branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Стране грозит новый бензиновый коллапс

Россию, похоже, ждет новый виток бензинового кризиса, который еще сильнее ударит по карману рядового автомобилиста. Любопытно, что, как часто бывает в таких случаях, дорога к «золотому» бензину вымощена на первый взгляд благими намерениями. Намерениями крупных дельцов, пытающихся утроить свои прибыли...
Стране грозит новый бензиновый коллапс
Стране грозит новый бензиновый коллапс
Россию, похоже, ждет новый виток бензинового кризиса, который еще сильнее ударит по карману рядового автомобилиста. Любопытно, что, как часто бывает в таких случаях, дорога к «золотому» бензину вымощена на первый взгляд благими намерениями. Намерениями крупных дельцов, пытающихся утроить свои прибыли.

Речь о поправках к техрегламенту «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», которые подготовило Минэнерго с подачи экологов из организации под названием «Зеленая волна». Казалось бы, изменения нужные и полезные. Чиновники озаботились здоровьем людей и сохранением окружающей среды и требуют ограничить использование автомобильных присадок на основе N-метиланилина из-за токсичности этого вещества. А к 2015 г., согласно поправкам, производители бензина должны полностью перейти с N-метиланилина на метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ). Эти меры полностью отвечают стремлению России догнать и перегнать Запад и перейти в те же сроки на стандарт Евро-5.

Но без подводных камней не обошлось. Ученые с удивлением услышали об инициативе Минэнерго. По их словам, до сих пор канцерогенных свойств N-метиланилина обнаружено не было. Участники рынка тоже испытали, мягко говоря, недоумение. И обратились за помощью к независимым экспертам, чтобы прояснить ситуацию.

В результате исследований, проведенных Всероссийским научно-исследовательским институтом по переработке нефти (ОАО «ВНИИ НП») было установлено, что введение в бензин N-метиланилина не более 1,3% масс. не оказывает отрицательного влияния на показатели испаряемости бензина, массовую долю серы, содержание механических примесей и воды, а также не повышает его вредность и экологическую опасность. На сегодняшний день количество N-метиланилина, вовлекаемого в бензин, законодательно не определено. Однако есть негласное правило, установленное на базе испытаний, что выше 1,3% монометиланилина добавлять нельзя. А согласно поправкам производители бензина должны будут ограничиться уровнем в 1%.

К слову, в то время как экологи «Зеленой волны» отнесли монометиланилин ко второму классу опасности (самым опасным считается первый класс), в официальном санитарно-эпидемиологическом заключении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека добавки, содержащие N-метиланилин, отнесены к третьему (умеренно опасные) и четвертому (малоопасные) классам опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76. Для сведения, пищевая лимонная кислота относится к третьему классу опасности.

Вместе с тем предлагаемая авторами поправок в техрегламент альтернативная присадка МТБЭ, которая действительно до недавних пор широко применялась в США и других странах, в итоге была запрещена к использованию из-за вызываемого ею загрязнения питьевой воды. Кроме того, обнаружилось, что МТБЭ может вызывать около 20 различных нарушений в организме человека.

Стране грозит новый бензиновый коллапс

Участники рынка видят в новой законодательной инициативе попытку лоббировать интересы компаний, занимающихся производством МТБЭ



Что же получается: Минэнерго и «Зеленая волна» предлагают менять шило на мыло? Да еще и на более опасное? «При коммерческой необходимости неожиданно становятся вредными вещества, о вредных свойствах которых до этого было неизвестно», – говорит завкафедрой химической технологии основного органического и нефтеперерабатывающего синтеза Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева Валерий Швец.

Участники рынка видят в новой законодательной инициативе попытку лоббировать интересы компаний, занимающихся производством МТБЭ. Согласны с ними и независимые эксперты. По мнению президента Федерации автомобилистов России Сергея Канаева, принятие новых поправок является лоббированием интересов крупных нефтяных компаний. Оно направлено против мелких нефтеперерабатывающих заводов, намного активнее использующих при производстве N-метиланилин, нежели их более крупные конкуренты. А доля небольших НПЗ на рынке составляет до 30%.

Но чиновники настаивают, что вышеперечисленные изменения подготовлены ими исключительно исходя из ситуации в отрасли, а также с учетом пожеланий нефтяных компаний и обращений граждан. По словам директора департамента переработки нефти и газа Минэнерго Петра Дегтярева, «отрасль к производству более высококачественных бензинов и выполнению требований техрегламента по экологическим параметрам готова». Он заявил, что соблюдение экологических стандартов волнует чиновников больше всего, так как именно оно напрямую влияет на жизнь и здоровье граждан, и пообещал осуществлять переход на Евро-3, Евро-4 и Евро-5 строго по графику.

Вот только число компаний, занимающихся производством МТБЭ, довольно ограничено, и их мощностей явно не хватит на удовлетворение потребностей всего рынка. А значит, количество производителей бензина сократится. Напомним, тот же сценарий разыгрался всего пару месяцев назад: одной из причин топливного коллапса является введение с 2011 г. более жестких требований к бензину на уровне Евро-3 – как говорят аналитики, некоторые нефтяные компании не успели модернизировать НПЗ и оказались не готовы к производству высококачественного бензина. Результат обещает быть плачевным: повышение цен, по словам президента ФАР Канаева, прогнозируется на уровне 5-7%, а то и на все 15%.

Марина Севальнева