Недавно президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон Российской Федерации “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”. В законную силу новые поправки вступают 23 мая этого года. Пожалуй, главным пунктом в обновленной системе штрафов станет увеличение денежного взыскания с водителей, не пропустивших пешеходов в предназначенном для перехода дороги месте, с 100 до 1000 руб. Вместе с тем для пешеходов и велосипедистов, которые нарушили правила дорожного движения, штраф увеличили всего с 100 до 200 руб.
Как считают эксперты, денежные штрафы для всех участников дорожного движения должны быть одинаковы, кроме того, необходимо не только вносить поправки в действующее законодательство, но и повышать эффективность системы безопасности в целом, а также бороться с коррупцией на дорогах.
Наиболее радикальными стали изменения в статье 12.18, которая наказывает за “невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей ТС), пользующимся преимуществом в движении”. Так, в графе “наказание” слова “предупреждение или” в новой редакции исключили, а штраф в 100 руб. заменили на более внушительное денежное взыскание: “от восьмисот до одной тысячи”. Между тем финансовое наказание за нарушение ПДД пешеходом или велосипедистом повысилось с 100 до 200 руб. Как пояснил в беседе с AutoNews.ru представитель ГИБДД, который захотел остаться неназванным, подобная разница в размерах штрафов вызовет справедливое возмущение среди водителей, особенно в крупных мегаполисах.
Не секрет, что пешеходы зачастую нарушают правила чаще самих водителей. Дороги переходят и перебегают в самых неожиданных местах и на скоростных участках. Красный свет давно уже не останавливает на “зебре”. Как считает наш собеседник, необходимо уравнять в правах всех участников дорожного движения, а иначе пешеходы просто “сядут на голову” водителям. В городских мегаполисах встречаются маленькие улочки вдоль больших трасс, где человеческий поток попросту не прекращается целый день, пешеходы снуют через дорогу туда-сюда постоянно, и не нарушить правила у водителя здесь никак не получится. Даже наличие подземного или надземного перехода зачастую не останавливает иных граждан, желающих сэкономить минутку-другую и выбежать на проезжую часть. А ведь зачастую именно такие “бегуны” провоцируют аварии с различной степенью травматизма и летальных исходов. Несколько лет назад в крупных городах все было иначе. Автомобили мчались, не обращая почти никакого внимания на мельтешащих пешеходов, а те переходили дорогу с опаской даже на зеленый свет. В последнее время обстановка стала улучшаться, причем зачастую дорогая иномарка останавливается перед “зеброй”, а разбитый жигуленок со скрежетом проносится мимо. “Все-таки не стоит из одной крайности впадать в другую, – говорит наш собеседник. – Пешеходы должны нести не меньшую ответственность за нарушение правил”.
Заслуживает внимания и ужесточение наказания за нарушение правил перевозки людей. “Этим особенно грешат водители маршруток, исходя из меркантильных побуждений, и перевозят пассажиров в том числе и стоя, – отмечает представитель ГИББД. – А ведь обычная “Газель”, которая чаще всего используется под эти цели, и так вызывает массу нареканий по части безопасности пассажиров. Водители маршрутных такси особенно не жируют, и увеличение штрафа с 100 до 500 руб. поможет “пролечить” недобросовестных водил”.
Мнения специалистов по поводу новых штрафов разделились. В ГИБДД считают, что повышение суммы взысканий – вполне действенная мера для пресечения нарушений. Наш собеседник сообщил, что после введения штрафа за непристегнутый ремень около 70% водителей в Москве стали ездить пристегнутыми, что не раз их выручало при ДТП. В то же время президент Гильдии автомобильных журналистов Ольга Неделина полагает, что обстановка на дорогах кардинально не изменится. “Мировой опыт свидетельствует о том, что ситуация меняется только тогда, когда работает система, – говорит Ольга Неделина. – Так как принимаемые в отношении дорожного движения меры по своей сути должны были быть направлены прежде всего на создание инструмента, обеспечивающего свободное и безопасное перемещение граждан и товаров по территории Российской Федерации, а не становиться все более совершенным инструментом коррупции на дорогах”. По мнению президента Гильдии автомобильных журналистов, следует обратить внимание на предупреждение причин возникновения ДТП и снижение тяжести их последствий. “Смертность – это уже постфактум, – отмечает эксперт. – А что является причиной? Причина – неправильная государственная политика в этой области. И тенденция, что виноваты во всем и всегда только водители (кстати, это еще должно быть доказано судом), приводит к тому, что деньги в должной мере не вкладываются в реконструкцию старых и строительство новых дорог”.
