Volkswagen поставил России ультиматум
Если правительство РФ не пойдет на уступки, Volkswagen и Fiat могут урезать инвестиции в российскую экономику и отказаться от «отверточного» производства автомобилей. Такой вывод можно сделать из обращения руководства немецкого концерна к премьеру Владимиру Путину, в котором немцы просят правительство пересмотреть условия промсборки иномарок в РФ. В своем недовольстве к Volkswagen присоединился и Fiat.
Позиция европейских автопроизводителей легко объяснима. 4 февраля вступили в силу новые правила, регламентирующие порядок производства автомобилей в РФ западными компаниями. В закон был внесен ряд изменений, инициированных Минэкономразвития. В первую очередь это коснулось числа машин, собираемых в России по методу крупноузловой сборки. Если раньше у «пришлых» автопроизводителей была возможность производить до 30% всех автомобилей по этой схеме, то с февраля процент снизился до цифры «пять». Согласно новым правилам, с конвейеров действующих заводов ежегодно должны сходить не менее 350 тысяч иномарок, более того, не менее 30% машин от этого числа должны комплектоваться произведенными в РФ двигателями или коробками передач.
Чем недовольны управленцы из Volkswagen, и в чем суть их предложений? Первое, о чем просят немцы: вернуться к крупноузловой сборке по старым правилам, то есть к тридцати процентам от общего числа автомобилей вместо пяти. Второе: ликвидировать требование по локализации в России производства двигателей. Представители германского автогиганта сомневаются в окупаемости этого проекта. В частности, Маркус Озегович, руководитель «Фольксваген Груп Рус», заявил, что прибыль возможна лишь в том случае, если в год будет производиться плюс-минус 300 тысяч моторов. Потребностей в этом, уверен Озегович, у российского авторынка нет, и необходимое число двигателей пока ограничивается 100-120 тысячами. К слову, эксперты оценивают затраты на строительство завода по производству силовых установок в размере 300 миллионов евро.
Примечательно, что осенью прошлого года председатель правления Volkswagen Мартин Винтеркорн заявил, что его компания будет и в дальнейшем инвестировать в производство машин на территории России. Эти слова были озвучены в ходе встречи с премьером Владимиром Путиным. Однако прозвучала важная оговорка: основой для новых правил должны были стать предложения Минпромторга. Протокол о намерениях был благополучно подписан, но позже текст закона подвергся правкам со стороны Минэкономразвития, что и вызвало недовольство Volkswagen, а позже и Fiat. Но если итальянцы пока предпочитают отмалчиваться, выразив лишь свое несогласие с новыми правилами, то немцы открыто заявили: если условия промсборки не будут пересмотрены, Volkswagen не будет увеличивать инвестиции в производство машин в РФ. «Пока мы жесткий ультиматум не ставим, но если министерства не изменят условия промсборки, не исключено, что мы откажемся от этого режима», – так прокомментировала ситуацию PR-менеджер «Фольксваген Груп Рус» Юлия Карулина.
Предположим, что правительство РФ пойдет на уступки. Что же обещается взамен? Немецкий автоконцерн предлагает – в обмен на увеличение числа авто, произведенных методом крупноузловой сборки, а то и вовсе полную отмену какого-либо процентного порога – локализовать производство более 60% деталей. По-видимому, этот вариант российским министерствам кажется не слишком выгодным. Чиновники уже высказали свое мнение: никаких изменений в закон внесено не будет.
Представители Volkswagen особенно упирают на то, что Владимир Путин дал поручение Минэкономразвития, Минпромторгу, Минфину и Федеральной таможенной службе «дополнительно проработать» вопрос с условиями крупноузловой сборки, прежде чем придет время подписывать соглашения с иностранными производителями. Однако чиновники не видят смысла пересматривать уже утвержденные цифры. По словам директора департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексея Рахманова, «львиная доля вопросов» в обращениях, полученных министерством от Fiat и Volkswagen, «касалась увеличения квоты на SKD (Semi Knocked Down – то есть крупноузловая или, как ее еще называют, «отверточная» сборка. – Прим. авт.)». «Мы всегда к этому относимся осторожно, потому что нельзя дальше страну превращать только в места отверточной сборки. Это неправильно», – заявил Рахманов в беседе с корреспондентами «РБК daily». Возможный отказ немцев от дальнейших инвестиций представителя Минпромторга не сильно беспокоит: «в ведомстве это воспримут с должным уважением, хотя это для нас не лучший вариант», – отметил он.
