует большего места, размер бака примерно такой же, как для обычного дизельного топлива. Соответственно, это повышает то расстояние, которое вы можете проехать от одной заправки до другой. Уже и в Канаде, и в США, и в Европе появились грузовики, специальный транспорт для вывоза мусора, средне- и дальнобойный транспорт, который использует сжиженный природный газ», – отметил экономист.
В свою очередь, директор по макроэкономическим исследованиям Государственного университета – Высшей школы экономики Сергей Алексашенко, участвовавший в диалоге с Дребенцовым, усомнился в том, что Россия сможет перейти на СПГ. Проблемы две, и первая из них – наша извечная беда. Дороги. «Я могу представить, как тяжелогруженые машины с газом едут по европейским дорогам, то, запусти мы такие машины по России, дороги провалятся, и газ не дойдет до потребителей», – уверен Алексашенко. Он также считает, что при росте популярности газа он немедленно вырастет в цене. То есть этот вид топлива быстро лишится своего главного козыря: дешевизны. Сценарий уже отработан на примере с соляркой.
Однако уже не первый десяток лет многие автомобилисты используют вместо бензина сжатый газ – экономия получается существенная. Поэтому можно предположить, что при достаточно гуманной цене СПГ многие пересядут на «газовые» авто нового поколения. Это идет вразрез с модным «электротрендом», однако уже сейчас понятно, что в ближайшем будущем электрической революции в автомобильном мире не произойдет. Тем более в России. Электромобили, близкие по своим характеристикам к «бензиновым» собратьям, значительно превосходят их в цене, а за небольшие деньги производители пока могут предложить лишь четырехколесные «скутеры». Много экомашины за мало денег – пока что миф. Кроме этого, эти автомобили сложно назвать «зелеными»: достаточно вспомнить, как и где производится электричество, необходимое для их эксплуатации, и из чего состоят батареи, что приводят их в движение. А самое, пожалуй, главное – абсолютно во всех странах мира на данный момент отсутствует необходимая инфраструктура в виде электрических заправочных станций. И если в США ее организация кажется реальной, то в нашей стране – это дело даже не 21-го, а 23-го века.
Александр Кузьмин