branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Opel заставят поднимать российский автопром

Opel сделал выбор в пользу русских. Этому способствовало сразу несколько факторов, однако русские от этой сделки могут не получить ничего, кроме международного престижа...
Opel, почти как хоккей с шайбой, стал русско-канадским развлечением. Один из самых лакомых кусков империи GM в прошедшую субботу перешел под контроль альянса канадской Magna и российских Сбербанка и группы “ГАЗ”. Сбербанку отошло только 35% акций, 20% акций приобрел канадский производитель комплектующих Magna, 10% акций будут у коллектива компании Opel, а еще 35%, то есть на паритетных условиях со Сбербанком, остались у самой GM. Тем не менее главным хозяином становится Magna, которая будет осуществлять оперативное управление компанией.

Покупая Opel, Magna и Сбербанк получают контроль над восемью производственными площадками в Германии, Бельгии, Польше, Испании и Великобритании. В прошлом году они выпустили 1,47 млн машин. Magna может закрыть заводы в Бельгии и один завод в Великобритании (там их два), сократив до 10-11 тыс. сотрудников Opel (всего в Opel 55 тыс. человек). Штаб-квартира Opel останется в Рюссельхайме, руководить Opel будет нынешний глава GM Europe Карл-Питер Форстер. Все четыре завода Opel в Германии продолжат работу.

У GM было много предложений на приобретение Opel, одно из самых привлекательных – от итальянского Fiat. Отдать европейское отделение в руки итальянского управленца Серджио Маркионне означало создать у себя под боком мощного конкурента. Однако итальянца подвела бескомпромиссная решительность опытного кризис-менеджера. Его предложения сократить значительное количество сотрудников и войти в режим жесткой экономии пришлись не по душе германскому правительству.

Magna очень давно стремится стать полноправным участником узкого клуба автопроизводителей. Компания давно подбивает клинья и к ГАЗу, и к ВАЗу, и к европейским компаниям, но крупных успехов на этом поле до сегодняшнего момента у Mаgna не было. И вот теперь наконец-то Magna сама получит ту славу и прибыль, которые раньше на ее комплектующих делали другие.

Однако нас больше интересует во всей этой истории “русский след”. Зачем Сбербанку такой актив? И как в сделку попал безденежный в общем-то Горьковский автозавод?

Что касается ГАЗа, то он выступает как индустриальный партнер, то есть отдаст, если что, свои мощности под производство (сборку?) немецких авто. Один из руководителей Magna Зигфрид Вольф сообщил о планах занять с помощью Opel до 20% российского рынка, включая продвижение за счет легкого коммерческого транспорта, например Opel Combo.

Есть мнение, что Горьковский автозавод перешел уже под государственный контроль в обеспечение долгов управляющей компании “Базовый элемент”. Председатель правления Сбербанка Герман Греф отметил в эфире телеканала “Вести-24”: “Мы как банк заинтересованы, чтобы за счет приобретения таких активов была реструктурирована автомобильная отрасль Российской Федерации”. Мы-то думали, что у финансовой организации должны быть другие интересы. Тем не менее Сбербанк – один из крупнейших кредиторов группы “ГАЗ”, и теперь он “в ответе за того, кого приручил”.

ГАЗ в этой сделке должен остаться в выигрыше: получит ли он от Opel технологии, производство каких-либо моделей или какую другую помощь, главное – мощности простаивать не будут. Сбербанк может выделить ГАЗу нужные средства, а Magna – помочь с оборудованием и с локализаций комплектующих.

На первых же порах мы можем на нашем рынке увидеть реальные последствия совершенной накануне сделки. ГАЗ может заняться крупноузловой сборкой моделей Opel, а Сбербанк может начать выдавать небывало выгодные по нынешним меркам кредиты населению на покупку автомобилей Opel – ведь надо же как-то стимулировать продажи СВОИХ автомобилей.

Кирилл Орлов