Таким образом, нет ничего удивительного в том, что в ответ на поручение премьера представители министерств дали отрицательные «резюме». По их мнению, подписывая в феврале этого года протокол (меморандум) о намерениях, руководство Volkswagen фактически дало согласие работать на новых условиях. Жирную точку поставил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков: «Правила промсборки изменять не планируется».
Проблема заключается еще и в том, что «один в поле не воин». Протестуют лишь два производителя. Остальные либо молчат, либо – как это сделали представители Renault – открыто высказывают согласие с новыми правилами. И если большинство примет изменившиеся условия игры, у Volkswagen и Fiat не останется никаких шансов.
У немцев, организовавших в Калуге крупноузловую сборку более десяти моделей, и итальянцев, планировавших создать крупное СП в паре с отечественным «Соллерсом», похоже, будет лишь два варианта действий. Первый: принять новые правила как есть и сэкономить на пошлинах при ввозе в РФ деталей. Второй: отказаться от навязываемых им условий промсборки и регулярно отчислять 12,5% таможенных платежей за поставляемые на территорию России автокомпоненты. Что окажется для европейских концернов выгоднее, мы узнаем в июне: именно тогда и должно состояться подписание соглашений с автопроизводителями.
Кстати
За пять лет действия в РФ режима промышленной сборки иномарок российская сторона заключила с западными производителями 27 соглашений. Из них большая часть (семнадцать) действительна и по сей день. Благодаря промсборке было создано более 20 тысяч новых рабочих мест.
Технология сборки автомобилей делится на две категории. В европейских странах действуют такие аббревиатуры, как CKD и SKD. Первая – completely knocked down – представляет собой полноценное производство машин «от и «до», включая сварку и окраску кузовов. Вторая – semi knocked down – и есть «отверточная» сборка. Она, в свою очередь, делится на четыре вида. Первый, обозначаемый цифрой «0», предполагает, что с уже готового автомобиля снимается двигатель, КПП, части подвески, зеркала, фары и бамперы. В таком виде машина провозится через таможню, а потом заново собирается на автозаводе в стране прибытия. Чем больше цифра, следующая после аббревиатуры SKD, тем большее число процессов осуществляется при сборке-разборке авто. А «номер 4» и вовсе означает, что на завод прибывает лишь окрашенный кузов и «ящик запчастей» – от двигателя до ковриков.
Александр Кузьмин
Позиция европейских автопроизводителей легко объяснима. 4 февраля вступили в силу новые правила, регламентирующие порядок производства автомобилей в РФ западными компаниями. В закон был внесен ряд изменений, инициированных Минэкономразвития. В первую очередь это коснулось числа машин, собираемых в России по методу крупноузловой сборки. Если раньше у «пришлых» автопроизводителей была возможность производить до 30% всех автомобилей по этой схеме, то с февраля процент снизился до цифры «пять». Согласно новым правилам, с конвейеров действующих заводов ежегодно должны сходить не менее 350 тысяч иномарок, более того, не менее 30% машин от этого числа должны комплектоваться произведенными в РФ двигателями или коробками передач.
Чем недовольны управленцы из Volkswagen, и в чем суть их предложений? Первое, о чем просят немцы: вернуться к крупноузловой сборке по старым правилам, то есть к тридцати процентам от общего числа автомобилей вместо пяти. Второе: ликвидировать требование по локализации в России производства двигателей. Представители германского автогиганта сомневаются в окупаемости этого проекта. В частности, Маркус Озегович, руководитель «Фольксваген Груп Рус», заявил, что прибыль возможна лишь в том случае, если в год будет производиться плюс-минус 300 тысяч моторов. Потребностей в этом, уверен Озегович, у российского авторынка нет, и необходимое число двигателей пока ограничивается 100-120 тысячами. К слову, эксперты оценивают затраты на строительство завода по производству силовых установок в размере 300 миллионов евро.
