Иномарки вывезут российский автопром из кризиса
Впервые в истории российского автопрома в нынешнем году иномарок было выпущено больше, чем машин отечественных брендов. По данным «АСМ-Холдинга», за девять месяцев 2010 года производители иномарок изготовили 424,14 тысячи машин, тогда как с конвейеров традиционных российских автозаводов сошло 400,2 тысячи автомобилей. Как отмечают эксперты, несмотря на то что от государственного субсидирования автокредитов и программы утилизации выиграли прежде всего отечественные автопроизводители во главе с АвтоВАЗом, наибольший рост выпуска показывают именно иномарки (104,6% против 82,7%). Стоит при этом отметить, что две трети иномарок российского производства выпускаются в режиме «промсборки» – с января по сентябрь их выпуск вырос более чем в два раза, до 283,7 тысячи машин.
«Увеличение сегмента иностранных брендов, произведенных в России, происходит во многом за счет сокращения импорта», – говорит партнер по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers в России Наталия Щербакова. Импорт легковых автомобилей в нашу страну за девять месяцев 2010 года вырос на 15,9% и составил 423,5 тысяч машин – это чуть меньше, чем за тот же период было выпущено иномарок в России. Таким образом, иномарки «Made in Russia» сравнялись не только с отечественными авто, но и с импортными, что объясняется введением в 2009 году заградительных таможенных пошлин.
При этом доля импортируемых брендов продолжает снижаться и в денежном выражении – по данным PricewaterhouseCoopers в России, с 74% в прошлом году до 58% за семь месяцев 2010 года. «В период бурного роста российского авторынка масштабные инвестиции зарубежных автопроизводителей и рост объемов их производства позволяли сохранять долю иномарок, произведенных в России, практически неизменной, – говорит партнер, руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers в России Стенли Рут. – Дальнейшие инвестиции иностранных производителей в Россию даже в кризисный период, таможенные пошлины и государственные программы стимулирования автомобилей, в том числе иномарок, произведенных в России, способствовали существенному увеличению доли иномарок внутреннего производства на рынке. Их доля в количественном выражении, неуклонно растущая с 2002 года, в нынешнем году превысила показатель в 30%».
«Увеличение сегмента иностранных брендов, произведенных в России, происходит во многом за счет сокращения импорта», – говорит партнер по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers в России Наталия Щербакова. Импорт легковых автомобилей в нашу страну за девять месяцев 2010 года вырос на 15,9% и составил 423,5 тысяч машин – это чуть меньше, чем за тот же период было выпущено иномарок в России. Таким образом, иномарки «Made in Russia» сравнялись не только с отечественными авто, но и с импортными, что объясняется введением в 2009 году заградительных таможенных пошлин.
При этом доля импортируемых брендов продолжает снижаться и в денежном выражении – по данным PricewaterhouseCoopers в России, с 74% в прошлом году до 58% за семь месяцев 2010 года. «В период бурного роста российского авторынка масштабные инвестиции зарубежных автопроизводителей и рост объемов их производства позволяли сохранять долю иномарок, произведенных в России, практически неизменной, – говорит партнер, руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers в России Стенли Рут. – Дальнейшие инвестиции иностранных производителей в Россию даже в кризисный период, таможенные пошлины и государственные программы стимулирования автомобилей, в том числе иномарок, произведенных в России, способствовали существенному увеличению доли иномарок внутреннего производства на рынке. Их доля в количественном выражении, неуклонно растущая с 2002 года, в нынешнем году превысила показатель в 30%».
Как отмечают эксперты, иномарки местной сборки получили ряд преимуществ над импортными машинами. Так, «нашемарки» пользуются всеми мерами господдержки, участвуя в программах льготного автокредитования и утилизации автохлама. Кроме того, по моделям «Made in Russia» производители иномарок могут проводить более гибкую ценовую политику за счет формирования определенной части себестоимости в рублевой зоне и отказа от уплаты полной таможенной пошлины.
В целом импортозамещение, высокие таможенные пошлины и государственные программы стимулирования продаж автомобилей, выпущенных в России, продолжают увеличивать долю внутреннего производства на рынке. «2008 год стал переломным для автомобилей «местной» сборки, – говорит С. Рут. – Их доля, уменьшавшаяся до этого несколько лет подряд, на данный момент значительно выросла и достигла максимальных значений за последние восемь лет – порядка 64% в количественном выражении и 49% в денежном выражении».
Между тем, несмотря на экспансию «нашемарок», позиции АвтоВАЗа как лидера российского автопрома остаются недосягаемыми. Почти каждый второй автомобиль, выпускаемый в России, сходит с конвейера АвтоВАЗа (его доля в объеме производства превышает 45%). Неизменное лидерство АвтоВАЗа на самом автогиганте объясняют тем, что проектные мощности предприятия изначально больше, чем у какого-либо другого автозавода на территории России. Но загрузка этих мощностей была бы невозможна без наличия востребованного продукта, отмечают на АвтоВАЗе. Низкие по сравнению с конкурентами цены, а также самое доступное по цене и территориальному покрытию обслуживание обеспечивают стабильный спрос на автомобили Lada, которые занимают около 30% российского авторынка.
При этом на АвтоВАЗе признают, что производство иномарок на территории России начинает превалировать над отечественными машинами, однако отмечают, что ориентировано оно в значительной степени на автомобили, которые дороже автомобилей Lada в два и более раз. Поэтому особой угрозы в экспансии «нашемарок» АвтоВАЗ для себя не видит, ведь в бюджетном сегменте по-прежнему господствует Lada.
Что касается дальнейших перспектив российского автопрома, то уже в будущем году автопроизводство в нашей стране может выйти на докризисный уровень. По прогнозу агентства «Автостат», в нынешнем году в России будет выпущено 1,1 млн легковых автомобилей, из них около половины – иномарки. А в будущем году объемы выпуска приблизятся к рекордному 2008 году и составят 1,4 млн машин, причем на иностранные бренды придется уже 55%. Как отмечает С. Рут, рост российского автопрома обеспечат продление действия высоких пошлин, поддержка спроса со стороны государства, а также общий рост спроса на автомобили, обусловленный изношенностью автопарка России, низкой автомобилизацией населения и улучшением макроэкономической ситуации.
В программе «Автопром-2020», разработанной Минпромторгом России, в качестве приоритетного сценария развития рассматривается сценарий «Партнерство». Он предполагает обеспечение около 80% российского авторынка за счет внутреннего производства и незначительный объем экспорта (не более 8% от общего объема производства), преимущественно на рынки СНГ. По прогнозу Минпромторга, из 3 млн 150 тысяч легковых автомобилей, которые будут выпускаться в России к 2020 году, 1,65 млн машин (52%) придутся на российские автозаводы, оставшиеся 1,5 млн штук (48%) – на производителей иномарок.
При этом в Минпромторге предполагают, что на российском рынке будет два крупных российских производителя (в партнерстве с иностранными) и четыре-пять крупных локализованных иностранных производителей. Как отмечают эксперты, под «российскими автопроизводителями» имеются в виду альянсы АвтоВАЗа и Renault-Nissan, а также Sollers и Fiat, в рамках которых будут выпускаться иномарки. Таким образом, автомобили отечественной разработки могут почти совсем исчезнуть с российских конвейеров. Показательно, что АвтоВАЗ к 2015 году намерен полностью обновить модельный ряд за счет моделей на платформе Renault Logan, сохранив производство лишь Lada Kalina на новой платформе.
Александр Чупров