GM умертвил бренд Pontiac
В США на 84 году жизни скончался бренд Pontiac. Он верой и правдой служил GM, поставляя на рынок свой собственный взгляд на автобизнес, но теперь его не стало. 31 октября сроки действия его договоров с пятью сотнями американских дилеров концерна истекли. С точки зрения бизнеса избавление от очередного убыточного бренда сыграет GM на руку, но почему-то смерть именно этой марки вызывает смешанные чувства. Если недавняя кончина бренда Saturn, например, подобных эмоций не вызвала, то вот потеря создателя ряда легендарных авто все же заставила взгрустнуть.
Что интересно, совсем недавно эксперты из Consumer Reports отметили, что после ликвидации марок Hummer, Saturn и Pontiac качество автомобилей General Motors существенно выросло. После таких заявлений шанс на возрождение у этой троицы появится не скоро.
Плачевная участь постигла Pontiac в связи с планом реорганизации некогда крупнейшего в мире автопроизводителя. После банкротства договоры так и не были продлены, что привело к исчезновению 1233 торговых и сервисных точек (включая франшизы). Еще 806 франшиз сменили свой статус и стали независимыми дилерами. Многие дилеры, не согласные с ликвидацией, решили оспаривать это решение в арбитражном суде.
Главная проблема почившего бренда – нежелание руководства создать для него хорошую стратегию, дабы помочь адаптироваться в современном мире. Вкусы потребителей изменились, а Pontiac так и не смог понять, что же произошло. После того как в конце 80-х производство переориентировали на обычный средний класс, забросив идеалы прошлого, Pontiac уже можно было хоронить. Именно тогда бренд потерял свое лицо.
Что интересно, совсем недавно эксперты из Consumer Reports отметили, что после ликвидации марок Hummer, Saturn и Pontiac качество автомобилей General Motors существенно выросло. После таких заявлений шанс на возрождение у этой троицы появится не скоро.
Плачевная участь постигла Pontiac в связи с планом реорганизации некогда крупнейшего в мире автопроизводителя. После банкротства договоры так и не были продлены, что привело к исчезновению 1233 торговых и сервисных точек (включая франшизы). Еще 806 франшиз сменили свой статус и стали независимыми дилерами. Многие дилеры, не согласные с ликвидацией, решили оспаривать это решение в арбитражном суде.
Главная проблема почившего бренда – нежелание руководства создать для него хорошую стратегию, дабы помочь адаптироваться в современном мире. Вкусы потребителей изменились, а Pontiac так и не смог понять, что же произошло. После того как в конце 80-х производство переориентировали на обычный средний класс, забросив идеалы прошлого, Pontiac уже можно было хоронить. Именно тогда бренд потерял свое лицо.
1966 Pontiac GTO
А ведь когда-то именно кризис помог ему обрести себя. После рождения в 1926 году именно провал продаж в 1950-м, чуть не похоронивший марку, заставил руководство задуматься над будущим бренда. Чуть позже, когда Pontiac впервые решили соединить с автогонками, дела все же пошли в гору. С тех пор любой удачный год был так или иначе связан со скоростью и появлением спортивной модели.
40 лет модели Pontiac GTO – версия 1965 года и 2005 года
Главным успехом, конечно, стала модель GTO – Gran Turismo Omologato (иными словами, «готовая к гонкам»). Инженеры просто решили взять модель Tempest и установили под капот двигатель строения V8 – это был успех. GTO до сих пор считается одним из самых удачных масл-каров всех времен. Эта модель «зажгла» бренд, который в 60-х очень удачно продавался и к 1968 году достиг уровня в 17 процентов от 5,4 млн автомобилей, проданных всем концерном. Именно тогда, в 1966 и 1968 годах, вышли два самых заметных представителя семейства GTO. Более того, эта модель до сих пор частенько появляется в различных фильмах и сериалах.
1967 Pontiac GTO из зарубежной киноленты «ХХХ»
В начале 70-х появилась и еще одна легендарная модель – Pontiac Firebird Trans-Am. Она стала катализатором очередного бума, и в 1973 году продажи бренда достигли 920 тысяч экземпляров, но выше уже никогда не поднимались. Для многих американцев, кстати, самым ярким представителем этой серии стала модель 1982 года, которую хорошенько разрекламировали в сериале «Knight Rider» («Рыцарь дорог») c Дэвидом Хассельхоффом в главной роли.
1982 Pontiac Kitt из сериала «Knight Rider»
Дна, о которое больно ударился Pontiac, он достиг в конце 90-х, когда на сцену вышла модель Aztec. Конечно, менеджмент пытался убить бренд и раньше, сдвигая его в сторону премиума, но появление этой модели было уже за гранью добра и зла. По заверениям создателей, она должна была понравиться не только заядлым кемперам, но и спортивной молодежи. Интересно, что сподвигло их на такие выводы? В итоге Aztec не понравился ни тем ни другим, да и вообще стал символом безвкусицы. Он был больше похож на симбиоз минивэна и броневика, причем после аварии.
2003 Pontiac Aztek
В начале нового тысячелетия в GM попытались вдохнуть новую жизнь в некогда великий бренд, запустив модель G8, но дилеры хотели полную модельную линейку, и GM начал перевешивать значки с Chevrolet, окончательно уничтожив Pontiac как самобытного производителя.
Одним из последних упоминаний о бренде перед его закрытием стал отзыв более 200 тысяч автомобилей Pontiac Vibe, около 40 тысяч из которых были проданы за пределами США. Собирали эти модели на заводе NUMMI в Калифорнии, который сейчас закрыт. Обслуживание, кстати, продолжится и после кончины бренда. Однако теперь все новые автомобили автоматически будут считаться подержанными. У дилеров по-прежнему стоят десятки замаскированных Chevrolet, некоторые из них клиенты не хотят брать даже с огромной скидкой.
2009 Pontiac Vibe
Последним рекордным показателем продаж, который Pontiac установил в 2008 году, стала отметка в 267 тысяч автомобилей, что на порядок меньше, чем в лучший 1973 год. Для тех, кто принял случившееся слишком близко к сердцу, можем сообщить, что некоторые из моделей все-таки уцелели. Так, G3 и Vibe будут продавать под ликом Buick Verana, небезызвестный Buick Regal спрячет Pontiac G6, а флагман марки Pontiac G8 окончательно переродится в теле Chevrolet Caprice. Так что перевешивание шильдиков закончилось совсем не так, как рассчитывали в руководстве концерна.
Артем Барановский