branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

В России разрешили контрабандные автомобили

Конституционный суд России вынес постановление, которое фактически легализует автомобили, ввезенные без уплаты пошлин, контрабандой. Теперь добросовестным собственникам нерастаможенных авто не стоит опасаться их конфискации...
В России разрешили контрабандные автомобили
В России разрешили контрабандные автомобили
Конституционный суд России вынес постановление, которое фактически легализует автомобили, ввезенные в страну без уплаты пошлин, контрабандой. Теперь добросовестным собственникам нерастаможенных авто не стоит опасаться их конфискации.

В настоящее время в нашей стране находится огромное количество автомобилей, ввезенных с нарушением законодательства, фактически нерастаможенных, зачастую с поддельными документами.

Машины, приобретенные у дилеров, чаще всего были «чистыми» как в плане таможни, так и в плане криминального прошлого. А вот небольшие компании-однодневки и частные перегонщики частенько прибегали к обману покупателя. Вскрывалось все это чаще всего после второй продажи автомобиля: большинство первых покупателей были осведомлены о том, что автомобиль не растаможен, и ставили и снимали его с учета при помощи взяток нужным людям в автоинспекции.

Зачастую такие автомобили ставили на учет в различных закрытых городках, на режимных территориях и пр. – зачастую «пробить» поставленный через своих людей в ГИБДД автомобиль рядовым инспекторам не удавалось: при проверке по базам выводилась строка ПОПИЗ, то есть информация по автомобилю предоставлялась только по письменному запросу. Такие схемы получили распространение в 1990-е гг., да и большинство машин, ввезенных «через дырку в таможне», были достаточно дорогими – внедорожники Jeep Grand Cherokee, Mercedes-Benz G-класса, Toyota Land Cruiser, представительские Mercedes-Benz W140 и т. п.

А вот следующему покупателю радость от покупки иномарки омрачали при попытке поставить машину на учет. Обнаруживалось, что автомобиль не прошел таможенную очистку, и он тут же становился вещдоком, регистрационные действия с которым запрещались, ездить на нем тоже нельзя было – автомобиль просто стоял у владельца, который пытался доказать, что он – добросовестный покупатель. В подобной ситуации оказался и житель Челябинска В. В. Костенко.

В 1998 г. он приобрел автомобиль Toyota, а буквально через год правоохранительными органами была выявлена преступная группа, контрабандой ввозившая автомобили. После чего регистрацию на купленный Костенко автомобиль аннулировали. Приговором Центрального районного суда города Челябинска от 15 октября 2001 г. эти лица привлечены к уголовной ответственности, и решением Советского районного суда города Челябинска от 27 августа 2002 г. с одного из них взыскана сумма неуплаченных таможенных платежей за ввоз указанного автомобиля. Поскольку судебное решение от 27 августа 2002 г. не исполнили, 30 сентября 2008 г. регистрация принадлежащего В. В. Костенко автомобиля, как не прошедшего таможенное оформление, была аннулирована.

Костенко обратился с требованием зарегистрировать автомобиль, так как является добросовестным покупателем, однако на таможне ему отказали в выдаче ПТС, а в ГИБДД отказались регистрировать автомобиль , ссылаясь на неуплаченные таможенные платежи.

Тогда житель Челябинска обратился в Конституционный суд с требованием вынести решение в его пользу о реализации правомочий собственника имущества, не прошедшего таможенное оформление в установленном порядке, так как он являлся участником таможенных правоотношений.

Пленум Конституционного суда России вынес постановление о том, что действующие статьи Таможенного кодекса о невозможности эксплуатации автомобиля, который не растаможен, не должны являться препятствием для добросовестного приобретателя ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации транспортного средства, в отношении которого не уплачены таможенные платежи, реализовать принадлежащие ему правомочия собственника указанного имущества.

То есть собственник нерастаможенного автомобиля может зарегистрировать его в установленном порядке и эксплуатировать. А всю ответственность за неуплату таможенных платежей несет компания или частное лицо, которое ввезло автомобиль на территорию России с нарушением законодательства. Так что теперь покупателям не придется опасаться конфискации автомобиля, даже если будет доказано, что попал он в страну контрабандным путем.

Матвей Дышло