Государство продлит пошлины на иномарки
12 января 2009 года вступило в силу Постановление правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. № 943 “О внесении изменений в пункт 11 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования”. В данном постановлении речь идет об увеличении таможенных пошлин на все ввозимые частными или юридическими лицами автомобили, в том числе и о временном (на девять месяцев) увеличении пошлин с 25% до 30% для новых легковушек.
Комиссия по защитным мерам во внешней торговле при правительстве РФ продлит истекающий 11 сентября срок действия 30%-ных пошлин на ввоз в Россию новых иномарок.
Изменение ставок таможенных пошлин на автомобили
до трех лет с бензиновым двигателем,
ввозимые юридическими лицами с января 2009 года
По данным министерства, введенные пошлины положительно сказываются на российской автопромышленности. Производство машин внутри России теперь преобладает над импортом, число работающих в автопроме сокращается, но планомерно. Завод “ИжАвто” обанкротился, ТагАЗ уволил несколько тысяч сотрудников и практически остановился, АвтоВАЗ “проел” все государственные дотации и понес за первое полугодие убытки в размере 14,1 млрд рублей. То есть, по мнению министерства, это все есть положительное влияние высоких пошлин.
Если в январе автомобили, произведенные в России, составляли только 43% продаж, то в июне – уже 61%. Повышение пошлин привело к тому, что выпуск машин в стране стал преобладать над их импортом: в январе было импортировано 31,2 тысячи новых иномарок при объеме сборки в России на уровне 18,2 тысячи машин. В июне, наоборот, импорт новых иномарок составил 37,2 тысячи автомобилей, а объем внутреннего производства – 58,8 тысячи.
Только российская автомобильная продукция как была в своей массе допотопной техникой, так и осталась. АвтоВАЗ выпускает модели рождения 1980 года – “классика”, 1984-го – семейство “Самара”, 1995-го – “десятки” и “Приоры” и 2004-го – “Калина” (Lada Kalina показали еще на МИМС-2000 и потом еще четыре года пытались наладить серийное производство). Когда весь авторынок за первые полгода упал на 49%, продажи АвтоВАЗа также значительно снизились и упали на 41%. Однако АвтоВАЗ, который в этом году планирует выпустить около 350 тыс. автомобилей при мощности завода в 750 тыс. автомобилей, нарастил свою долю на рынке с 25,5 до 30%.
Высокие показатели российской автопромышленности достигаются не за счет хорошего качества и других конкурентных преимуществ, а за счет искусственного наращивания разрыва в ценах между автомобилями, производимыми в стране, и импортом. Пытаясь создать для отечественной промышленности сверхкомфортные условия без реальной конкуренции, мы придем к ситуации, когда можно задирать цены, производить и продавать небольшое количество автомобилей с высокой прибылью и иметь еще очередь из страждущих покупателей на пять лет вперед. При таком раскладе создавать что-то новое абсолютно не имеет смысла, и Focus на российском конвейере можно будет продержать хоть двадцать лет (как это делают с моделями “Жигулей”).
Как ключевой аргумент в пользу продления высоких пошлин министерство называет увеличение доходов бюджета за счет сборов от импорта новых иномарок. При более чем двукратном его падении бюджет все равно получил больше поступлений, чем в прошлом году. За истекший период 2009 года пошлин от ввоза легковых автомобилей было собрано на 2,7 млрд рублей ($83 млн) больше, чем в 2008 году.
Обладая некоторыми статистическими данными, можно подсчитать в первом приближении доходы государства от таможенных пошлин. Средняя цена иномарки в России в 2008 году была на уровне $22 000. Средняя таможенная стоимость одного автомобиля, ввезенного в 2008 году в Россию, повысилась примерно на 10% и составила около $15 000. В первом полугодии 2008 года было продано 1 486 953 автомобиля, из них не менее 900 000 иномарок было импортировано в Россию. При средней таможенной цене в $15 000 и таможенной пошлине в 25% это дало сборы минимум в 3,3 млрд долл.
В декабре 2008 года ожидалось, что 2009 год станет для страны куда более тяжелым, и продажи автомобилей будут идти ни шатко ни валко. Прогнозы специалистов называли цифры падения продаж новых автомобилей от 20 до 30%. Не последнюю роль в спаде потребления автомобилей сыграют и новые таможенные пошлины. Причем спад произойдет главным образом за счет подорожавших импортируемых иномарок. Таким образом, количество новых иномарок, пересекающих границу, составит в 2009 году около 1 050 000 – 1 200 000 штук. Средняя цена продаваемых на нашем рынке иномарок упадет до $20 000.
На самом деле продажи сократились не на 20-30%, как предполагалось в декабре, а в два раза (на 49%) – до 763 926 автомобилей за первую половину 2009 года. Из этого небольшого количества проданных иномарок не более 345 000 автомобилей прошли новую 30%-ную “растаможку”. Хотя и эта цифра оптимистична, так как импортеры предпочли завезти огромные партии автомобилей в конце 2008 года и первую половину 2009-го торговали в основном прошлогодними автомобилями. Тем не менее, даже если считать по оптимистичным цифрам, то при той же средней таможенной цене авто $15 000 в этом году таможенникам удалось собрать не более $1,5 млрд пошлин на новые легковые автомобили.
