Компания «Ситроникс» – дочернее предприятие АФК «Система» – выиграла тендер на разработку интеллектуальной транспортной системы (ИТС) в Москве. Как сообщает сегодня, 20 апреля, деловая газета «РБК daily», в закрытом конкурсе участвовали всего три претендента, причем один из них – оператор ГЛОНАСС «Навигационно-информационные системы» (НИС) – также подконтролен «Системе». Источник в мэрии пояснил, что закрытость тендера и ограниченный состав участников были вызваны необходимостью наличия разрешений ФСО и ФСБ на работу на правительственных трассах Москвы.
Выгодный контракт сопоставим по объему с 15%-ной долей годовой выручки «Ситроникса», подсчитала газета «КоммерсантЪ». Только на 2011 год на реализацию проекта из городского бюджета будет выделено 6,25 млрд рублей, а общий объем финансирования может достигнуть 20 млрд рублей. Ранее сотрудничество правительства Москвы с компанией ограничивалось проектом по разработке и выпуску бесконтактных билетов для Московского метрополитена.
Параметры ИТС, которую предстоит построить «Ситрониксу», обозначены в постановлении правительства Москвы № 1-ПП, подписанном Сергеем Собяниным 11 января 2011 года. Согласно этому документу, к концу 2013 года все транспортные потоки в столице должны оказаться под присмотром «большого брата», который будет не только знать все, что происходит на московских дорогах, но и дистанционно управлять трафиком. Функцию мозгового центра системы будет выполнять центральная диспетчерская и подконтрольные ей зональные, в которые будет стекаться информация из самых различных источников: с телекамер, маячков ГЛОНАСС, устройств фото- и видеофиксации и даже от рядовых участников движения – через телефонный колл-центр или интернет.
«Осмыслив» дорожную ситуацию как при помощи специализированных программ, так и вручную, силами операторов, ИТС перейдет к ответным действиям: скоординирует работу светофоров для создания «зеленой волны», введет или отменит реверсивное движение по отдельным полосам, выведет указания для водителей на электронные информационные щиты, скорректирует движение общественного транспорта, а при необходимости вызовет к месту аварии или другого ЧП «скорую помощь», ГИБДД, коммунальные службы. Отдельный канал обратной связи будет адресован водителям: оперативные данные о заторах и путях объезда, перекрытиях движения, погодных условиях и т. п. будут транслироваться в ГЛОНАСС-навигаторы и на специализированные сайты. А пассажиры общественного транспорта будут точно знать, сколько времени осталось до прибытия нужного им маршрута, благодаря табло на остановках, информация на которые будет транслироваться со спутников.
Отдельные элементы ИТС в Москве уже созданы: это «умные светофоры» в пределах Садового кольца и на ряде радиальных магистралей (система «Старт»), метеослужба, системы связи, различные технические службы; начата работа по внедрению камер фиксации нарушений ПДД, телекамер для наблюдения за транспортными потоками. Однако все эти системы не только раскоординированы, но и устарели: с 2007 года, то есть уже пятый год на них не проводилтся никакой модернизации. Поэтому первоочередной задачей «Ситроникса» в этом году будет увязать все эти разрозненные элементы в единую систему и модернизировать ее основные узлы: сервера, оптоволоконные и беспроводные линии связи, программное обеспечение.
И лишь после этого можно будет приступить к созданию принципиально новых систем, которые позволят Москве стать истинно европейским мегаполисом XXI века. Например, постановление предусматривает такое новшество, как единый общегородской сервис информирования о наличии свободных мест на парковках. Предполагается, что данные с паркоматов будут оперативно пересылаться в единый центр, и водитель сможет узнать через интернет, приложение для мобильного телефона или навигатора, есть ли на маршруте его следования свободные места для парковки, где они расположены и сколько стоят.
Но, повторимся, для создания таких полезных «примочек» прежде всего нужна крепкая технологическая база, а именно она сейчас в Москве отсутствует. Поэтому видимый эффект от внедрения ИТС московские водители и пассажиры ощутят уже не в этом году.
Выгодный контракт сопоставим по объему с 15%-ной долей годовой выручки «Ситроникса», подсчитала газета «КоммерсантЪ». Только на 2011 год на реализацию проекта из городского бюджета будет выделено 6,25 млрд рублей, а общий объем финансирования может достигнуть 20 млрд рублей. Ранее сотрудничество правительства Москвы с компанией ограничивалось проектом по разработке и выпуску бесконтактных билетов для Московского метрополитена.
Параметры ИТС, которую предстоит построить «Ситрониксу», обозначены в постановлении правительства Москвы № 1-ПП, подписанном Сергеем Собяниным 11 января 2011 года. Согласно этому документу, к концу 2013 года все транспортные потоки в столице должны оказаться под присмотром «большого брата», который будет не только знать все, что происходит на московских дорогах, но и дистанционно управлять трафиком. Функцию мозгового центра системы будет выполнять центральная диспетчерская и подконтрольные ей зональные, в которые будет стекаться информация из самых различных источников: с телекамер, маячков ГЛОНАСС, устройств фото- и видеофиксации и даже от рядовых участников движения – через телефонный колл-центр или интернет.
«Осмыслив» дорожную ситуацию как при помощи специализированных программ, так и вручную, силами операторов, ИТС перейдет к ответным действиям: скоординирует работу светофоров для создания «зеленой волны», введет или отменит реверсивное движение по отдельным полосам, выведет указания для водителей на электронные информационные щиты, скорректирует движение общественного транспорта, а при необходимости вызовет к месту аварии или другого ЧП «скорую помощь», ГИБДД, коммунальные службы. Отдельный канал обратной связи будет адресован водителям: оперативные данные о заторах и путях объезда, перекрытиях движения, погодных условиях и т. п. будут транслироваться в ГЛОНАСС-навигаторы и на специализированные сайты. А пассажиры общественного транспорта будут точно знать, сколько времени осталось до прибытия нужного им маршрута, благодаря табло на остановках, информация на которые будет транслироваться со спутников.
Отдельные элементы ИТС в Москве уже созданы: это «умные светофоры» в пределах Садового кольца и на ряде радиальных магистралей (система «Старт»), метеослужба, системы связи, различные технические службы; начата работа по внедрению камер фиксации нарушений ПДД, телекамер для наблюдения за транспортными потоками. Однако все эти системы не только раскоординированы, но и устарели: с 2007 года, то есть уже пятый год на них не проводилтся никакой модернизации. Поэтому первоочередной задачей «Ситроникса» в этом году будет увязать все эти разрозненные элементы в единую систему и модернизировать ее основные узлы: сервера, оптоволоконные и беспроводные линии связи, программное обеспечение.
И лишь после этого можно будет приступить к созданию принципиально новых систем, которые позволят Москве стать истинно европейским мегаполисом XXI века. Например, постановление предусматривает такое новшество, как единый общегородской сервис информирования о наличии свободных мест на парковках. Предполагается, что данные с паркоматов будут оперативно пересылаться в единый центр, и водитель сможет узнать через интернет, приложение для мобильного телефона или навигатора, есть ли на маршруте его следования свободные места для парковки, где они расположены и сколько стоят.
Но, повторимся, для создания таких полезных «примочек» прежде всего нужна крепкая технологическая база, а именно она сейчас в Москве отсутствует. Поэтому видимый эффект от внедрения ИТС московские водители и пассажиры ощутят уже не в этом году.