На спецсовещании, посвященном развитию отечественной системы навигации ГЛОНАСС, премьер-министр России Владимир Путин отметил возможность эффективно использовать эту систему в интересах социально-экономического развития регионов РФ, а также то, что ГЛОНАСС сможет повысить уровень безопасности на дорогах России. К 2012 году все новые автомобили уже могут оснащаться системой ГЛОНАСС в обязательном порядке.
С момента, когда военным приказали разрешить использовать системы точного наземного позиционирования, ГЛОНАСС стала третьей системой в мире по количеству спутников и по площади покрытия территории планеты своим сигналом, а правительство занимается активным продвижением многомиллионного проекта. Правда, премьер-министр признал, что уровень использования российских навигационных систем даже на транспорте в Российской Федерации пока не превышает и 10%. «Необходимо серьезно ускорить этот процесс», – заявил В. Путин.
История отечественного гражданского навигационного комплекса ГЛОНАСС началась 1 января 2007 года – спустя 14 лет после того, как ее начали использовать российские военные. И только в конце 2006 года, когда от гражданских американских приемников системы GPS уже было некуда деваться, тогдашний министр обороны России Сергей Иванов сообщил, что Генштаб Вооруженных сил России с 1 января 2007 года снимает все ограничения по точности определения координат объектов в рамках использования национальной глобальной навигационной системы (ГЛОНАСС).
Для полноценной работы системы ГЛОНАСС, штатный состав которой должен насчитывать 24 навигационных космических аппарата, необходимо иметь на орбитах не менее 18 спутников. 24 спутника покрывают всю территорию планеты и обеспечивают 100%-ную работоспособность системы. Но американцы решили увеличить количество спутников своей системы GPS, чтобы повысить точность позиционирования и иметь резерв мощностей на случай сбоев. К марту 2010 года отряд спутников системы GPS насчитывал 31 аппарат.
В 2007 году, когда ГЛОНАСС разрешили использовать «гражданским», у системы на орбите было только 14 спутников. В 2009 году к программе ГЛОНАСС присоединился Казахстан. В качестве вклада он отдал три своих спутника. В 2007 году Сергей Иванов уверял, что к концу 2009 года система ГЛОНАСС заработает в полном масштабе. Сейчас, в 2010 году, у ГЛОНАСС 23 орбитальных спутника, из которых два аппарата находятся в резерве.
После объявления развития программы ГЛОНАСС как национальной программы престижа заявления политиков о скором вводе ГЛОНАСС в эксплуатацию посыпались как из рога изобилия. В 2008 году министр транспорта РФ Игорь Левитин, выступая на расширенной коллегии Минтранса, заявлял, что в ближайшем будущем российские автомобили будут оснащаться навигаторами отечественной разработки, работающими со спутниковой системой ГЛОНАСС. А замминистра Евгений Москвичев расписывал мир после введения ГЛОНАСС следующим образом: «Наши автомобилисты получат от заводов-изготовителей автомобиль, в который будет вмонтирован датчик ГЛОНАСС, и мы с вами будем иметь цифровую карту России в масштабах 1:50 000 и 1:100 000».
Тут же встал вопрос о том, сколько же будут стоить приемники ГЛОНАСС для рядовых пользователей. В декабре 2007 года в продаже появились первые приборы спутниковой навигации, работающие с российской спутниковой системой ГЛОНАСС. Приемник работает с сигналами как GPS, так и ГЛОНАСС. Новинка под названием Glospace разработана Научно-исследовательским институтом космического приборостроения. Первый двухсистемный навигатор предназначен в первую очередь для использования в автомобиле: он обладает цветным сенсорным дисплеем с диагональю 7” и разрешением 480×234 пиксела, процессором 400 МГц, встроенной памятью 64 Мб и операционной системой Windows CE 5.0. Тогда президенту РФ показали приемник для широкого использования, в том числе и для легковых автомобилей. Вице-премьер Сергей Иванов сказал, что он будет стоить примерно 500 долларов. Среди дополнительных мультимедийных возможностей устройства присутствует проигрывание аудио- и видеофайлов. Цена навигатора выше аналогов, принимающих сигналы только американских спутников, примерно в два раза.
Со временем цена навигатора, конечно, падает, но если заставить автопроизводителей ставить навигаторы во все автомобили, которые экспортируются в Россию, то цены на машины вырастут. А если компания позаботится о встраивании навигатора в компьютерную систему автомобиля, то разработка таких вещей влетит компаниям в копеечку и они отыграются на российских покупателях.
А скоро еще вступит в действие новый техрегламент для транспортных средств «О безопасности колесных транспортных средств», предъявляющий 17 обязательных требований к безопасности автомобилей всех видов и марок на российских дорогах общего пользования. Согласно регламенту, конструкция транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, должна обеспечивать возможность оснащения аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Председатель правительства РФ Владимир Путин подписал постановление «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» год назад. Как говорится в сообщении правительства РФ, технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования постановления. То есть в сентябре 2010 года.
Но и это еще не все меры, которые предпримет правительство, чтобы вытеснить американский GPS с российского рынка.