Кирилл Орлов
Комиссия по защитным мерам во внешней торговле при правительстве РФ продлит истекающий 11 сентября срок действия 30%-ных пошлин на ввоз в Россию новых иномарок.
до трех лет с бензиновым двигателем,
ввозимые юридическими лицами с января 2009 года
По данным министерства, введенные пошлины положительно сказываются на российской автопромышленности. Производство машин внутри России теперь преобладает над импортом, число работающих в автопроме сокращается, но планомерно. Завод “ИжАвто” обанкротился, ТагАЗ уволил несколько тысяч сотрудников и практически остановился, АвтоВАЗ “проел” все государственные дотации и понес за первое полугодие убытки в размере 14,1 млрд рублей. То есть, по мнению министерства, это все есть положительное влияние высоких пошлин.
Если в январе автомобили, произведенные в России, составляли только 43% продаж, то в июне – уже 61%. Повышение пошлин привело к тому, что выпуск машин в стране стал преобладать над их импортом: в январе было импортировано 31,2 тысячи новых иномарок при объеме сборки в России на уровне 18,2 тысячи машин. В июне, наоборот, импорт новых иномарок составил 37,2 тысячи автомобилей, а объем внутреннего производства – 58,8 тысячи.
Только российская автомобильная продукция как была в своей массе допотопной техникой, так и осталась. АвтоВАЗ выпускает модели рождения 1980 года – “классика”, 1984-го – семейство “Самара”, 1995-го – “десятки” и “Приоры” и 2004-го – “Калина” (Lada Kalina показали еще на МИМС-2000 и потом еще четыре года пытались наладить серийное производство). Когда весь авторынок за первые полгода упал на 49%, продажи АвтоВАЗа также значительно снизились и упали на 41%. Однако АвтоВАЗ, который в этом году планирует выпустить около 350 тыс. автомобилей при мощности завода в 750 тыс. автомобилей, нарастил свою долю на рынке с 25,5 до 30%.
Высокие показатели российской автопромышленности достигаются не за счет хорошего качества и других конкурентных преимуществ, а за счет искусственного наращивания разрыва в ценах между автомобилями, производимыми в стране, и импортом. Пытаясь создать для отечественной промышленности сверхкомфортные условия без реальной конкуренции, мы придем к ситуации, когда можно задирать цены, производить и продавать небольшое количество автомобилей с высокой прибылью и иметь еще очередь из страждущих покупателей на пять лет вперед. При таком раскладе создавать что-то новое абсолютно не имеет смысла, и Focus на российском конвейере можно будет продержать хоть двадцать лет (как это делают с моделями “Жигулей”).
Как ключевой аргумент в пользу продления высоких пошлин министерство называет увеличение доходов бюджета за счет сборов от импорта новых иномарок. При более чем двукратном его падении бюджет все равно получил больше поступлений, чем в прошлом году. За истекший период 2009 года пошлин от ввоза легковых автомобилей было собрано на 2,7 млрд рублей ($83 млн) больше, чем в 2008 году.
Обладая некоторыми статистическими данными, можно подсчитать в первом приближении доходы государства от таможенных пошлин. Средняя цена иномарки в России в 2008 году была на уровне $22 000. Средняя таможенная стоимость одного автомобиля, ввезенного в 2008 году в Россию, повысилась примерно на 10% и составила около $15 000. В первом полугодии 2008 года было продано 1 486 953 автомобиля, из них не менее 900 000 иномарок было импортировано в Россию. При средней таможенной цене в $15 000 и таможенной пошлине в 25% это дало сборы минимум в 3,3 млрд долл.
В декабре 2008 года ожидалось, что 2009 год станет для страны куда более тяжелым, и продажи автомобилей будут идти ни шатко ни валко. Прогнозы специалистов называли цифры падения продаж новых автомобилей от 20 до 30%. Не последнюю роль в спаде потребления автомобилей сыграют и новые таможенные пошлины. Причем спад произойдет главным образом за счет подорожавших импортируемых иномарок. Таким образом, количество новых иномарок, пересекающих границу, составит в 2009 году около 1 050 000 – 1 200 000 штук. Средняя цена продаваемых на нашем рынке иномарок упадет до $20 000.
На самом деле продажи сократились не на 20-30%, как предполагалось в декабре, а в два раза (на 49%) – до 763 926 автомобилей за первую половину 2009 года. Из этого небольшого количества проданных иномарок не более 345 000 автомобилей прошли новую 30%-ную “растаможку”. Хотя и эта цифра оптимистична, так как импортеры предпочли завезти огромные партии автомобилей в конце 2008 года и первую половину 2009-го торговали в основном прошлогодними автомобилями. Тем не менее, даже если считать по оптимистичным цифрам, то при той же средней таможенной цене авто $15 000 в этом году таможенникам удалось собрать не более $1,5 млрд пошлин на новые легковые автомобили.
Кирилл Орлов