branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Автокомпании ждут восстановления авторынка

В минувшем году компания Sollers провела масштабную подготовку к запуску на территории России новых заводов по производству легковых автомобилей. Валерий Тараканов, директор по маркетингу компании Sollers, рассказывает о будущем компании и рынка автомобилей в России...
В минувшем году компания Sollers провела масштабную подготовку к запуску на территории России новых заводов по производству легковых автомобилей. Валерий Тараканов, директор по маркетингу компании Sollers, рассказывает о будущем компании и рынка автомобилей в России.

– Валерий Георгиевич, каков ваш прогноз по продажам на 2010 год?
– Наш прогноз чуть более оптимистичный, чем прогноз АЕБ (1,5 млн шт.). Мы ожидаем, что в 2010 году рынок составят 1,48 млн легковых и чуть больше 100 тыс. легких коммерческих автомобилей. Таким образом, наш прогноз – 1,58 млн, то есть почти 1,6 млн автомобилей.

– За счет чего рынок будет расти?
– Безусловно, произойдет перераспределение в пользу автомобилей, производимых в России, как отечественных брендов, так и иностранных. На стимулирование спроса на отечественные машины будут направлены госпрограммы. Кроме того, мы ожидаем, что объем госзакупок, если выражать его в миллиардах рублей, будет ненамного меньше, чем в 2009 году. То есть федеральные закупки ожидаются на сумму тех же 20 млрд, как и в 2009 году. Региональные программы, возможно, сократятся, но сумма на них выделяется все равно существенная, порядка 14 млрд рублей. Плюс выделены 10 млрд рублей на программу субсидий за утилизирование автомобилей и, по нашим ожиданиям, программа субсидирования кредитных ставок составит около 2 млрд рублей с учетом переноса неизрасходованной части бюджета 2009 г. В целом 46-47 млрд рублей – это очень значительная сумма. Очевидно, что вся она пойдет на поддержку российского автомобильного производства.

– В вашей компании участие в госзакупках на 2010 год запланировано?
– Конечно. Во-первых, в прошлом году мы поставили более 8 тысяч машин в рамках госзакупок. В этом году хотим увеличить этот показатель, до какой цифры не могу сказать – пока продолжаем переговоры с заказчиками. Главные наши продукты в этом сегменте – это УАЗы и FIAT Ducato, традиционными заказчиками которых являются Министерство обороны, МВД, Минздрав, ФМБА и другие государственные структуры. Вот сейчас активно будем продвигать Ducato по муниципальным предприятиям, в частности для пассажирского транспорта, а также службам здравоохранения. Мы, например, уже выполнили контракт на поставку 100 автобусов FIAT Ducato для Мосгортранса, которые начали работать на улицах Москвы, и еще 80 будут допоставлены в первом квартале 2010 г.

– Хотелось бы узнать ваше мнение по утилизации. Как вы думаете, программа будет эффективна?
– Возможно, программа заработает с опозданием. Думаю, она будет успешна, но объемы продаж по этой программе, скорее всего, будут меньше, чем расчетные 200 тыс. автомобилей в рамках бюджета 10 млрд рублей. Все зависит от того, когда заработает механизм, потому что, к примеру, есть ряд вопросов у дилеров автомобилей. Например, как будет производиться компенсация затрат на транспортировку автомобиля к пункту утилизации, каковы будут временные разрывы между предоставлением скидки и компенсации дилеру. Этот механизм должен быть отлажен – тогда все заработает.

– И сколько, по вашей оценке, смогут продать по этой программе?
– Сейчас это невозможно предположить. С 8 марта программа будет запущена, но на первом этапе могут возникнуть проблемы, которые будут еще устраняться какое-то время.

– Это правда, что вы на УАЗе запускаете свою программу утилизации?
– Да, есть задача создать собственный центр утилизации, который бы обслуживал всю Ульяновскую область. К 8 марта, то есть моменту запуска правительственной программы, наш центр должен действовать.

– Какие показатели по продажам запланированы в вашей компании на 2010 год?
– Мы еще не называем точную сумму, но я могу дать ориентир. Общие продажи по группе Sollers на российском рынке в прошлом году были порядка 64 тыс. автомобилей всех брендов, включая грузовики Isuzu. В этом году мы планируем увеличить продажи как минимум на треть.

– Вы рассматриваете открытие новых сборочных площадок в 2010 году?
– У нас обсуждаются некоторые варианты. Пока речь идет о сборке УАЗов в Казахстане – но не о серийном производстве стандартных машин, а о выпуске спецавтомобилей. На Дальнем Востоке мы запустили проект. А все другие новые проекты будут связаны с тем, какие решения будут приняты правительством по концепции развития автопрома. Та информация, которая есть, предполагает несколько сценариев. Что в итоге выберут, будет ясно, я думаю, уже весной.

– Какой вариант для вас предпочтительнее?
– Хотя мы являемся дистрибьютором иностранных автомобилей и собираем иномарки, все-таки мы прежде всего отечественный автопроизводитель. Для себя мы видим наиболее предпочтительной программу поддержки производства автомобилей не только самостоятельно российскими компаниями, но также поддержки создания альянсов с глобальными игроками. Для этого нужны большие инвестиции, нужны нематериальные меры поддержки автопрома, в частности развитие структуры НИОКР. Чтобы производить автомобили, разрабатывать их, здесь должны быть мощные инженерно-технические организации. А это значит, что нужно привлекать дорогих специалистов, создавать им условия для работы и быта и т. д.

– Вы сейчас ведете переговоры с какими-нибудь европейскими менеджерами?
– У нас работает несколько иностранных менеджеров на заводах. А в Москве, например, мой коллега Герхард Хильгерт занимается бизнес-девелопментом и возглавляет наше СП с Isuzu. Если мы будем увеличивать объемы и будут новые проекты с иностранными участниками, то, конечно, мы будем привлекать иностранных специалистов.

– Что у вас происходит с Fiat? Дилеры жалуются, что есть проблемы с поставками и запчастями. Когда будет оформлено СП с Fiat, или вы уже отказались от этой идеи?
– Проект по СП с Fiat был готов к запуску осенью 2008 года. Из-за кризиса его перенесли на год. По оптимистичным прогнозам, которые давали и Global Insight, и J.D. Power Automotive Consulting весной прошлого года, рынок должен был начать восстанавливаться уже в конце 2009 года. К сожалению, все вышло не так, и осенью мы решили, что нужно еще ждать, так как все эти проекты достаточно капиталоемкие. Важное объявление по Fiat мы сделаем позже. Что касается дилеров, то некоторые проблемы существуют, мы решаем возникающие сложности в индивидуальном порядке.

– То есть вы готовы собирать машины, Fiat готов – теперь осталось только подождать, что решит правительство?
– Пока мы не можем об этом говорить. Могу сказать, что решение еще не принято.

– Когда возобновится выпуск местной FIAT Albea?
– Когда возник вопрос с избыточностью автомобилей в первой половине года, мы действительно решили пока приостановить производство. Для того чтобы его возобновить, нужно фундаментальное решение. Производство Albea мы возобновим – это может произойти уже в начале года.

– Стоки по Albea еще есть?
– Уже почти нет. Они очень незначительны.

Елена Костякова