Никита Афанасьев
Как считают эксперты, денежные штрафы для всех участников дорожного движения должны быть одинаковы, кроме того, необходимо не только вносить поправки в действующее законодательство, но и повышать эффективность системы безопасности в целом, а также бороться с коррупцией на дорогах.
Наиболее радикальными стали изменения в статье 12.18, которая наказывает за “невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей ТС), пользующимся преимуществом в движении”. Так, в графе “наказание” слова “предупреждение или” в новой редакции исключили, а штраф в 100 руб. заменили на более внушительное денежное взыскание: “от восьмисот до одной тысячи”. Между тем финансовое наказание за нарушение ПДД пешеходом или велосипедистом повысилось с 100 до 200 руб. Как пояснил в беседе с AutoNews.ru представитель ГИБДД, который захотел остаться неназванным, подобная разница в размерах штрафов вызовет справедливое возмущение среди водителей, особенно в крупных мегаполисах.
Не секрет, что пешеходы зачастую нарушают правила чаще самих водителей. Дороги переходят и перебегают в самых неожиданных местах и на скоростных участках. Красный свет давно уже не останавливает на “зебре”. Как считает наш собеседник, необходимо уравнять в правах всех участников дорожного движения, а иначе пешеходы просто “сядут на голову” водителям. В городских мегаполисах встречаются маленькие улочки вдоль больших трасс, где человеческий поток попросту не прекращается целый день, пешеходы снуют через дорогу туда-сюда постоянно, и не нарушить правила у водителя здесь никак не получится. Даже наличие подземного или надземного перехода зачастую не останавливает иных граждан, желающих сэкономить минутку-другую и выбежать на проезжую часть. А ведь зачастую именно такие “бегуны” провоцируют аварии с различной степенью травматизма и летальных исходов. Несколько лет назад в крупных городах все было иначе. Автомобили мчались, не обращая почти никакого внимания на мельтешащих пешеходов, а те переходили дорогу с опаской даже на зеленый свет. В последнее время обстановка стала улучшаться, причем зачастую дорогая иномарка останавливается перед “зеброй”, а разбитый жигуленок со скрежетом проносится мимо. “Все-таки не стоит из одной крайности впадать в другую, – говорит наш собеседник. – Пешеходы должны нести не меньшую ответственность за нарушение правил”.
Заслуживает внимания и ужесточение наказания за нарушение правил перевозки людей. “Этим особенно грешат водители маршруток, исходя из меркантильных побуждений, и перевозят пассажиров в том числе и стоя, – отмечает представитель ГИББД. – А ведь обычная “Газель”, которая чаще всего используется под эти цели, и так вызывает массу нареканий по части безопасности пассажиров. Водители маршрутных такси особенно не жируют, и увеличение штрафа с 100 до 500 руб. поможет “пролечить” недобросовестных водил”.
Мнения специалистов по поводу новых штрафов разделились. В ГИБДД считают, что повышение суммы взысканий – вполне действенная мера для пресечения нарушений. Наш собеседник сообщил, что после введения штрафа за непристегнутый ремень около 70% водителей в Москве стали ездить пристегнутыми, что не раз их выручало при ДТП. В то же время президент Гильдии автомобильных журналистов Ольга Неделина полагает, что обстановка на дорогах кардинально не изменится. “Мировой опыт свидетельствует о том, что ситуация меняется только тогда, когда работает система, – говорит Ольга Неделина. – Так как принимаемые в отношении дорожного движения меры по своей сути должны были быть направлены прежде всего на создание инструмента, обеспечивающего свободное и безопасное перемещение граждан и товаров по территории Российской Федерации, а не становиться все более совершенным инструментом коррупции на дорогах”. По мнению президента Гильдии автомобильных журналистов, следует обратить внимание на предупреждение причин возникновения ДТП и снижение тяжести их последствий. “Смертность – это уже постфактум, – отмечает эксперт. – А что является причиной? Причина – неправильная государственная политика в этой области. И тенденция, что виноваты во всем и всегда только водители (кстати, это еще должно быть доказано судом), приводит к тому, что деньги в должной мере не вкладываются в реконструкцию старых и строительство новых дорог”.
Никита Афанасьев