В конце 2010 года, как ожидается, будет принят закон о введении заградительных пошлин на ввоз навигационных устройств, не поддерживающих стандарт ГЛОНАСС. Проект будет касаться исключительно навигационных устройств, устанавливаемых на транспортные средства. А вот на автомобильные навигаторы пошлина вырастет в пять раз – с 5% до 25%.
Кирилл Орлов
С момента, когда военным приказали разрешить использовать системы точного наземного позиционирования, ГЛОНАСС стала третьей системой в мире по количеству спутников и по площади покрытия территории планеты своим сигналом, а правительство занимается активным продвижением многомиллионного проекта. Правда, премьер-министр признал, что уровень использования российских навигационных систем даже на транспорте в Российской Федерации пока не превышает и 10%. «Необходимо серьезно ускорить этот процесс», – заявил В. Путин.
История отечественного гражданского навигационного комплекса ГЛОНАСС началась 1 января 2007 года – спустя 14 лет после того, как ее начали использовать российские военные. И только в конце 2006 года, когда от гражданских американских приемников системы GPS уже было некуда деваться, тогдашний министр обороны России Сергей Иванов сообщил, что Генштаб Вооруженных сил России с 1 января 2007 года снимает все ограничения по точности определения координат объектов в рамках использования национальной глобальной навигационной системы (ГЛОНАСС).
Для полноценной работы системы ГЛОНАСС, штатный состав которой должен насчитывать 24 навигационных космических аппарата, необходимо иметь на орбитах не менее 18 спутников. 24 спутника покрывают всю территорию планеты и обеспечивают 100%-ную работоспособность системы. Но американцы решили увеличить количество спутников своей системы GPS, чтобы повысить точность позиционирования и иметь резерв мощностей на случай сбоев. К марту 2010 года отряд спутников системы GPS насчитывал 31 аппарат.
В 2007 году, когда ГЛОНАСС разрешили использовать «гражданским», у системы на орбите было только 14 спутников. В 2009 году к программе ГЛОНАСС присоединился Казахстан. В качестве вклада он отдал три своих спутника. В 2007 году Сергей Иванов уверял, что к концу 2009 года система ГЛОНАСС заработает в полном масштабе. Сейчас, в 2010 году, у ГЛОНАСС 23 орбитальных спутника, из которых два аппарата находятся в резерве.
После объявления развития программы ГЛОНАСС как национальной программы престижа заявления политиков о скором вводе ГЛОНАСС в эксплуатацию посыпались как из рога изобилия. В 2008 году министр транспорта РФ Игорь Левитин, выступая на расширенной коллегии Минтранса, заявлял, что в ближайшем будущем российские автомобили будут оснащаться навигаторами отечественной разработки, работающими со спутниковой системой ГЛОНАСС. А замминистра Евгений Москвичев расписывал мир после введения ГЛОНАСС следующим образом: «Наши автомобилисты получат от заводов-изготовителей автомобиль, в который будет вмонтирован датчик ГЛОНАСС, и мы с вами будем иметь цифровую карту России в масштабах 1:50 000 и 1:100 000».
Тут же встал вопрос о том, сколько же будут стоить приемники ГЛОНАСС для рядовых пользователей. В декабре 2007 года в продаже появились первые приборы спутниковой навигации, работающие с российской спутниковой системой ГЛОНАСС. Приемник работает с сигналами как GPS, так и ГЛОНАСС. Новинка под названием Glospace разработана Научно-исследовательским институтом космического приборостроения. Первый двухсистемный навигатор предназначен в первую очередь для использования в автомобиле: он обладает цветным сенсорным дисплеем с диагональю 7” и разрешением 480×234 пиксела, процессором 400 МГц, встроенной памятью 64 Мб и операционной системой Windows CE 5.0. Тогда президенту РФ показали приемник для широкого использования, в том числе и для легковых автомобилей. Вице-премьер Сергей Иванов сказал, что он будет стоить примерно 500 долларов. Среди дополнительных мультимедийных возможностей устройства присутствует проигрывание аудио- и видеофайлов. Цена навигатора выше аналогов, принимающих сигналы только американских спутников, примерно в два раза.
Со временем цена навигатора, конечно, падает, но если заставить автопроизводителей ставить навигаторы во все автомобили, которые экспортируются в Россию, то цены на машины вырастут. А если компания позаботится о встраивании навигатора в компьютерную систему автомобиля, то разработка таких вещей влетит компаниям в копеечку и они отыграются на российских покупателях.
А скоро еще вступит в действие новый техрегламент для транспортных средств «О безопасности колесных транспортных средств», предъявляющий 17 обязательных требований к безопасности автомобилей всех видов и марок на российских дорогах общего пользования. Согласно регламенту, конструкция транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, должна обеспечивать возможность оснащения аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Председатель правительства РФ Владимир Путин подписал постановление «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» год назад. Как говорится в сообщении правительства РФ, технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования постановления. То есть в сентябре 2010 года.
Но и это еще не все меры, которые предпримет правительство, чтобы вытеснить американский GPS с российского рынка.
В конце 2010 года, как ожидается, будет принят закон о введении заградительных пошлин на ввоз навигационных устройств, не поддерживающих стандарт ГЛОНАСС. Проект будет касаться исключительно навигационных устройств, устанавливаемых на транспортные средства. А вот на автомобильные навигаторы пошлина вырастет в пять раз – с 5% до 25%.
Кирилл Орлов