Примечательно, что осенью прошлого года председатель правления Volkswagen Мартин Винтеркорн заявил, что его компания будет и в дальнейшем инвестировать в производство машин на территории России. Эти слова были озвучены в ходе встречи с премьером Владимиром Путиным. Однако прозвучала важная оговорка: основой для новых правил должны были стать предложения Минпромторга. Протокол о намерениях был благополучно подписан, но позже текст закона подвергся правкам со стороны Минэкономразвития, что и вызвало недовольство Volkswagen, а позже и Fiat. Но если итальянцы пока предпочитают отмалчиваться, выразив лишь свое несогласие с новыми правилами, то немцы открыто заявили: если условия промсборки не будут пересмотрены, Volkswagen не будет увеличивать инвестиции в производство машин в РФ. «Пока мы жесткий ультиматум не ставим, но если министерства не изменят условия промсборки, не исключено, что мы откажемся от этого режима», – так прокомментировала ситуацию PR-менеджер «Фольксваген Груп Рус» Юлия Карулина.
Предположим, что правительство РФ пойдет на уступки. Что же обещается взамен? Немецкий автоконцерн предлагает – в обмен на увеличение числа авто, произведенных методом крупноузловой сборки, а то и вовсе полную отмену какого-либо процентного порога – локализовать производство более 60% деталей. По-видимому, этот вариант российским министерствам кажется не слишком выгодным. Чиновники уже высказали свое мнение: никаких изменений в закон внесено не будет.
Представители Volkswagen особенно упирают на то, что Владимир Путин дал поручение Минэкономразвития, Минпромторгу, Минфину и Федеральной таможенной службе «дополнительно проработать» вопрос с условиями крупноузловой сборки, прежде чем придет время подписывать соглашения с иностранными производителями. Однако чиновники не видят смысла пересматривать уже утвержденные цифры. По словам директора департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексея Рахманова, «львиная доля вопросов» в обращениях, полученных министерством от Fiat и Volkswagen, «касалась увеличения квоты на SKD (Semi Knocked Down – то есть крупноузловая или, как ее еще называют, «отверточная» сборка. – Прим. авт.)». «Мы всегда к этому относимся осторожно, потому что нельзя дальше страну превращать только в места отверточной сборки. Это неправильно», – заявил Рахманов в беседе с корреспондентами «РБК daily». Возможный отказ немцев от дальнейших инвестиций представителя Минпромторга не сильно беспокоит: «в ведомстве это воспримут с должным уважением, хотя это для нас не лучший вариант», – отметил он.
Таким образом, нет ничего удивительного в том, что в ответ на поручение премьера представители министерств дали отрицательные «резюме». По их мнению, подписывая в феврале этого года протокол (меморандум) о намерениях, руководство Volkswagen фактически дало согласие работать на новых условиях. Жирную точку поставил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков: «Правила промсборки изменять не планируется».
Проблема заключается еще и в том, что «один в поле не воин». Протестуют лишь два производителя. Остальные либо молчат, либо – как это сделали представители Renault – открыто высказывают согласие с новыми правилами. И если большинство примет изменившиеся условия игры, у Volkswagen и Fiat не останется никаких шансов.
У немцев, организовавших в Калуге крупноузловую сборку более десяти моделей, и итальянцев, планировавших создать крупное СП в паре с отечественным «Соллерсом», похоже, будет лишь два варианта действий. Первый: принять новые правила как есть и сэкономить на пошлинах при ввозе в РФ деталей. Второй: отказаться от навязываемых им условий промсборки и регулярно отчислять 12,5% таможенных платежей за поставляемые на территорию России автокомпоненты. Что окажется для европейских концернов выгоднее, мы узнаем в июне: именно тогда и должно состояться подписание соглашений с автопроизводителями.
Кстати
За пять лет действия в РФ режима промышленной сборки иномарок российская сторона заключила с западными производителями 27 соглашений. Из них большая часть (семнадцать) действительна и по сей день. Благодаря промсборке было создано более 20 тысяч новых рабочих мест.
Технология сборки автомобилей делится на две категории. В европейских странах действуют такие аббревиатуры, как CKD и SKD. Первая – completely knocked down – представляет собой полноценное производство машин «от и «до», включая сварку и окраску кузовов. Вторая – semi knocked down – и есть «отверточная» сборка. Она, в свою очередь, делится на четыре вида. Первый, обозначаемый цифрой «0», предполагает, что с уже готового автомобиля снимается двигатель, КПП, части подвески, зеркала, фары и бамперы. В таком виде машина провозится через таможню, а потом заново собирается на автозаводе в стране прибытия. Чем больше цифра, следующая после аббревиатуры SKD, тем большее число процессов осуществляется при сборке-разборке авто. А «номер 4» и вовсе означает, что на завод прибывает лишь окрашенный кузов и «ящик запчастей» – от двигателя до ковриков.
Александр Кузьмин