Выделенные полосы: панацея или показуха
В Москве стремительно растет протяженность выделенных полос для общественного транспорта. Если за время пребывания Юрия Лужкова на посту мэра такая полоса – после многолетних согласований и переносов – была проложена лишь по двухкилометровому участку Волоколамского шоссе вблизи от МКАД, то с момента вступления в должность градоначальника Сергея Собянина их появилось уже три: на проспекте Андропова, Ленинградском проспекте и буквально вчера – на Щелковском шоссе. Причем если о реформах на Ленинградке автомобилистов предупреждали заранее, то открытие полосы на востоке столицы стало настоящим сюрпризом: знаки расставили и разметку нанесли в авральном режиме. По плану эти мероприятия были назначены лишь на сентябрь 2011 года.
Более того, накануне Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы опубликовал подготовленные «МосгортрансНИИпроектом» графики ввода в действие выделенных полос на 2011 год. Базируются они на двух распоряжениях правительства Москвы: одном – еще «лужковском» – от 10 августа прошлого года и втором за номером 500-РП, подписанном буквально на днях, 30 июня 2011 года. И если первый документ отличался скромностью и предписывал организовать выделенные полосы на сравнительно небольших отрезках дорог, расположенных в основном на окраинах столицы, то второй составлен с размахом: так, например, беспрепятственное движение городского транспорта будет начинаться почти от Кремля на Большой Якиманке, пройдет по всему 16-километровому Ленинскому проспекту и закончится только у МКАД. На севере же «со свистом» полетят автобусы, троллейбусы и маршрутки по связке Новослободская улица – Бутырская улица – Дмитровское шоссе – МКАД – поселок Северный длиной 17 с половиной километров.
Такую поспешность московских властей можно понять: из всего комплекса дорожных мероприятий, входящих в озвученную минувшей осенью программу «Город, удобный для жизни», выделенные полосы являются самой дешевой и в то же время самой эффектной по внешнему впечатлению мерой. Не надо ни проектировать и прокладывать новые дороги, ни выкупать землю у собственников, ни перекладывать коммуникации. Фактические затраты ограничиваются установкой знаков и нанесением разметки, зато визуально результат налицо: вот автомобили стоят в пробке, а мимо них быстро едет автобус.
Более того, накануне Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы опубликовал подготовленные «МосгортрансНИИпроектом» графики ввода в действие выделенных полос на 2011 год. Базируются они на двух распоряжениях правительства Москвы: одном – еще «лужковском» – от 10 августа прошлого года и втором за номером 500-РП, подписанном буквально на днях, 30 июня 2011 года. И если первый документ отличался скромностью и предписывал организовать выделенные полосы на сравнительно небольших отрезках дорог, расположенных в основном на окраинах столицы, то второй составлен с размахом: так, например, беспрепятственное движение городского транспорта будет начинаться почти от Кремля на Большой Якиманке, пройдет по всему 16-километровому Ленинскому проспекту и закончится только у МКАД. На севере же «со свистом» полетят автобусы, троллейбусы и маршрутки по связке Новослободская улица – Бутырская улица – Дмитровское шоссе – МКАД – поселок Северный длиной 17 с половиной километров.
Такую поспешность московских властей можно понять: из всего комплекса дорожных мероприятий, входящих в озвученную минувшей осенью программу «Город, удобный для жизни», выделенные полосы являются самой дешевой и в то же время самой эффектной по внешнему впечатлению мерой. Не надо ни проектировать и прокладывать новые дороги, ни выкупать землю у собственников, ни перекладывать коммуникации. Фактические затраты ограничиваются установкой знаков и нанесением разметки, зато визуально результат налицо: вот автомобили стоят в пробке, а мимо них быстро едет автобус.
И пешеходы действительно замечают перемены. «На троллейбусе по Щелковскому шоссе вчера ехалось неожиданно быстро и прекрасно. У нас сделали выделенную полосу для общественного транспорта, и она работает! Я не думала и глумилась над отмывом бабла, а оно вона как», – пишет в своем блоге ЖЖ-пользователь glukovarenik. Но такая благостная картина наблюдается далеко не везде. Например, на Ленинградском проспекте начинание московских властей столкнулось с ожесточенным саботажем со стороны автомобилистов, привыкших пользоваться правой полосой как бесплатной круглосуточной парковкой. «Волей судьбы пришлось с утра пройти пешочком от московского аэровокзала до Сокола. Посмотрел на выделенную полосу для маршрутных транспортных средств. Полоса есть. Знаки висят. Водители на них плюют, – пишет sinodov. – Плюют студенты Финансовой академии, плюют ларечники, подвозящие товар к ларькам и стоящие под разгрузкой по полчаса, плюют бомбилы, спящие в ожидании клиентов». Ему вторит водитель троллейбуса Наталья, сообщившая в эфире «Вести ФМ», что выделенная полоса «что есть, что нет», поскольку при затруднениях в других рядах водители бесцеремонно используют ее для объезда затора.
Очевидно, что, поскольку выделенная полоса не предоставляет дополнительного пространства для участников дорожного движения, а только упорядочивает имеющееся, напрямую повлиять на количество пробок она не может. Однако косвенный эффект от нее все же может быть: день за днем наблюдая, как автобусы и маршрутки ездят все быстрее, а частные автомобили – все медленнее, водители понемногу привыкают к мысли о том, что общественный транспорт может быть не такой уж страшной альтернативой личному в условиях мегаполиса. Кстати, согласно проведенному в начале июля соцопросу, в среднем по России 41% автовладельцев ездит на работу городским транспортом из-за пробок и дороговизны бензина. Видимо, именно на этот эффект рассчитывает команда Собянина, планируя к 31 декабря 2011 года довести протяженность выделенных полос в Москве до 150 километров.